Персональная мобильность, или Кому на тротуаре жить хорошо

К сожалению, реальное воплощение словосочетания персональная мобильность сегодня представляет угрозу пешеходам, предпочитающим традиционный пеший способ передвижения. Ведь динамично развивающийся потребительский рынок предложил белорусам электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и многие другие средства, нормы передвижения на которых пока не отрегулированы.

Но где же им ездить: по тротуару, проезжей части дороги или в специально отведенных местах парковых зон? Какие правила они должны соблюдать? Мнения звучат самые разные. А ситуация «мобильность есть – норм движения нет» была воспринята некоторыми весьма оригинально: буду ездить, где и как хочу.

Это серьезно беспокоит пешеходов. Их на тротуаре уже и так потеснили велосипедисты. Теперь к ним добавились любители мобильности, при этом скорость движения самокатов в современном электроварианте может достигать и 60 км/ч! Так как соблюсти безопасность?

В перспективе – лучшее

Анонсирование изменений ПДД стало хорошим поводом задуматься о своем поведении на дороге представителям абсолютно всех категорий участников дорожного движения.

Общественное обсуждение проекта указа, предусматривающего внесение изменений в Правила дорожного движения, завершилось на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь еще 15 мая. Но когда будет принят законопроект, пока неизвестно.

В первую очередь это связано с тем, что число предложений, высказанных гражданами, превысило полторы сотни страниц. Их нужно не просто просмотреть, а внимательно прочитать и обсудить.

Несмотря на то что обобщенные итоги необходимо опубликовать на том же форуме в установленные сроки, работа над предложениями граждан не заканчивается. Еще более кропотливый труд связан с анализом конструктивных идей, которые могут найти воплощение и путем корректировки каких-то других положений.

Что касается изменений, связанных с растущей мобильностью граждан, то в этом вопросе изменения Правил призваны работать на опережение постоянно меняющихся предпочтений населения.

Самокаты, гироскутеры, сигвеи и прочие предложено называть средствами персональной мобильности. Они в принципе не предназначены для участия в дорожном движении в широком понимании, но в силу своих характеристик используются гражданами при движении по дорогам.

В данной связи предложено дополнить само понятие «пешеход». Так, «к пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием приспособлений (кроме велосипедов), имеющих электродвигатель и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой (самокаты, гироскутеры, сигвеи и прочие), (далее – средства персональной мобильности)».

Электровелосипеды, электросамокаты и прочие подобные устройства с мощностью двигателя более 0,25 кВт предлагается признать мопедами. Для управления ими нужны права категории АМ. Ездить по тротуарам такой технике будет нельзя.

Рассматривается и вопрос о том, чтобы при пересечении проезжей части дороги по наземному пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин лица, передвигающиеся на роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, средствах персональной мобильности, двигались со скоростью идущего шагом пешехода.

Также предлагается официально закрепить правило двух полос, для чего дополнить подпункт 2.51 предложением следующего содержания: «Преимущество пешеходу в случаях, определенных настоящими Правилами, считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и пешеходом в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода составило две полосы движения (одну полосу и трамвайные пути, одну полосу и разделительную полосу или зону) и более».

Вместе с тем на пешеходных переходах (кроме нерегулируемых) велосипедистам разрешат не спешиваться. Но при движении в темное время суток вне населенных пунктов они обязаны будут носить одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами.

Новую редакцию Правил дорожного движения приняли с энтузиазмом в Минском велосипедном обществе. Здесь отмечают, что ПДД станут более современными и если пройтись по всему корпусу изменений в ПДД, касающихся велосипедного движения, то пункты, вызывавшие ранее противоречия, сняты. Также радуют новые дорожные знаки и возможность создавать велополосы на проезжей части.

Важное вероятное нововведение – классификация столкновения между велосипедистами и пешеходами как ДТП. Ведь в данный момент такие происшествия не являются авариями и не подпадают под компетенцию ГАИ, даже несмотря на то, что некоторые из них бывают со смертельным исходом.

Что же касается квадроциклов мощностью свыше 250 Вт, то, поскольку зарегистрировать в ГАИ этот вид транспорта нельзя, на проезжей части на нем появляться не стоит. Кататься на них можно только по закрытой территории.

Однако дискуссия на тему «Кому где двигаться по дороге?» еще не завершена. Ведь главное – очевидно: скоростных средств передвижения на тротуарах быть не должно.

Маленькое «но»

Да, потребительский рынок действительно мобилен. Электросамокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса… Перечень средств персональной мобильности постоянно расширяется. Нам предлагают не только новомодные средства передвижения, но и хорошо известные, правда, в моделях с усовершенствованными возможностями. Может, попробуем купить самокат?

Россия. Санкт-Петербург. 22 сентября 2016. Посетители на выставке электрокаров и альтернативных способов передвижения, приуроченной ко Всемирному дню без автомобиля. Роман Пименов/Интерпресс/ТАСС

Идти никуда не надо. Открываем первый предложенный в поисковике интернет-магазин и начинаем его изучать.

Призыв продавцов – выше всяких похвал. Приведем его полный текст: «Мы уважаем и любим все, что приближает к спорту и доставляет ощущение свободы. Для нас – это все, что движется быстрее пешехода и приводится в движение мышечной силой. Мы обожаем и велопрогулки, и покатушки на роликах, но самокат – это настоящее открытие в активном отдыхе».

Звучит замечательно! Только что-то не стыкуется… Если посмотреть на предлагаемый тут же товар, то о мышечной силе речь уже не идет. Приблизиться к спорту или получить ощущение свободы нам предлагают исключительно средствами механической мобильности. Но чем дальше, тем интереснее.

Желающим стать мобильнее поясняется, что изначально требуется выбрать одну из четырех категорий самокатов: спортивные модели, прогулочные, устройства для экстремального вождения или электросамокаты для использования в городской среде. Наш интерес вызывают последние.

Отличие городских самокатов от других категорий представлено по признакам, где первым и самым важным оказывается… вес. Вторым выступает размер, где немаловажную роль играет диаметр колес. Именно на этом параметре делается главный акцент всех советов, которые на этом и заканчиваются.

Вот только информации об организации безопасной поездки или сопутствующих товарах в виде шлема и других средств защиты, к сожалению, нет. При этом в важных характеристиках продажи каждой модели вторую строку занимает возможная максимальная скорость, на первой странице каталога – не меньше 40 км/ч. Но выбрать модель можно не только в начале каталога.

Интересная ситуация складывается и с набирающим обороты байкшерингом. С апреля в Минске открылось не менее двух мобильных приложений, позволяющих взять электросамокат на прокат. Многие блогеры уже провели тест-драйвы предложенных сервисов и пришли к однозначному выводу – на максимальной скорости 25 км/ч и простоте в управлении плюсы использования электросамокатов в городской среде заканчиваются.

«Ощущения забавные, хочется себе купить такую игрушку, – делится один из авторов статей и добавляет: – Это скорее развлечение в парке, чем средство передвижения».

Именно этот вывод и наталкивает на одну интересную мысль. Попробуем поэкспериментировать?

Закройте глаза и представьте, как выглядит обычная городская улица. Вот проезжая часть. Здесь движется механический транспорт. Его скорость – 60 км/ч. Вот тротуар, совмещенный с велосипедной дорожкой. Ближе к проезжей части двигаются велосипедисты и пешеходы на средствах персональной мобильности с разрешенной скоростью до 25 км/ч. Какой же станет скорость велосипедиста, если он тоже хочет быть мобильным? Однозначно повысится! При этом сразу отметим, что скорость на велодорожке, как правило, отделенной еще и газоном, в 2,5 раза ниже, чем на проезжей части дороги.

А вот и часть тротуара, где могут идти пешеходы. Их скорость движения зависит от возраста и составляет 3–5 км/ч. Несложные математические подсчеты показывают: скорость движения мобильных пешеходов не менее чем в 5 раз выше, чем обычных. А если по тротуару идет пешеход 6-летнего возраста, то эта разница уже отличается в 8 раз. При этом даже намек на самый маленький разделительный газон отсутствует.

На этом все эксперименты можно и закончить. Ведь даже школьного курса физики достаточно для очень простого вывода: такой порядок движения нельзя назвать безопасным. Быть может, стоит принять еще какие-то меры, чтобы не усложнять дорожную обстановку? Например, вспомнить о том, что дорога не резиновая, на всех желающих она не растянется. Возможно, кому-то стоит остаться кататься в парках. Так, например, поступают в Канаде.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий