Не протиснуться…

Витебск входит в число крупнейших городов Беларуси и, чтобы не отставать от современного ритма жизни, всегда находится в движении. Трудно представить современного человека без автомобиля. Интенсивность движения увеличивается ежегодно, а это порождает колоссальные транспортные потоки.

Не протиснутьсяМежду тем далеко не все водители личных автомобилей соблюдают Правила дорожного движения, что заметно осложняет жизнь водителям общественного транспорта и пассажирам. О том, к чему приводит игнорирование прописных истин, нам рассказал инженер по безопасности движения филиала «Автобусный парк № 1, г. Витебск» Евгений Романов.

Как залезть в «карман»?

– Автобусный парк № 1 г. Витебска в 1954 году занял свое место на улицах города и вписался в его историю как крупнейший пассажироперевозчик. Основными его задачами являются безопасность перевозки и своевременная доставка пассажиров к пункту назначения в соответствии с установленными графиками движения. За счет профессионализма водителей и слаженной работы всех служб данные задачи выполняются в полном объеме. Но есть и иные факторы, из-за которых происходят задержки автобусов. И многие из них не всегда зависят от водителя.

Из года в год растет число личного транспорта на улицах города, при этом за счет специфики Витебска количество стоянок не увеличивается. Но вопрос-то и не в этом: кто ищет стоянку, тот ее найдет, и не всегда у дверей магазина, но в пятиминутной доступности точно.

В последние годы водители маршрутных транспортных средств все чаще сталкиваются с одной и той же проблемой: автомобили, оставленные с нарушением правил остановки (стоянки), – с горечью отмечает Евгений Романов.

В качестве примера он приводит ситуацию, сложившуюся на улице Чкалова:

– Зачастую, заезжая на остановочный пункт, специально оборудованный и конструктивно отделенный от основной проезжей части разделительной полосой (как пример, остановочные пункты «Юг-6» или «СШ № 25»), водители автобусов не могут продолжить движение из-за поставленных автомобилей и должны дожидаться, пока появится владелец машины и уберет ее. Если возможность проезда все-таки имеется, водители автобусов вынуждены маневрировать между автомобилями, поставленными на стоянку как с левой стороны (вдоль разделительной полосы), так и с правой, непосредственно на остановочном пункте. При подобной расстановке автомобилей при маневрировании водителям приходится выносить переднюю часть автобуса большим радиусом на остановочный пункт, где как раз располагается «стихийный рынок», у самого края остановочного пункта.

Те же проблемы и при выезде. И если в случае маневрирования в стесненных автомобилями условиях нервничает только водитель автобуса, то из-за невозможности выезда с остановочного пункта предел терпения заканчивается и у пассажиров, ведь никто не хочет опоздать на важную встречу или работу.

«Уважаемые водители, ведь вы сами, ваши родственники или дети так или иначе прибегаете к услугам пассажирского транспорта и становитесь теми самыми пассажирами. Уважайте людей, выполняющих свою работу!» – обращается филиал «Автобусный парк № 1, г. Витебск» к нерадивым водителям.

Следует отметить, что остановка вдоль разделительной полосы указанного остановочного пункта не запрещается, но должна соблюдаться 15-метровая зона от заезда и выезда.

На уменьшение времени задержек маршрутных транспортных средств, начинающих движение от обозначенного остановочного пункта, направлен и пункт 125 Правил дорожного движения. Он дает приоритетное право маршрутному транспортному средству на выезд с заездного «кармана» остановочного пункта в крайнюю правую полосу движения. Соответственно водители, движущиеся по ней, должны снижать скорость при включении сигнала поворота на маршрутном транспортном средстве и уступать дорогу автобусам при их выезде от остановочного пункта. Но, как показывает практика, так поступают единицы.

Опять же при выполнении данного требования на первое место ставится вопрос взаимоуважения. Зачастую, чтобы выехать из заездного «кармана» после посадки пассажиров, водитель автобуса теряет время, пропуская поток автомобилей, движущихся в крайней правой полосе движения.

Водители, нарушающие пункт 125 Правил дорожного движения, могут привлекаться к административной ответственности по ч. 6 ст. 18.14 КоАП РБ в виде штрафа до пяти базовых величин.

Так захотелось в магазин, что стало плохо…

Нельзя обойти стороной и ряд вопросов, связанных с нарушением правил остановки и стоянки. Довольно часто в Витебске в нарушение пункта 143.5 Правил дорожного движения водители производят остановку непосредственно на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств, чем создают помеху для движения автобусов. В свою очередь, пункт 143.5 запрещает остановку и стоянку ТС на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и ближе 15 метров от них, кроме случаев остановки для посадки (высадки) пассажиров, с условием, что это не создаст препятствия для движения маршрутных транспортных средств.

Не протиснуться– Комментируя данный пункт, уместно указать, что длина остановочной площадки остановочного пункта определяется расстоянием между дорожными знаками 5.12.1 «Остановочный пункт автобуса» (устанавливается в конце остановочного пункта) и 5.12.2 «Место остановки автобуса» (устанавливается в начале остановочного пункта), а при их отсутствии – длиной местного уширения проезжей части («кармана»). Ограничения на остановку транспортных средств распространяются на всю длину остановочной площадки и на 15-метровую зону в каждую сторону. Но, несмотря на требования Правил дорожного движения, указанную проблему невозможно решить исключительно с помощью ГАИ. Поэтому единственным выходом остается взаимоуважение и понимание между самими водителями, – говорит Евгений Романов. – Также на оживленных проспектах и улицах города довольно часто можно наблюдать картину: в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена», на остановке автобуса, останавливается автомобиль, водитель включает аварийную световую сигнализацию, уходит за покупками в ближайший магазин или остается в машине. Важно, что за время подобной остановки 100–200 водителей автомобилей, движущихся по той же полосе, вынуждены перестраиваться в другие полосы, вспоминая остановившегося недобрым словом.

Рассмотрим простейшую ситуацию. В пункте 51.2 Правил дорожного движения указывается: водитель при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, обязан, включив при этом аварийную световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки. Когда вы такое видели в последний раз? Под вынужденной остановкой Правилами дорожного движения понимается случай неожиданно возникшей неисправности автомобиля, когда дальнейшее движение угрожает безопасности движения, а также внезапного ухудшения состояния здоровья водителя или пассажира. Многие злоупотребляют этим положением. Ставят машину в запрещенном месте, включают «аварийку» и идут в магазин. А ведь это, как и ожидание знакомых, друзей, не является вынужденной остановкой.

Запланированное и умышленное прекращение движения водителем даже с включением аварийной сигнализации – нарушение ПДД и прописных правил поведения на дороге. Это влечет административную ответственность. Ведь в случае совершения действительно вынужденной остановки в месте, где остановка запрещена, водитель должен руководствоваться подпунктами 51.2 и 53.2 пунктов 51 и 53 Правил дорожного движения, а именно: включить аварийную световую сигнализацию и незамедлительно выставить знак аварийной остановки. Невыставление знака влечет за собой ответственность по ч. 3 ст. 18.14 КоАП в виде наложения штрафа до двух базовых величин.

«Подрезал» и уехал, а люди падают

Возмущают водителей автобусов и резкие перестроения водителей легковушек, так называемое «подрезание». Это нарушение пунктов 56 и 59 Правил дорожного движения. При совершении перестроения в полосу движущегося автобуса на небезопасном расстоянии создается аварийная обстановка, которая вынуждает водителя автобуса применять во избежание столкновения экстренное торможение. А оно может повлечь падение пассажиров в салоне, что не исключает получения ими телесных повреждений различной степени тяжести.

Не протиснутьсяСогласно пунктам 56 и 59 ПДД водитель при перестроении должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения их направления движения, убедившись, что его действия будут безопасны и не создадут препятствия для дорожного движения. Создание аварийной обстановки расценивается как грубое правонарушение и влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 5 до 20 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами или без него.

Геннадий Закржевский, «ДТП»