Не наказать, а предотвратить

ГАИ проверила маршрутки в Минске

В последние недели зимы произошло три аварии с участием маршруток. Расследованием ДТП под Смолевичами занимаются лично министр внутренних дел Иван Кубраков и глава Следственного комитета Дмитрий Гора. Совместно с ГАИ в контрольных мероприятиях плотно задействована Транспортная инспекция Минтранса – ее работу координирует глава ведомства Алексей Авраменко.

Реакция на громкие ДТП незамедлительно последовала от Президента Беларуси Александра Лукашенко – по его поручению создана группа для анализа и выяснения причин происшествий.

Напомним: 24 февраля маршрутки дважды стали участницами ДТП. Под Лидой водитель не справился с управлением, машина въехала в дорожное ограждение. К счастью, все четыре пассажира были пристегнуты ремнями безопасности и не пострадали. Позже, по информации СМИ, выяснилось, что резина на колесах транспортного средства была изношена и не соответствовала требованиям ПДД. В тот же день под Бобруйском произошла более серьезная авария. Выезжая со второстепенной, трактор не уступил дорогу маршрутке с 20 пассажирами. В результате госпитализированы четыре человека.

Несомненно, у каждой аварии – свои причины. Однако, согласитесь, всем нам не раз приходилось становиться свидетелями несоблюдения элементарных правил безопасности на дороге.

В целях предотвращения таких ДТП с 27 февраля по 13 марта по республике прошла акция по проверке соблюдения Правил дорожного движения при перевозке пассажиров маршрутными такси в регулярном и нерегулярном сообщении. Во время рейдов сотрудники ГАИ проверяли техническое состояние маршруток, необходимую документацию, правомерность переоборудования пассажирских транспортных средств, а также соблюдение водителями скоростного режима.

Корреспондент «ТБ» отправился в рейд с инспекторами столичной Госавтоинспекции, чтобы узнать, на какие нарушения ПДД дорожная милиция обращает внимание в первую очередь и как реагируют на проверки маршрутчики и пассажиры. 

Итак, водитель должен иметь при себе права, техпаспорт на автомобиль, подтверждение о прохождении ТС техосмотра, заказ-наряд на фрахтование и страховку – причем не только на транспорт, но и ответственности перед пассажирами.

Госавтоинспектор отдела технического надзора ГАИ ГУВД Мингорисполкома капитан милиции Андрей Глухарев поясняет, что сначала проверяет документы, путевой лист и отметки врача. Кроме того, в салоне маршрутки должна быть размещена необходимая информация для пассажиров о перевозчике и водителе. Каждый автомобиль обследуется на укомплектованность знаком аварийной остановки, огнетушителем, аптечкой. При его техническом осмотре инспекторы уделяют внимание световым приборам, целостности лобового стекла, переоборудованию салона.

Экипаж патрульной машины сделал несколько остановок – около микрорайона Уручье, на Борисовском тракте и возле станции метро «Институт культуры». 

Одним из первых проверенных маршрутных такси стал городской рейс 1002. Андрей Глухарев тщательно изучил документы:

– Как мы убедились, водитель не имеет нарушений, документы – в порядке. Главное теперь, чтобы он соблюдал ПДД в пути. Ведь водитель несет ответственность не только за себя, но и за пассажиров, которых везет.  

На усиленный контроль со стороны ГАИ участники дорожного движения реагируют по-разному. Кто-то из пассажиров такие проверки воспринимает позитивно, кто-то – не очень. К примеру, минчанка Екатерина рассказывает, что часто пользуется услугами маршрутных такси:

– В основном попадаются адекватные водители. Гоняют и нарушают правила крайне редко. Что касается состояния машин, то за всех говорить не буду, но в Минске оно меня полностью устраивает. 

А вот Анастасия считает, что давно пора было навести порядок в деятельности водителей маршрутных такси:

– Безусловно, поддерживаю, что проверяют. Вы же знаете, какая страшная трагедия была под Смолевичами. Я в новостях смотрела кадры с места аварии, так даже не смогла сдержать эмоции. Когда сама еду как пассажир, не понимаю, как многие молчат, хотя видят, что водитель едет безобразно. Он обязан соблюдать правила, это – его работа!

Патрульная машина сменила место дислокации. В поле зрения инспекторов попал «бусик» с табличкой «Минск – Борисов». Убедившись, что все в порядке, инспектор желает хорошей дороги и не задерживает движение.

Андрей Глухарев отмечает, что водители реагируют на незапланированные остановки в целом спокойно:

– В первые дни проведения масштабных рейдов фиксировали самые различные нарушения. Сейчас уже все, что касается документов, в основном в порядке. Конечно, маршрутчики знают, что на дорогах – усиленный контроль. С другой стороны, профилактические меры направлены именно на повышение безопасности дорожного движения. 

К слову, как уже говорилось, не все пассажиры адекватно реагируют на проверки.  Один из них заявил корреспонденту «ТБ», что они, мол, только задерживают рейс, а многие находящиеся в салоне спешат. Мои аргументы, что пару минут времени могут уберечь от трагедии и спасти человеческие жизни, к сожалению, услышаны не были…

Еще одна смена локации. На этот раз – возле станции метро «Институт культуры». Здесь – оживленное движение маршруток, в том числе междугородние маршруты – например, в Барановичи. И тут по линии ГАИ с документами все в порядке.

Водитель Александр, который уже почти 30 лет в профессии, рассказывает:

– Да, в последнее время нас проверяли усиленно, особенно ГАИ. Я работаю официально на частную фирму, есть весь пакет документов. У нас все машины новые. Вот я везу людей и за них отвечаю, поэтому заинтересован, чтобы машина была исправна. Ведь разные случаи бывают.

По словам водителя, Транспортная инспекция также активно проводит рейды:

 – Если находят нарушения по билетам, там уже дальше налоговая разбирается непосредственно с перевозчиком.

И еще один немаловажный момент. Не только сотрудники ТИ, но и ГАИ при проверках транспортных средств обращают внимание на перегруз – количество человек в салоне не должно превышать норму, которая предусмотрена техническими характеристиками автомобиля. Также недопустимы переоборудование грузового микроавтобуса в пассажирский и установка электроприводов для дверей без согласования с ГАИ.

Итак, рейд завершен, время подвести итоги.

В целом по стране правоохранители провели проверки с использованием гласного, негласного и смешанного контроля за дорожным движением с использованием видеорегистраторов и других средств фото- и видеофиксации. К нарушителям применены меры административного воздействия, причем как к водителям, так и к должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспорта.

Работа сотрудников ГАИ по контролю за соблюдением ПДД водителями маршруток будет продолжена. И, заметьте, здесь главный принцип – не наказать, а предотвратить трагедию.

За время проведения республиканской акции в Минске выявлено свыше 1900 нарушений Правил дорожного движения. Среди основных – управление маршрутными такси лицами, не имеющими водительского удостоверения и не прошедшими предрейсовый медицинский осмотр, нарушение правил перевозки пассажиров, превышение скорости, отсутствие техосмотра и участие в дорожном движении ТС при наличии неисправностей, при которых это запрещено.

За 2022 год в столице с участием водителей маршрутных такси совершено 5 ДТП, в результате которых 8 человек получили травмы различной степени тяжести.

Константин БАКУН, «ТБ»

Добавить комментарий