Первые жертвы

Автомобилистам все чаще приходится смотреть в зеркала заднего вида – на дорогах появились мотоциклы. Госавтоинспекция традиционно проводит специальные профилактические мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием мототранспорта.

МотодвижениеС 15 по 29 апреля Госавтоинспекция проводит во всей стране акцию «Мотодвижение – без нарушений!», направленную на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием двухколесных транспортных средств. Она актуальна еще и потому, что уже в этом году на дорогах Витебской области произошло четыре аварии с участием мотоциклистов, в которых один человек погиб и четверо получили травмы различной степени тяжести.

Так, 13 февраля вечером 27-летний житель Полоцка, управляя мотоциклом «Ява» на автодороге Полоцк – Дретунь, возле деревни Жихари не справился с управлением, съехал в кювет и столкнулся с придорожным деревом. В результате водитель получил травмы, от которых умер через несколько дней в больнице.

Спустя месяц в Полоцке местный житель на мотоцикле «Ямаха» не справился с управлением и совершил столкновение с остановившимся впереди «Опелем». В аварии пострадал 18-летний пассажир мотоцикла, который получил травмы и был госпитализирован.

5 апреля из-за превышения скорости житель Новополоцка, управлявший мотоциклом «Сузуки» на автодороге Р20 Витебск – Полоцк – граница Латвии, возле деревни Междуречье при объезде препятствия не справился с управлением и опрокинулся. В ДТП 21-летний мотоциклист получил ранения и был доставлен в больницу.

8 апреля днем на улице Ленинградской в Витебске выезд на полосу встречного движения допустил водитель «Сузуки». Юноша столкнулся с поворачивавшим налево в попутном направлении авто «Ровер-Дискавери». В ДТП мотоциклист и ехавший с ним пассажир получили травмы и были госпитализированы в отделение реанимации областной больницы.

Как отметили в отделе агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома, причинами, которые привели к вышеуказанным авариям, стали отсутствие у водителей должных навыков управления двухколесными транспортными средствами (у большинства нет соответствующего права управления мототранспортом), несоблюдение дистанции, выезд на полосу встречного движения и превышение скорости.

Кроме мотоциклов на дорогах все чаще можно встретить и скутеры. В Госавтоинспекции подчеркивают, что водитель скутера тоже полноценный участник дорожного движения, который обязан знать и выполнять все требования Правил дорожного движения. Для управления скутером требуется наличие водительского удостоверения категории АМ. Кроме того, мопед должен быть зарегистрирован в ГАИ. В целях обеспечения безопасности запрещено выезжать на скутере без застегнутого мотошлема.

Также следует знать, что скорость движения скутера значительно ниже скорости остальных транспортных средств на дороге, а значит, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения, двигаться на мопеде можно не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги, при этом выезд допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.

Таким образом, находясь в стороне от основного транспортного потока, водитель мопеда сам в большей безопасности и никому не мешает. Это требование необходимо четко выполнять еще и потому, что он гораздо слабее защищен от травм в случае ДТП.

Как и любое транспортное средство, скутер должен эксплуатироваться только в технически исправном состоянии и без каких-либо переделок.

Кстати, чтобы получить права на управление им, достаточно сдать теоретический экзамен. А вот тем, кто собирается получать водительское удостоверение на право управления транспортными средствами, относящимися к категории А (мотоциклы), подкатегории А1 (мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью не более 11 киловатт (легкие мотоциклы)), надо сдавать как теоретический, так и практический экзамены.

Учитывая, что часто за руль скутера и мотоцикла садятся подростки, они и их родители должны знать: если водитель, управляющий транспортным средством, не имеет права управления, то штраф в таком случае составляет от 5 до 20 базовых величин (повторно – до 50 базовых величин).

За езду на мотоциклах, мопедах и скутерах без мотошлема предусмотрены штрафные санкции до 1 базовой величины (повторно – до 5 базовых величин).

За управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, законодательством предусмотрена административная ответственность – предупреждение или штраф в размере от 1 до 3 базовых величин (в соответствии со ст. 18.12 ч. 5 КоАП Республики Беларусь).

Повторное нарушение данной статьи в течение года влечет ответственность в виде штрафа от 2 до 5 базовых величин.

В Госавтоинспекции напоминают: если у вас есть мопед (скутер) или вы собираетесь его приобрести, необходимо в течение 10 дней с момента приобретения поставить данное транспортное средство на учет в ГАИ, застраховать и пройти технический осмотр в соответствии с законодательством. Для уточнения вопросов регистрации мототранспортных средств следует обращаться в ГАИ по месту жительства.

Госавтоинспекция обращает внимание любителей мототехники на то, что решающим условием благополучных поездок на мотоцикле является строгое соблюдение Правил дорожного движения.

Геннадий Закржевский, «ДТП»