Операция «Автобус»

О мелких «пакостях» и крупных Нарушениях

С 23 по 30 сентября в Витебской области в целях профилактики аварийности на пассажирском транспорте проводился комплекс профилактических мероприятий «Автобус». Инициатором акции выступило УГАИ УВД Витебского облисполкома.

В один из дней вместе с сотрудниками ГАИ и филиала Транспортной инспекции проверять работу пассажирского транспорта в областном центре отправился и наш корреспондент.

Выхода нет

Рабочий день у водителей маршруток начинается рано. Людей надо везти на работу. А ведь, прежде чем выехать в рейс, водитель обязан пройти медицинское освидетельствование, а транспортное средство – предрейсовый технический осмотр. В крупных автобусных парках эти стандартные процедуры доведены до автоматизма. Там все на месте: и врач, дорогу к которому знает каждый водитель, и квалифицированный механик, который осматривает машину. С серьезными неисправностями автобус просто не выпустят за пределы парка, а водителя, если у того скачет артериальное давление, не допустят к управлению. У частных перевозчиков этот процесс выглядит иначе…

Мы выехали в рейд, когда на улице еще было темно. Старший госавтоинспектор межрайонного отдела ГАИ УВД Витебского облисполкома Андрей Закревский, госавтоинспектор Александр Ястребов и ведущий специалист отдела контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Витебской области Николай Набздоров, посовещавшись, решили следовать на улицу Терешковой, где располагается СТО. Здесь водители маршруток ежедневно проходят медицинский осмотр, а транспортные средства проверяет механик. Чтобы не препятствовать их работе и не пугать своим присутствием, автомобиль Гос-
автоинспекции припарковали в двух сотнях метров от станции. Выезд с нее устроен таким образом, что объехать нас водители не сумели бы при всем своем желании.

– Как вы удачно расположились, – сразу сказал первый остановленный водитель маршрутки. – Что ж, проверяйте. Спиртное я уже два года не употребляю, а машина практически новая. Все в порядке.

Проверили. Претензий нет. Правда, Николай Набздоров обратил внимание, что не полностью заполнен путевой лист. Это мелкое недоразумение тот час было исправлено.

А вот с выехавшим следом водителем «ГАЗели» состоялся более серьезный разговор. У нас создалось впечатление, что маршрутка моется исключительно дождем. Накануне неделю было сухо и солнечно, но на машине можно было писать. Почему на это обстоятельство не обратил внимания выпускающий в рейс транспортное средство механик, неизвестно. Водитель сослался на какую-то грязь возле гаражного кооператива и пообещал незамедлительно заскочить на автомойку.

– Поверим, но проверим, – согласился Александр Ястребов.

Мы записали данные автомобиля и номер маршрута, а учитывая, что работали целый день, убедиться в правдивости намерений водителя не составляло большого труда. Это не тот случай, когда надо обязательно штрафовать. Наоборот, часто предупреждение оказывает большее воздействие. Следующий раз этот водитель, возможно, сам подумает, что до начала работы надо помыть транспортное средство. Хотя бы, чтобы не стыдили прилюдно.

Маршрутки выстраивались перед нами в ряд. И в большинстве случаев придраться к их состоянию было невозможно. В основном это были достаточно новые машины иностранных производителей. Надо отметить, что в последние годы парк маршруток в Витебске заметно обновился. На смену старым «ГАЗелям» пришли новые «Фольксвагены», «Мерседесы» и «Рено».

– А вы в курсе, что через два месяца истечет срок действия вашего водительского удостоверения? – поинтересовался Андрей Закревский у одного из водителей.

– Спасибо, что напомнили. Буду держать этот вопрос на контроле, – поблагодарил сотрудника ГАИ водитель.

– Знаете, как бывает, – рассказывает мне Андрей Закревский. – Работает человек водителем, ПДД соблюдает, в ДТП не попадает, с трудовой дисциплиной проблем не имеет, к нему на предприятии вопросов не возникает. А потом сотрудники ГАИ останавливают, а его водительское удостоверение просрочено. Когда мы видим, что заканчивается срок действия прав, страхового полиса или вскоре пора проходить гостехосмотр, то обязательно сообщаем об этом. Водитель в повседневных заботах может просто забыть об этом, а на предприятиях, где не внедрен компьютерный учет, – не досмотреть. И тогда банальная невнимательность выльется в серьезные неприятности.

С неисправным спидометром

Серьезное нарушение мы ждали почти час. У остановленной для проверки маршрутки не работал спидометр. Чтобы это понять, достаточно было сверить показания прибора с записями в путевых листах.

– Так уже три года не работает, – внес ясность водитель. – Я без спидометра прекрасно обхожусь. Разве «ГАЗель» разгонится так, чтобы сомневаться в превышении скоростного режима?

Может, оно и так, но закон есть закон. В отношении водителя составлен административный протокол за использование автомобиля с технической неисправностью, а на механика – за выпуск на линию микроавтобуса с технической неисправностью.

– Мы также постоянно обращаем внимание на техническое состояние транспортных средств, документы, укомплектованность аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки и другими необходимыми средствами, контролируем выпуск автомобилей на линию, – поясняет свою роль в совместном мероприятии Николай Набздоров. – Как видим, грубых нарушений нет. В целом 85 процентов маршруток в Витебске имеют нормальный вид. Есть, конечно же, машины, которые надо менять, но эта проблема в общегородском масштабе тоже решается.

Самые частые нарушения – незаполнение путевого листа, провоз пассажиров сверх нормы. Но это больше зависит от самого водителя. Руководители предприятий-перевозчиков организуют работу по проверке технического состояния транспортных средств, прохождению гостехосмотра, медосвидетельствованию водителей. Проблем нет. Основная часть нарушений является следствием недисциплинированности сидящего за рулем.

– Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает: обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в сфере пассажирских перевозок остается сложной. Многие водители автобусов (микроавтобусов) продолжают игнорировать требования Правил дорожного движения, а техническое состояние и оборудование подвижного состава не соответствуют предъявляемым требованиям. Такая ситуация характерна практически для всех регионов области, – говорит Андрей Закревский. – Комплекс профилактических мероприятий «Автобус» призван усилить внимание к вопросам безопасности при осуществлении пассажирских перевозок. Мы обращаем внимание не только на техническое состояние транспортных средств, но и на их внешний вид. Главное же – соблюдение водителями Правил дорожного движения. Среди «маршрутчиков» нарушений ПДД немало. Зачастую это связано с невнимательностью водителей. Редкие случаи, но они есть, связаны с техническими неисправностями. Это приводит к травмам пассажиров.

Забыл про поворотники

Когда поток маршруток иссяк, мы направились на улицы города, где инспекторы ГАИ контролировали соблюдение водителями маршруток Правил дорожного движения.

Проехав всего несколько сот метров, наш экипаж остановил водителя маршрутного такси, который грубо нарушил ПДД. Он перестраивался из полосы в полосу, при этом не включал световых указателей поворота. А в салоне вместо положенных 17 пассажиров находилось больше 20 человек. За данные нарушения водитель был привлечен к административной ответственности.

Затем продолжили контроль за соблюдением правил водителями пассажирского транспорта на проспектах Фрунзе, Людникова, улице Гагарина. Однако явных нарушителей ПДД нашей рейдовой группе больше не встретилось.

Под прикрытием

А ближе к вечеру сотрудники ГАИ начали работать «под прикрытием». Под видом обычных пассажиров они садились в маршрутки и фиксировали все нарушения ПДД водителями в ходе движения микроавтобуса до конечной остановки.

Такие методы работы проводятся в соответствии с Процессуально-исполнительным кодексом и позволяют действенно влиять на соблюдение «маршрутчиками» Правил дорожного движения. В тот день по такой схеме несколько водителей маршрутных такси не сдали сотрудникам ГАИ «экзамен по вождению в городских условиях». Среди наиболее часто встречающихся нарушений: перевозка пассажиров сверх установленных заводом-изготовителем транспортного средства пассажирских мест, проезд на запрещающий сигнал светофора, непредоставление преимущества пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, нарушение рядности и правил маневрирования.

Кстати, это уже была не первая операция по контролю за соблюдением Правил дорожного движения водителями маршрутных такси. И все водители, с которыми я разговаривал, были в курсе, что подобное может случиться. Достаточно часто такие операции ГАИ проводит совместно с работниками филиала Транспортной инспекции по Витебской области. Это дает возможность задействовать одновременно большее количество людей и более комплексно изучить проблему пассажирских перевозок.

Геннадий Закржевский, «ДТП»