Он сердце детям отдает

За более чем 30 лет моей работы в журналистике, я встречал разных фанатов своего дела. Но чтобы в 64 года педагог с детьми неделями путешествовал по родному краю?..

А ведь именно этому посвящает и свою жизнь, и свое время Василий Лавринович, который, по словам коллег, для себя взял за пример замечательного советского педагога Василия Сухомлинского.

Многодетная семья Лавриновичей жила в деревне Лахве Лунинецкого района. Когда мальчику исполнилось пять с половиной лет, умер отец. Через три года ушла из жизни мать. Осталось семеро ребятишек, четверо из них – школьного возраста. И всех их разбросали по разным детским домам.

Василий неполную среднюю школу окончил в Городецкой школе-интернате, что на Кобринщине, а аттестат зрелости получил в Жабинке. Так случилось, что с братьями он не виделся 11 лет.

После школы остался работать старшим пионервожатым. Через 10 лет его как лучшего вожатого пригласили в Брестский областной дворец пионеров и школьников методистом по пионерской работе. 17 лет Василий Константинович посвятил пионерии. За это время побывал в «Спутнике», «Артеке», «Орленке», «Зубренке». Принимал участие во всесоюзных семинарах организаторов летнего отдыха пионеров и школьников. А в 1988 году был делегатом Всесоюзного съезда учителей. Значок этого педагогического форума он хранит до сих пор.

О Лавриновиче как о пионерском комиссаре писали газеты «Пионер Беларуси», «Зорька», «Красная смена» и «Знамя юности». Одним словом, слава шла по всему бывшему Союзу. В 1987 году Василий Константинович был награжден орденом «Дружбы народов». И, надо отметить, что он единственный на всю страну пионерский вожак, который получил такую высокую оценку своего труда.

– А меня почему тянуло в школу-интернат, – замечает собеседник. – Ведь там чувствовал себя как в родной стихии. И в 1984 году меня приняли на работу воспитателем Ястребельской школы-интерната, которая пять лет назад стала областным кадетским училищем. Я на собственной судьбе испытал, что детей чужих не бывает. Особенно если они сироты. Им так нужны тепло и ласка взрослых людей, которые заменяют родителей.

– Как получилось, что вы не работали по специальности?

– В школьные годы я увлекался спортом. Когда стал воспитателем, параллельно тренировал волейболистов и баскетболистов. Мои воспитанники были неоднократными чемпионами Барановичского района, призерами областных и республиканских соревнований по стритболу среди клубов по месту жительства. И теперь я не оставляю любимого занятия. Например, команда девочек-волейболисток на спартакиаде Союзного государства среди школ-интернатов в Выборге (РФ) заняла третье место.

– Расскажите, как возникла мысль о создании музея.

– Совершенно случайно. Как-то зашел в бухгалтерию, а там очищали столы от ненужной макулатуры. Я увидел какой-то старый, пожелтевший от времени документ. Взяв папку в руки, онемел. В ней был приказ о создании детских домов для детей, оставшихся сиротами в результате войны. И такой дом было приказано открыть на базе панской усадьбы Котлубовичей в деревне Ястребель Барановичского района. Приказ подписал (факсимиле) сам Сталин. У меня моментально возникла мысль, что именно с этого документа и должен начинаться музей. Теперь в нем – около двух тысяч экспонатов.

– Василий Константинович, как материалы попадают в музей?

– Однажды дети собирали макулатуру и упаковывали ее в мешки. Я, как обычно, наблюдал за этим и вдруг заметил толстую книгу. Взял ее в руки и оцепенел. Это был документ учета движения воспитанников нашего детского дома начиная с 1 декабря 1950 года, времени его открытия. Вот так находка! И мы стали разыскивать бывших воспитанников. К сожалению, первого мальчика (он 1938 года рождения) до сих пор не удалось найти.

– Вам почему-то везет на случайные находки…

– Просто я внимателен к тому, что меня интересует. Так, в одном сарае под брикетом нашел обычную школьную парту, за которой я и мои сверстники сидели. Ее очистили от мусора, покрасили. Теперь она является раритетом в нашем музее. К тому же мы отыскали и тетрадки (в клеточку и косую линеечку), чернильницы, пеналы, другие ученические принадлежности прошлых времен. В наш век электроники эти экспонаты интересны детям, имеющим возможность узнать, как учились их предки.   

По словам директора училища Александра Калько, к Лавриновичу ребята относятся как к родному человеку. Кто-то из учителей даже заметил, что к нему тянутся дети, словно к солнышку цветы. Как такого уважаемого педагога не поддержать во всех его добрых начинаниях?

Экспонатов накопилось много, тесно стало им в музее. И директор в отдельном здании выделил два больших зала. Есть и другие помещения, в которые переедет музей. Здесь же располагается туристический клуб училища «Орленок», созданный по инициативе педагога. Сам Лавринович переведен (на полставки) на должности воспитателя и педагога дополнительного образования. Это дает возможность ему больше времени работать на реконструкции музея.     

– Теперь я здесь и швец, и жнец, и на дуде игрец, – рассказывает Василий Константинович. – Стенды сам начинаю мастерить с нуля. Взяв в руки ножовку, рубанок, я как плотник. С кистью – художник-оформитель. У меня есть большое желание на следующий год подготовить хотя бы один зал, посвященный Вооруженным Силам Республики Беларусь, которые в 2018-м отметят свое 100-летие. Ведь наше училище готовит молодежь для силовых структур.  

– На мемориальной доске на здании училища – герой Афганской войны?

– Да, Евгений Нестер воспитывался в нашем детском доме как сирота. Он погиб героем. Его памяти в музее посвящена отдельная экспозиция. Мы участвуем в районных мероприятиях в честь героев той войны. Кстати, брат Евгения Геннадий был ликвидатором аварии на ЧАЭС. Его тоже нет в живых. Посещая могилу братьев в деревне Юшковичи, кадеты возлагают венки. В музее есть снимки, личные вещи, которые хранят память о Нестерах. Мы встречаемся с родственниками Евгения и Геннадия, интересуемся, как живут их семьи.

– Барановичский район имеет богатый материал для юных краеведов. Тут находится более ста памятников, монументов и мемориальных досок, напоминающих о Великой Отечественной войне. На территории района находились два крупных немецких концентрационных лагеря: «Шталаг-337» – для советских военнопленных и Колдычевский лагерь смерти – для мирных жителей, где было загублено 22 тысячи жизней.

– Мы посетили все эти места, откуда привезли в музей много экспонатов. А в некоторых деревнях были не один раз, когда узнавали, что там появились новые интересные документы для нас. За прошлый учебный год я со своими воспитанниками находился в путешествиях по родному краю и экскурсиях почти сорок дней. Мы посетили Кобрин, Жабинку, Хатынь, Молчадь, Миловиды, Лесную и другие населенные пункты.

– Как вам удается путешествовать на веслах по Мышанке? У туристов района имеются проблемы с лодками.

– Мы любим плавание на байдарках. Каждый раз нас встречают лебеди, которые взмывают ввысь, словно приветствуя нас.

– Есть ли у вас надежный помощник в плане организации путешествий?

– Нам помогает индивидуальный предприниматель Валерий Денищик из Барановичей. Он сдает в аренду плавсредства. Валерий Иванович с большим пониманием относится к детям-сиротам и всегда готов помочь им.

Константин СТАНКЕВИЧ

Добавить комментарий