Ответственность колоссальная

О работе локомотивного депо рассказывает его начальник Борис Жук

Премия имени машиниста Владимира Яцкевича – одна из наиболее престижных на Белорусской железной дороге. Она ежегодно присуждается организациям, достигшим высоких показателей в обеспечении безопасности движения, воспитании железнодорожников на лучших примерах исполнения служебного долга. По итогам 2022 года одним из лауреатов премии стал коллектив локомотивного депо Гомель РУП «Гомельское отделение белорусской железной дороги».

Сегодня в локомотивном депо Гомель трудится более 1000 человек. Основные задачи предприятия – обеспечение безопасности движения поездов, содержание в исправном состоянии локомотивов, моторвагонного подвижного состава, сооружений, устройств и технических средств. Поэтому наша беседа с начальником депо Борисом Жуком касалась прежде всего вопросов безопасности.

– Борис Николаевич, премия имени Яцкевича – это результат огромной работы всего коллектива депо. Работы ежедневной и напряженной. И люди, профессионально ее выполняющие, должны обладать особыми качествами. Какими?

– Я считаю, что на первом месте стоит человечность, на втором – профессионализм. Ведь нашей профессии можно и нужно учиться всю жизнь. Специфика локомотивного депо Гомель – в том, что у нас один из самых больших цехов эксплуатации. Депо расположено на границе с Россией и обеспечивает это направление в грузовых и пассажирских перевозках. «Плечи» обслуживания достаточно большие. Как и ответственность. Поэтому у нас на всех направлениях работает большое количество машинистов первого класса. Много трудовых династий.

Случайных людей в локомотивном депо быть не может. Прежде всего потому, что в нашей стране – мощная образовательная база: колледжи и БелГУТ. Так что к нам приходят хорошо подготовленные ребята. В прошлом году мы приняли 36 молодых специалистов, которые в ближайшие пару лет на практике познают все нюансы работы. Не всем по силам управлять большой техникой, но большинство остается и постоянно повышает свою квалификацию. Многие наши работники к моменту выхода на пенсию проработали в депо порядка 40 лет.

– Давайте поговорим об обучении специалистов непосредственно у вас на предприятии.

– В депо – большой приписной парк. Он составляет более 100 единиц подвижного состава: тепловозы 2ТЭ10У, 2ТЭ10УК, М62, 2М62К, ТМЭ3, ЧМЭ3, ТГК2, дизель-поезда ДР1А, ДР1Б, электропоезда ЭР9Е. В прошлом году освоили эксплуатацию электропоезда ЭП2М «Штадлер». Утренний и вечерний рейсы между Гомелем и Минском сейчас ведет наша локомотивная бригада. И по мере совершенствования техники и технологий будем развиваться и мы, чтобы идти в ногу со временем. Это самое главное.

У нас есть инструкторы по обучению, мастера-наставники – люди с большим жизненным и профессиональным опытом, которые не только помогают войти и освоиться в профессии, но и реально оценивают возможности человека закрепиться в ней, стать отличным специалистом. И, конечно же, хорошая техническая база для обучения. К примеру, в депо есть стенд кабины управления, где можно, не выходя из помещения, с помощью компьютерных технологий в режиме реального времени повышать навыки работников. Вообще, именно в Гомеле находится один из основных учебных центров в Беларуси, где обучают с помощника на машиниста, повышают квалификацию машинистов или обучают на право управления другими видами подвижного состава.

Стоит отметить, что, кроме теоретической и практической частей обучения, параллельно идет работа со штатным психологом, который оценивает личностные данные и профессиональные навыки человека: скорость реакции на подачу сигналов и принятия решений. Также учитывается психологическая совместимость с другими членами локомотивной бригады. Это очень важно: ведь им приходится находиться вместе в весьма ограниченном пространстве порой достаточно длительное время.

Впрочем, о профессионализме наших бригад говорят их достижения. Так, у нас есть лучшие молодежные бригады, лучшие по профессии – обычно машинисты и помощники машинистов, да и многие другие. Конечно, признание и премии – это приятно. Но мы работаем прежде всего на благо нашей магистрали.

– Тщательная подготовка специалистов объясняется огромной ответственностью, которая на них лежит. К примеру, на машинисте.

– Ответственность колоссальная. Скорости движения увеличиваются – пассажирские поезда уже ходят на скорости 140 км/ч. При движении через населенные пункты, а также лесные массивы, где на пути в любой момент могут выбежать дикие животные, напряжение машиниста очень велико. Ведь у тебя за спиной – люди или грузы, порой опасные. Поэтому наши бригады в обязательном порядке проходят обучение на порядок действий в нестандартных ситуациях. На принятие решений иногда отведены лишь считаные секунды. Безусловно, профессия машиниста одна из самых сложных и ответственных на железной дороге.

– Бывали ли случаи, когда машинисту приходилось применять эти знания на практике?

– Яцкевич совершил свой подвиг в 1967 году. Мы работаем над тем, чтобы подобное больше никогда не повторилось. Да и сейчас у нас система безопасности налажена таким образом, чтобы максимально предотвратить опасные случаи. Хотя нештатные ситуации, конечно, происходят. И здесь все зависит от мастерства машиниста и его воли в принятии решения. Большую роль также играет контроль – предрейсовые медицинские и технические осмотры. Вместе все это работает на безопасность.

Хочу еще раз подчеркнуть: пассивный, незаинтересованный и даже физически не подготовленный человек в этой профессии, требующей высокой дисциплины, не задержится. Неслучайно многие наши работники находятся в числе призеров ежегодных спартакиад БелЖД.

– В этом плане прекрасным примером может служить ваш дом отдыха локомотивных бригад.

– Безусловно. Поскольку работа на железной дороге связана с максимальными как моральными, так и физическими нагрузками, создание благоприятных условий для восстановления работников играет немаловажную роль. Уровень комфортного отдыха создан соответствующий. В доме отдыха есть кабинеты психологической разгрузки, установлено высокотехнологичное оборудование. Работает психолог, который владеет эффективными методиками и применяет их на практике. Мы стараемся, чтобы человек тут чувствовал себя как дома.

– Что такое профессия железнодорожника лично для вас?

– Для меня это очень почетно. Я горжусь тем, что работаю на Белорусской железной дороге. И не только я. Таких в локомотивном депо Гомель – большинство. Считаю, что нам всем есть чем гордиться.

Премия названа в честь машиниста локомотивного депо Минск Владимира Яцкевича. Ценой своей жизни Владимир Александрович предотвратил гибель сотен пассажиров.

…Это произошло январским утром 1967 года. Вместе с помощником Валерием Семеновым он вел пассажирский поезд № 187 «Чайка» сообщением Минск – Таллин. Ранее на участке Молодечно – Вильнюс по этому пути прошел грузовой состав, который быстроходная «Чайка» должна была догнать в Залесье. Но грузовой поезд прибыл туда с опозданием. А на перегоне Пруды – Залесье у него произошло саморасцепление группы хвостовых вагонов, и они оказались на пути 187-го. Яцкевич принял все меры для предотвращения столкновения и до конца оставался на своем посту.

Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и самоотверженность при исполнении служебных обязанностей Владимир Александрович Яцкевич посмертно награжден орденом Трудового Красного Знамени, а помощник машиниста Валерий Семенов – орденом «Знак Почета».

НАДЕЖДА ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий