ПОЙДЕМ СТАВИТЬ ПЛОМБЫ?

Нормативная база по отслеживанию грузоперевозок в ЕАЭС готова

20 февраля завершилась работа над нормативной базой по навигационным пломбам, отслеживающим грузоперевозки внутри ЕАЭС. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) предполагают, что после небольшой паузы стартует практическое применение навигационных пломб.

Сперва отслеживаться будут подакцизные (алкоголь, табак) и санкционные товары, а также транзитные: одежда, обувь, техника, перевозимые автотранспортом, затем иные категории товаров, перевозимые автотранспортом в рамках таможенной процедуры транзита, и часть железнодорожного транзита. В будущем году в режим отслеживания переведут весь железнодорожный транзит. Насчет целей форсированного внедрения этого новшества директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Сергей Владимиров заявил:

– Использование указанной технологии в странах Союза позволит на расстоянии сотен и тысяч километров в онлайн-режиме наблюдать за транспортом и фиксировать каждое незаконное действие с товарами, находящимися в опломбированном грузовом отсеке, если они будут иметь место. За счет применения навигационных пломб обеспечивается прозрачность перевозок.

В Беларуси национальную систему навигационных пломб внедрили первыми в ЕАЭС, в достаточно сжатые сроки (менее двух лет), практически с нуля, причем импульс внедрению придала пандемия. При этом отечественная система пломбирования изначально была адаптирована к работе с пломбами различных национальных операторов.

На наднациональном уровне процесс занял куда больше времени: проект соглашения о пломбах разрабатывался в ЕЭК с 2018 года. Логика понятная: в любом таможенном союзе должны быть единые правила, на практике же каждая из стран регулировала пломбы на свой лад. Что вполне объяснимо: в каждом государстве присутствует внутристрановая специфика – и у транспортной отрасли, и у регулирующих ее законов и органов и т.п. Пока соглашение обсуждалось, звучали вполне обоснованные и часто довольно резкие возражения и белорусских, и казахских, и российских операторов и участников рынка.

Новшества такого рода – всегда компромисс: бизнес сетует на возможные убытки, регулятор пытается утешить его снижением издержек и упрощением процедур в результате изменения правил игры. В случае с навигационными пломбами главный довод ЕАЭС – «минимизация мер госконтроля при перевозках товаров (транзите, экспорте и в рамках взаимной торговли) и обеспечение их законного оборота на территории Союза».

Будем надеяться, что привлечение к процессу обсуждения как министерств и ведомств стран ЕАЭС, так и бизнес-сообществ, позитивно сказалось на качестве нормативной базы. Большой плюс – то, что регуляторная система отслеживания грузов базируется на национальных операторах: как минимум спорных ситуаций будет меньше.

Финальные два документа, регулирующие использование навигационных пломб внутри ЕАЭС, были утверждены Коллегией ЕЭК 20 февраля. Евразийская нормативная база пломбирования готова.

Пресс-служба ЕЭК констатирует, что до начала пломбирования осталось всего ничего: «Сейчас стороны оценивают свою готовность к началу отслеживания грузоперевозок с применением навигационных пломб: завершают интеграцию информсистем, подготовку актов на национальном уровне, определяют тарифы и т.д.». Закончат – дадут сигнал ЕЭК, и она издаст распорядительный акт о дате начала практического применения.

Справка «ТБ»

Первый документ описывает порядок действий национальных и уполномоченных операторов, контролирующих органов, задействованных при снятии навигационных пломб в пути следования (перевозки) по территориям государств – членов ЕАЭС без прекращения наблюдения за объектом отслеживания и их последующем наложении, а также случаи, когда навигационная пломба может быть снята в пути без прекращения наблюдения.

Второй документ регулирует порядок действий национальных и уполномоченных операторов, контролирующих органов при замене пломбы в пути следования объекта отслеживания по территориям государств – членов ЕАЭС, и случаи, когда допускается замена навигационной пломбы в пути.

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Добавить комментарий