По особым правилам, с особыми требованиями

Об обеспечении безопасности при перевозке опасных грузов в Республике Беларусь рассказывает ведущий государственный инспектор управления надзора за безопасностью при перевозке опасных грузов Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор) Николай ЗАЙКО.

По особым правилам, с особыми требованиями

По особым правилам, с особыми требованиями

О СУБЪЕКТАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Перевозку опасных грузов в стране осуществляют 2740 субъектов хозяйствования, из них автомобильным транспортом – 2369, железнодорожным – 366, воздушным – четыре и внутренним водным – один.

Изготовлением транспортных средств, тары и оборудования, предназначенных для перевозки опасных грузов, занимаются 17 организаций, техническим диагностированием и ремонтом – 9, подготовкой работников – 28.

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ

С 2001 года деятельность в области безопасности перевозки опасных грузов осуществляется в рамках Закона Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов». С 2013-го в связи с внесенными изменениями и дополнениями Закон действует в новой редакции. В целом законодательная база насчитывает более 15 актов.

Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь утверждаются Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов, которые являются техническим нормативным правовым актом, устанавливающим перечни опасных грузов, допущенных к перевозке, и обязательные для соблюдения требования их перевозки.

МЧС также утверждает порядок подготовки работников субъектов перевозки, порядок расследования аварий и инцидентов и порядок учета аварий и инцидентов, связанных с перевозкой опасных грузов.

Отмечу, в настоящее время Госпромнадзором ведется работа по комплексной переработке Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь. Это обусловлено необходимостью их гармонизации с международными актами.

Проект правил приведен в соответствие с требованиями:

– Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов и дополнениями, вступившими в силу с 1 января 2015 года;

– Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877.

О НАДЗОРЕ ЗА ПЕРЕВОЗКОЙ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Надзор осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и внесенными изменениями согласно Указу от 03.06.2016 № 188.

Указом установлены критерии отнесения субъектов к высокой, средней или низкой группе риска; регламентируются требования, порядок, сроки проведения плановых, внеплановых, контрольных проверок.

В пределах своей компетенции МЧС Республики Беларусь и Госпромнадзор контролируют выполнение следующих международных норм:

– Конвенции о физической защите ядерного материала и ядерных установок от 26 октября 1979 года;

– Конвенции международной организации гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. – вступила в силу для Республики Беларусь 4 июля 1993 года;

– Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов – вступило в силу для Республики Беларусь 5 мая 1993 года;

– Соглашения о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении – вступило в силу для Республики Беларусь 6 октября 1993 года.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. № 1105 «Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера» проводится осмотр автомобильных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, на предмет технического состояния, оснащения и оформления, соблюдения маршрута следования.

Необходимо отметить, что также функционирует система надзора и контроля во взаимодействии с УП «Белтехосмотр», Госавтоинспекцией, ревизорским аппаратом Белорусской железной дороги, службой безопасности полетов Департамента по авиации, диагностирующими и обучающими организациями.

Надзор также осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера:

– проведение мониторингов и направление рекомендаций по устранению и недопущению выявленных недостатков;

– проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства;

– информирование субъектов (в том числе с использованием средств глобальной компьютерной сети Интернет и СМИ) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок;

– проведение семинаров и круглых столов.

Субъектами перевозки установлен и производственный контроль. В организациях назначаются ответственные специалисты, прошедшие подготовку в обучающих организациях. Специалисты ежегодно готовят отчет о состоянии безопасности перевозки опасных грузов с оценочными параметрами, соответствующими международным нормам. Данный документ хранится в организации в течение пяти лет и может быть затребован надзорными органами в любое время.

ОБ АВАРИЯХ И ИНЦИДЕНТАХ

При перевозке автомобильным транспортом отмечено снижение с 9 инцидентов в 2001 году до нуля по состоянию на I полугодие 2016 года, а на железнодорожном – со 126 инцидентов в 2001 году до нуля по состоянию на I полугодие 2016 года.

Гибели и травматизма людей при перевозке опасных грузов не допущено с 2003 года.

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУРАХ

Требования, касающиеся осуществления административных процедур, регистрации транспортных средств, допуска их к работе, выдачи свидетельств о подготовке работников, установлены:

– Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»;

– Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Лицензии на перевозку опасных грузов не требуется. Действует минимальный перечень административных процедур:

– Выдача разрешения на право изготовления конкретных моделей объектов перевозки опасных грузов (специализированных транспортных средств, цистерн и сосудов под давлением). Исключение составляют объекты перевозки, на действия которых распространяются технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза. Соответствие требованиям указанных регламентов ими и подтверждается.

– Выдача разрешения на право изготовления или применения в Республике Беларусь импортных объектов перевозки опасных грузов (специализированных транспортных средств, цистерн и сосудов под давлением). Исключение также составляют объекты перевозки, на действия которых распространяются технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза. Соответствие требованиям указанных регламентов ими и подтверждается.

– Выдача разрешения на право проведения подготовки и переподготовки лиц, занятых перевозкой опасных грузов.

– Выдача свидетельства о подготовке работника, занятого перевозкой опасных грузов.

Указом Президента Республики Беларусь установлено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Подготовка лиц, связанных с перевозкой опасных грузов воздушным транспортом, осуществляется в соответствии с международными нормами с периодичностью 1 раз в два года, другими видами транспорта – один раз в пять лет и проводится в организациях, имеющих разрешение Госпромнадзора. В год подготовку проходит более 7000 человек.

Прием экзаменов и выдачу свидетельств осуществляет Госпромнадзор в соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов».

Свидетельства соответствуют международным стандартам. Например, для водителей они изготавливаются из пластика с дополнительными элементами защиты, что соответствует стандарту ISO.

Елена ПЕТРОВА, «ДТП»

По материалам семинара «О реализации государственной политики в области охраны труда и обеспечения безопасности транспортной деятельности»