ПАРНОКОПЫТНЫЙ УЖАС

Растет число ДТП с животными

В прошлом году на территории Витебской области произошло 524 ДТП с участием диких животных
На 73-м км автодороги Р-20 Витебск – Полоцк – граница Латвии лось выбежал на проезжую часть дороги и попал под колеса легковушки

Дикие звери на дороге давно никого не удивляют. Видео и фото с ними то и дело появляются в соцсетях автовладельцев. Хорошо, если животное пробежало рядом, никого не задев. Плохо, когда оно становится участником дорожно-транспортного происшествия. Еще хуже, если трагического. В прошлом году в Витебской области дикие животные стали главными виновниками трех ДТП с пострадавшими. В этих авариях травмы различной степени тяжести получили шесть человек.

Ищут соль

26 ноября в Шумилинском районе на 73-м км автодороги Р-20 Витебск – Полоцк – граница Латвии лось выбежал на проезжую часть и попал под колеса легковушки. Как отметили в отделении агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома, 57-летний водитель, управляя Renault, при движении в направлении Полоцка не смог вовремя среагировать. В результате получил телесные повреждения. Автомобиль серьезно пострадал. Лось погиб.

Самая страшная авария с участием животных произошла в октябре прошлого года на 17-м км дороги P-49 в Витебском районе. Тогда не повезло водителю Mercedes, совершившему наезд на лося, который пересекал проезжую часть. В результате ДТП 37-летний водитель, а также трехлетний ребенок получили телесные травмы. Пострадавших доставили в Витебскую областную клиническую больницу.

Появление зверей на дорогах – проблема круглогодичная. То у четвероногих брачный период, то расселения молодняка. И в первом, и во втором случаях они часто оказываются на дороге. Зимой парнокопытные выходят на шоссе за лакомством. Соль, которую дорожные службы используют в качестве реагента, для них лакомство – поиски его нередко приводят лосей на трассу. Причем зачастую кормиться они выходят в утренние и вечерние часы, когда видимость сильно ограничена. По словам главного охотоведа Витебской областной организационной структуры РГОО «Белорусское общество охотников и рыболовов» Игоря Каштанова, годовая потребность лося в соли составляет 5 кг. Учитывая, что большинство растительных кормов зимой бедно солями натрия, кальция и другими микроэлементами, то копытные приходят или на природные солонцы, или на те, что созданы человеком. Соль необходима самцам лосей и оленей в период роста рогов, а самкам – во время вынашивания и вскармливания детенышей.

По данным Госинспекции охраны животного и растительного мира, в прошлом году на территории Витебской области произошло 524 ДТП с участием диких животных. К счастью, большинство из них завершилось лишь испугом водителя и ремонтом автомобиля.

Лось не страхуется

В 99% случаев, если происходит столкновение автомобиля с диким животным, во дитель признается невиновным, ведь предугадать поведение зверя невозможно. Но деньги на ремонт владелец пострадавшего автомобиля может получить только при наличии страховки по КАСКО. Обязательная страховка гражданской ответственности в этом случае не работает – виновника, а соответственно, и представляющей его страховой компании нет.

Однако участникам таких ДТП не следует покидать место происшествия. После аварии необходимо сразу сообщить в милицию и дождаться приезда сотрудников ГАИ. Категорически запрещается перемещать куда-либо тушу животного. Положил в багажник –получил статус браконьера со всеми вытекающими последствиями.  В таких ситуациях на место аварии, кроме инспекторов ГАИ, выезжают сотрудники Госинспекции, которые проведут собственную проверку. В те редкие случаи, если водителя признают виновным, кроме штрафа за нарушение ПДД, придется заплатить компенсацию за погибшее животное.

Запасливый мужчина

Поучительную историю как-то мне поведали в Следственном комитете. В отношении мужчины возбудили уголовное дело за то, что он подобрал у дороги в Витебском районе погибшую косулю. О том, что водитель на обочине грузит тушу животного в автомобиль, в милицию сообщила женщина. Она проезжала мимо и стала очевидцем этого события. Правоохранителям назвала номер машины. Те быстро установили владельца автомобиля и его местонахождение. Подозреваемый выдал тушу животного и пояснил, что на дороге он увидел погибшую косулю и решил ее забрать.

Следственно-оперативная группа осмотрела место происшествия и проверила информацию. Она подтвердилась. Даже нашлись очевидцы, которые ранее видели сбитое животное. Между тем закон запрещает забирать самовольно такие находки. В результате у запасливого мужчины изъяли и тушу косули, и автомобиль, на котором она перевозилась. Стоимость животного оценили в 120 базовых величин. В отношении мужчины возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 282-1 (Незаконное перемещение (транспортировка) погибшего дикого животного в крупном размере). Установлено, что подозреваемый ранее судим не был, является охотником.

Дорожники

Постоянную профилактическую работу по предупреждению ДТП с участием диких животных ведут и дорожные службы. Особенно в местах, где автомагистрали пролегают через лесные массивы.

– На территории Березинского заповедника, через который проходит М-3, установлены дорожные знаки, предупреждающие о возможном появлении на дороге диких животных, – рассказывает начальник филиала ДЭУ № 37 РУП «Витебскавтодор» Игорь Архипенко. – Они дублируются, повторяются с определенной периодичностью. На них указана зона действия заповедника. Заборов или сетки у нас нет. Возможно, при проведении реконструкции они будут установлены. Однако только забор строить недостаточно. У зверей всегда имеются собственные аргументы для пересечения дороги. Поэтому нужно дополнительно под ней устраивать скотопрогоны. Разумно не просто натягивать сетку, а делать в ней разрыв с возможностью для животных перейти проезжую часть.

Чаще всего на этой дороге под колеса автомобилей попадают косули, реже – лоси. Встречи с последними наиболее опасны – иногда они даже просто на скорости врезаются в машину. Еще замечено, что диких животных стало больше. Причем разнообразных. В интернете можно найти видео с Лепельского района, на котором видно, как вдоль дороги бродит медведь.

Кстати, именно на территории Березинского биосферного заповедника были в свое время построены первые в стране переходы для миграции земноводных. Идея оправдала себя – раньше вся дорога была в лягушках, которых автомобили давили сотнями. Сейчас, когда в нужных местах для них проложили трубы, лягушки на дорогу не выпрыгивают. Как память о прошлой беде остался лишь дорожный знак – место миграции земноводных.

Что делать

По мнению ученых Березинского заповедника, в подобных ДТП по большей части виноваты водители, забывающие, что автомобиль является средством передвижения повышенной опасности, и часто не соблюдающие ПДД – превышают скоростной режим. В Беларуси нет массовых миграций копытных животных (лосей, оленей или косуль) – как правило, на проезжую часть выходят одиночные молодые особи, которые не боятся движущихся машин.

Сотрудники ГАИ уверены, что скорость на участке дороги, имеющем знак «Дикие животные», должна быть безопасной – не более 90 км/ч. Это может хотя бы минимизировать последствия. На таких участках дорог водителю нужно быть предельно внимательным. При появлении на проезжей части животных необходимо быстро, но осторожно сбросить скорость и дать им возможность покинуть дорогу. Не стоит пытаться объезжать животное – в панике оно станет метаться из стороны в сторону. И лучше не сигналить – может не так понять. После того как зверь отошел в сторону, не жмите сразу на газ – испуганный, он может вернуться.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий