О перевозках – объективно

Эмоции по поводу распределения разрешений на осуществление грузоперевозок в Польшу еще не утихли.

У перевозчиков, которые остались недовольны результатом распределения, есть свои аргументы. Но вот что говорят о сложившейся ситуации беспристрастные цифры.

Польские разрешения на первый квартал 2020 года получили 1243 перевозчика (из 1865 подавших заявки).

По итогам 9 месяцев текущего года этими 1243 перевозчиками было сформировано 85,5% выручки Беларуси от международных автоперевозок грузов.

Доля оставшихся 622 предприятий – всего 3,7% от общего объема выручки. А эффективность осуществления ими международных автоперевозок в расчете на одно транспортное средство в месяц – в 5,8 раза меньше, чем тех, кто польские разрешения получил (1 тысяча евро против 5,8 тысячи евро).

Среди упомянутых 1243 перевозчиков 96% – это организации и ИП с количеством транспортных средств не более 30 единиц, 52% – перевозчики, у которых не более 5 автомобилей. И только 1% составляют достаточно крупные организации, имеющие свыше 100 транспортных средств. Значит, дело совсем не в ущемлении малого бизнеса.

Сложившаяся ситуация с недостаточным количеством польских «дозволов» вызывает серьезную обеспокоенность и в Минтрансе. Поскольку в декабре будут использованы 10 тысяч разрешений из квоты первого квартала 2020 года, то уже в сентябре – октябре без них могут остаться все международные перевозчики Беларуси.

Переговоры с польской стороной на уровне министров транспорта запланированы на апрель. К этому времени будет сформирована статистика по перевозкам, выполненным польскими перевозчиками по территории Беларуси. От этого и зависит окончательное решение коллег из соседней страны.

– Польская сторона утверждает, что разрешений нам не хватает, потому что мы неэффективно их распределяем, – пояснил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Сергей Дубина. – Поляки сегодня не заинтересованы в перевозках в белорусском направлении и через Беларусь, они используют наши разрешения не в полном объеме. Это означает, что уровень фрахтовых ставок на рынке международных перевозок сегодня не удовлетворяет их в такой степени, чтобы они перенаправили свои потоки. По мнению польских коллег, в случае более эффективного распределения разрешений Беларусью (а это предполагает присутствие на рынке перевозчиков с более высоким уровнем выручки) фрахтовые ставки могут вырасти. Тогда у них появится заинтересованность в осуществлении перевозок в направлении Беларуси и обмене дополнительным количеством разрешений на паритетных началах. Для того чтобы нам самим работать на этом рынке, мы должны создавать условия и для другой стороны.

В этом году распределение и выдача «дозволов» впервые осуществлялись в соответствии с новой инструкцией, утвержденной постановлением Минтранса от 30.11.2018 № 28. Документом предусмотрены единые подходы при распределении разрешений независимо от того, к какой категории относится автоперевозчик. Полностью исключено влияние человеческого фактора. Результаты прозрачные и размещаются на сайте Транспортной инспекции.

– Новая формула распределения была выработана по итогам очень длительных переговоров с перевозчиками. Она направлена на то, чтобы стимулировать те субъекты хозяйствования, которые наиболее успешно работают на рынке. Ничего более эффективного, чем эта формула, пока не предложено, – убежден первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович.

Есть и еще один важный нюанс. Многие перевозчики не интересовались ни инструкцией, ни новой формулой распределения разрешений. И только сейчас, когда это непосредственно коснулось их, начинают поднимать вопрос о том, что Минтранс принимает неэффективные решения в сфере регулирования международных перевозок.

Для того чтобы все было максимально эффективно и объективно, необходимо активнее участвовать в дискуссиях по вопросам, которые выносятся на обсуждение Минтрансом и Ассоциацией «БАМАП», говорят представители министерства и заявляют о своей готовности обсудить с перевозчиками любые конструктивные предложения.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий