По пьяному хотению каршеринговое решение

Развитие современных технологий вносит в нашу повседневность пусть и существовавшие ранее, но уже ультраоснащенные сервисы. Прежде взять на прокат автомобиль можно было в специальных пунктах, теперь один из вариантов его аренды именуется каршерингом с дистанционным оформлением клиентских услуг.

В идеале новый сервис предполагает и новое отношение. Но в реальности – не совсем так. У некоторых пользователей каршеринговые автомобили начали ассоциироваться со вседозволенностью, ставящей иной раз под угрозу безопасность дорожного движения, а то и жизнь окружающих.

Не сказать, чтобы это происходило постоянно. Услугами каршеринговых автомобилей пользуется множество законопослушных граждан, и какой-либо дополнительный контроль со стороны компании-поставщика услуг им не нужен. Однако случается, что за рулем оказываются водители в состоянии алкогольного опьянения. Именно они становятся виновниками ДТП.

Пожалуй, одним из первых стало происшествие в ноябре прошлого года. Тогда за короткий промежуток времени нарушитель умудрился разбить в Минске 10 машин.

Изначально молодой человек, арендовавший Volkswagen, повредил во дворе жилого дома три машины. Понимая, что его привлекут к ответственности, он покинул место происшествия и припарковался неподалеку.

Тем временем сотрудники ГАИ установили причастный к ДТП автомобиль, а один из нарядов заметил его на дороге. Когда инспекторы стали приближаться, нарушитель проигнорировал требование об остановке, объехал спецмашину по тротуару и решил скрыться. Однако далеко не уехал: не справившись с управлением, повредил теперь уже шесть припаркованных авто. Бросив каршеринговую машину, водитель попытался убежать, но был задержан правоохранителями. Медицинское освидетельствование показало в его крови 1,78 промилле алкоголя.

Инспекторы составили административные протоколы. Владельцы поврежденных автомобилей обратились к страховщикам. Каршеринговая компания после уверений в обеспокоенности произошедшим инцидентом, неприемлемости сложившейся ситуации и возмущений грубыми нарушениями Правил дорожного движения закрыла горе-клиенту доступ к сервису и заявила об его обязательствах: согласно договору молодой человек должен выплатить полную стоимость причиненного ущерба и штраф, так как в момент ДТП управлял автомобилем, будучи пьяным. «Если бы клиент был в трезвом состоянии, то сумма ответственности за повреждения авто по его вине была бы фиксированной и не превысила 1500 рублей, а для тарифа «Сказка» – 500 рублей», – пояснили тогда в компании.

Сегодня в Минске четыре каршеринговых оператора предоставляют услуги аренды порядка 535 автомобилей, обозначенных логотипами соответствующих фирм. На их сайтах размещен договор подключения к сервису, где наряду с инструкцией действий по оплате и началу движения описываются права, обязанности, ответственность и штрафы, которые могут быть применены к клиенту.

Несмотря на схожесть методологии ведения бизнеса, каждая фирма устанавливает свои штрафные санкции и условия, обеспечивающие возмещение убытков, связанных с действиями водителей, повлекших нанесение вреда имуществу компании, то есть каршеринговому автомобилю. Немаловажную часть этих штрафов составляют средства, взыскиваемые по причине участия в дорожно-транспортном происшествии. А если водитель находился за рулем в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, то, помимо возмещения стоимости разбитой машины, клиентам разных компаний грозят и разные штрафы: от 5 до 30 тысяч рублей и самое загадочное – сумма, определяемая в ходе проводимого разбирательства по факту ДТП.

Но и эти суммы не являются окончательными. Ведь у некоторых операторов также предусмотрено возмещение убытков «в виде упущенной выгоды из расчета суточной стоимости аренды» с учетом времени нахождения каршерингового авто в ремонте.

Особый финансовый колорит расходам клиента, оказавшегося за рулем в нетрезвом виде, придает и факт того, что административные взыскания, накладываемые Госавтоинспекцией или в судебном порядке, начисление которых может дойти до конфискации автомобиля и штрафа в одну тысячу базовых величин, не входят в штрафы компании. Ну а своеобразной вишенкой на этом финансовом многослойном торте является то, что каршеринговая фирма не несет финансовой ответственности перед владельцами других поврежденных транспортных средств.

Иными словами, если изначально не осознать, за что придется заплатить после нескольких минут сомнительного удовольствия лихой пьяной езды, то необдуманные действия могут повергнуть в долговую яму на многие годы.

Только вот не останавливает и не пугает это некоторых водителей. Даже если предположить, что при подключении к сервису каршеринга кто-то просто не читает разделы договора об ответственности и штрафах, то уж слишком наивно полагать, что нетрезвое управление транспортом может пройти безнаказанно.

Пусть сегодня в статистике Госавтоинспекции нет специального раздела по ДТП с участием каршерингового транспорта, у многих граждан все же имеются причины для волнения. Если не за себя лично, то за своих родных и близких. Приведем несколько мнений случайных собеседников, уже воспользовавшихся каршеринговыми автомобилями.

«Каршеринг – дело хорошее, – считает Вадим. – Но если пользоваться им по обоснованной необходимости. Возможно, мне так только кажется, но такая востребованность чаще возникает у пьяных. В интернете постоянно читаешь информацию о том, что очередной нетрезвый водитель каршеринговой машины устроил ДТП».

«Знакомый недавно получил права. Отец свою машину ему не дает, даже условие поставил: первый год – только с ним ездить. Но с друзьями покататься ведь тоже надо, – рассуждает Татьяна. – А вот каршеринг всегда найти можно. Сел за руль – и в приятной компании с друзьями развиваешь навыки вождения. Что делать, если авария? Ой, да не будет ничего такого».

«Мой сосед после работы выпить может. А потом его на «подвиги» тянет. Деловой такой становится и все свою машину нахваливает – не остановить. Если ему покажется, что слов недостаточно – тащит к автомобилю, заводит и норовит прокатиться, – рассказывает Алексей. – Супруга его эту причуду знает. Поэтому, как только начинается «старая песня о главном», сразу ключи от машины прячет. Последнее время и телефон прятать стала – боится, что за руль каршеринга сядет».

«Приложение скачал, карточку привязал – и можно ехать, – радуется Александр. – Читал ли договор подключения? Зачем, согласился не глядя! Ну что там может быть нового? Самый обыкновенный публичный договор, что и на каждом сайте».

«Не нравится мне этот каршеринг, – делится Виктор. – Складывается впечатление, что в этих компаниях прекрасно понимают высокую вероятность появления за рулем нетрезвого водителя. Вот и пытаются зарабатывать штрафами. Почему так считаю? А вы загляните в салон – все есть, а одного не хватает…»

Почему бы и не заглянуть? Скачиваем приложение, принимаем условия договора. Ищем ближайшую машину…

Даже при детальном рассмотрении все очень впечатляет: чистый салон, полная комплектация. Не надо быть большим специалистом, чтобы понять – автомобиль оснащен всем необходимым для постоянного нахождения в поле зрения оператора каршеринга. Чего же «одного не хватает», о чем упоминал Виктор. Наконец, понимаем: при нынешних высокотехнологичных возможностях наверняка можно было предусмотреть блокировку, чтобы машина не заводилась, когда за рулем нетрезвый клиент.

Можно, например, положить в салон обыкновенный алкотестер, а его показания фиксировать с помощью видеокамеры.

Но для этого придется что-то менять. А зачем? О том, как оператор борется за безопасность дорожного движения, можно громко и пафосно говорить. А реальное процветание бизнесу приносят деньги, да и действовать посредством штрафов значительно проще.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий