Время летит неумолимо. Буквально вчера было лето, а уже приближаются новогодние праздники. В эти дни, как показывает многолетний опыт, пассажиропоток резко возрастает. На выходных люди едут друг к другу в гости, улаживают какие-то дела, выстраивают новые отношения.
Чтобы такие поездки были безопасными, с 30 ноября по 12 декабря в Беларуси проводился комплекс контрольных мероприятий с условным названием «Нерегулярные перевозки пассажиров». О том, какая работа проводилась на Витебщине в плане соблюдения законодательства при выполнении внутриреспубликанских перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, нам рассказал начальник отдела контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой.
Куда изволите?
Для начала попытаемся определиться: кто выполняет рейсы в нерегулярном сообщении.
– Полоцк, Орша, Лепель, Сенно, Чашники, – скороговоркой привычно говорит мужчина на входе в витебский автовокзал. – Куда вам нужно ехать?
Раньше так зазывали к себе в машину людей нелегалы. Водители, которые не были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и не имели права заниматься пассажирскими перевозками. Но, как было замечено вначале, время не только летит, но и меняет приоритеты. Сегодня среди этой публики нелегала в полном соответствии с этим определением найти трудно. Скорее, это полулегальные перевозчики. Они пытаются соблюдать основные положения о выполнении пассажирских перевозок, зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и по документам выполняют перевозки по так называемым договорам фрахта.
Конечно, полулегальные перевозчики, как правило, имеющие лицензию на данный вид деятельности, но не заключившие договор с витебским автовокзалом, наносят ему значительный экономический ущерб, уводя пассажиров с регулярных рейсов. Как рассказал директор филиала «Автовокзал Витебск» ОАО «Витебскоблавтотранс» Владимир Кудёлка, ежемесячно автовокзал и частные перевозчики, работающие от него на законных основаниях, из-за деятельности конкурентов недополучают около 7 млрд неденоминированных рублей доходов. А в госбюджет соответственно не попадает только НДС – 1,4 млрд. Однако в законодательстве нет статьи, предусматривающей ответственность за воровство пассажиров. Максимум их можно привлечь за использование пассажирского терминала, но для этого полулегальным перевозчикам надо заехать на площадки для посадки и высадки пассажиров, чего, естественно, никто не делает. Административная ответственность за агитацию к поездке не предусмотрена. Выгнать зазывалу с вокзала тоже никто не имеет права.
Дальше – больше! Более продвинутые перевозчики, которые осуществляют перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, дабы избежать трений с руководством автотерминалов, давно покинули эту территорию и собирают людей через Интернет в других местах. Одним из таких мест в Витебске является стоянка у железнодорожного вокзала. Оттуда постоянно отправляются микроавтобусы в Минск.
Эти услуги пользуются большим спросом у населения. Перевозчики используют комфортабельные микроавтобусы, в их салонах работает бесплатный Wi-fi, иногда по желанию пассажиров включается телевизор с хорошим фильмом или музыка. Ну и главное конкурентное преимущество – цена билета, которая значительно ниже, чем в государственных автобусах.
В последнее время из Витебска в нерегулярном сообщении, но, по сути, постоянно, отправляются автобусы в Москву и Санкт-Петербург.
– С нами заключили договор около 40 перевозчиков разных форм собственности из Витебска и других регионов Беларуси, – поясняет директор автовокзала. – Мы включаем их рейсы в расписание. Продаем билеты, в стоимость которых входит страховой полис от несчастных случаев. У перевозчиков, работающих от автовокзала, наши диспетчеры перед каждым рейсом проверяют путевой лист. Также контролируют документы о медосмотрах шоферов и техосмотрах транспортных средств. При этом в организациях-перевозчиках происходят проверки водителей и автобусов перед каждым выездом.
А вот полулегальные предприниматели, занимающиеся перевозками пассажиров, по убеждению сотрудников автовокзала, зачастую не гарантируют соблюдения требований безопасности движения в части медицинских и технических осмотров, обязательного страхования, режима труда и отдыха водителей, необходимого опыта за рулем.
На дороге
Если пресечь такую деятельность невозможно, то проверять, как ведут себя водители, осуществляющие перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, можно и нужно.
– В Витебской области было проведено 58 внеплановых тематических оперативных проверок. Проверено свыше 200 транспортных средств, выполняющих нерегулярные перевозки пассажиров: это и автобусы, и автомобили-такси. Установлено 42 нарушения законодательства. Самые распространенные нарушения: отсутствие или неполное заполнение путевого листа – 8 фактов, нарушение правил перевозки пассажиров – 11, выявление неисправностей, при которых эксплуатация запрещена – 4, отсутствие либо неправильное заполнение заказа-наряда на фрахтование – 6 фактов. По результатам комплекса мероприятий составлено 20 актов и вынесено 5 постановлений об административном правонарушении, – зачитывает данные Константин Рой.
Что мы видим, анализируя их? Нарушения есть, но отнюдь не массовые. И в большинстве случаев не серьезные. Неисправность, при которой эксплуатация запрещена, – это чаще всего трещина на лобовом стекле, которая, как уверяют водители, образовалась недавно из-за попадания камушка.
– Это результат нашей кропотливой и повседневной работы, – продолжает Константин Рой. – Конечно, на первоначальном этапе становления таких перевозок творился беспредел. Мы обнаруживали и машины, находившиеся в ужасном техническом состоянии, и водителей, выезжающих на линию по звонку каких-то знакомых без медицинского освидетельствования, часто не была застрахована ответственность перевозчика перед пассажирами, отсутствовали заказы-наряды. Сейчас такие факты – редкость.
– Формально предприниматели, не имеющие соглашений с автовокзалом, требования закона выполняют, – поясняет Константин Рой. – Да, мы знаем, что они заключают с пассажирами фиктивный договор фрахтования. Как правило, водитель или диспетчер выбирает одного пассажира, который будет старшим в группе, вписывает его паспортные данные в заказ-наряд. «Руководитель» пассажирского коллектива подписывает этот документ, якобы он собрал группу. И едут. А доказать регулярность перевозок у «фрахтовиков» очень сложно. Как правило, при наших проверках все пассажиры проявляют чувство ложной солидарности, утверждая, что водитель их родственник. Говорят, мол, чего вы нас задерживаете. И у большинства перевозчиков есть государственные лицензии и регистрации на перевозку пассажиров, пусть и по договорам фрахта. У водителей – путевые листы, справки о медосмотрах и техосмотрах.
По заявке Светланы Аникович
И все же в ходе этой акции был задокументирован один факт грубого нарушения правил пассажирских перевозок. Правда, не случайно, а в ходе спланированной операции.
Накануне проведения акции представители филиала Транспортной инспекции по Витебской области обратились за помощью к руководителям автостанций региона с просьбой об оказании помощи в деле искоренения недобросовестных перевозчиков.
– Нам позвонила заведующая автовокзалом в Сенно Светлана Аникович и рассказала, какие транспортные средства вывозят пассажиров от их автостанции. Один из таких микроавтобусов выглядел подозрительно, – рассказывает Константин Рой. – Сложность работы заключалась в том, что из Сенно в Витебск можно при желании ехать тремя дорогами, а въезжать в город еще с большего количества направлений. Нам нужно было знать точное время отправления микроавтобуса и его маршрут движения. Как только мы получили нужную информацию, сразу организовали выезд рейдовой группы во главе с ведущим специалистом отдела Виталием Рыбаковым. В один из декабрьских дней на автодороге Витебск – Сенно микроавтобус «Фольксваген» был остановлен для проверки. Как выяснилось, на нем отсутствовали желтые номера, не было соответствующих табличек, заказ-наряд фрахтования не оформлялся даже фиктивно, транспортное средство эксплуатировалось без прохождения гостехосмотра. Сейчас проводится дополнительная проверка. Перевозчик уже наказан за участие в дорожном движении без прохождения гостех-
осмотра. Его привлекут к ответственности за нарушение правил перевозки пассажиров, а за допущение грубого нарушения будет рассматриваться вопрос о лишении лицензии.
Пассажиру нужно знать
Против бурной деятельности фрахтовиков сегодня единым фронтом выступают руководители областных автотранспортных объединений, районных автопарков, автовокзалов, частные предприятия и индивидуальные предприниматели, заключившие договоры с автовокзалом.
Зато их поддерживают пассажиры, которые за поездку в таких маршрутках платят меньше, а главное – добираются быстрее и с комфортом. Да и с точки зрения налогообложения этот вопрос отнюдь не выглядит однозначно. Частники в отличие от государственных автоперевозчиков пассажиров не просят дотаций на свою деятельность. Они, как показывает проверка, готовы соблюдать все требования. Главное, чтобы им не мешали.
Вместе с тем пассажир, отправляясь в путешествие с перевозчиками, выполняющими рейсы в нерегулярном сообщении, обязан знать пару прописных истин.
– Когда такие компании на интернет-порталах собирают пассажиров, то привычно пишут слово «маршрутка», – разъясняет Константин Владимирович. – Более того, там же можно увидеть и расписание. Однако пассажиры должны знать, что не всякий микроавтобус является маршруткой. У нас были случаи, когда пассажиры возмущались, что такая «маршрутка» не прибыла в нужное время или выходила в рейс раньше либо позже назначенного времени. Но никто пассажирам и не говорит, что это регулярные перевозки. Напротив, такие перевозчики получали лицензию на выполнение нерегулярных перевозок. Следовательно, и привлечь их за нерегулярность невозможно.
Кстати, в прошлом году нашим филиалом была предпринята попытка изобличить их в выполнении регулярных перевозок. Однако Экономический суд Витебской области не признал 10 фактов поездок в течение 10 дней регулярными. Дело в том, что у них разница в отправлении постоянно колеблется на 10–15 минут. Кроме того, эти перевозчики нередко развозят пассажиров по адресам или забирают людей на указанных ими остановках. Это, по мнению суда, тоже свидетельствует о нерегулярном характере работы. Пассажир должен понимать: если перевозка осуществляется с автовокзала, его билет уже гарантирует, что он уедет и приедет вовремя. Когда перевозка нерегулярная, то не обессудьте, если автобус не уйдет или не придет вовремя. Там все держится на честном слове, на добром имени перевозчика. Хотя, надо отдать должное, сейчас перевозчики более-менее стараются выполнять свои обещания.
Второй аспект – при выполнении нерегулярных перевозок водитель выдает не билет, а кассовый чек о приеме наличных денежных средств, который не является основанием для возмещения командировочных расходов.
К слову, вскоре планируется внесение изменений в закон об автомобильном транспорте, который четче разграничит перевозки: нерегулярные и регулярные.
Геннадий Закржевский, «ДТП»