Новые станции: на финишной прямой

Строительство первой очереди третьей линии Минского метрополитена вышло на финишную прямую. На четырех станциях – «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича» и «Юбилейная площадь» – динамично ведутся различные виды работ. Сегодня мы расскажем об особенностях оформления новых станций.

И ВЫКОВАЛИ ВЫТИНАНКУ КУЗНЕЦЫ…

Элементы оформления платформ четырех новых станций создавали сразу несколько скульпторов. Так, из множества конкурсных вариантов были выбраны: для «Вокзальной» – «Древо дорог» Александра Шаппо; для «Ковальской Слободы» – оригинальные «Кавальскiя выцiнанкi» Марии Тарлецкой и Павла Войницкого; для «Площади Франтишка Богушевича» – необычный «Ткацкий станок» Алексея Сорокина и Виктора Копача, а также удивительная «Книга белорусская» Максима Петруля. Этот же мастер создал очень красивую композицию для «Юбилейной» – блистательное «Солнце».

На «Ковальской Слободе» все отделочные работы были выполнены еще в мае, сейчас идет ее художественное оформление. В давние времена на этом месте располагалось поселение кузнецов – отсюда и такое название станции. Здесь пассажиры увидят кованые скульптурные элементы – «Кавальскiя выцiнанкi».

Вытинанка – это согнутая пополам дешевая бумага, символ скромных доходов мастеров. Создатели элементов представили, что кузнец получил необычное задание выковать вытинанку с неограниченным полетом фантазии, не жалея сил и средств. Словно вдохновение белорусскому ковалю придали образы луны и солнца, птиц и растений. А «вертится» композиция вокруг колеса – вечного символа движения. Ажурное переплетение света, тени и металла на потолке должно подчеркнуть особенность и самобытность кузнечного дела.

Скульптурные элементы выполнены в виде кованых люстр: одна – в вестибюле, пять – над платформой. Интересно, что их расположили ассиметрично оси станции. Предусмотрена подсветка с одной стороны, тень будет ложиться на другую.

Кстати, на платформе гранит тоже уложен ассиметрично. С художественной точки зрения это отличает «Ковальскую Слободу» от остальных станций метро, где, как правило, придерживались симметрии. Стеклянными панно с рисунками на тему кузнечного ремесла облицуют стены вентиляционных шахт. На станции «Ковальская Слобода» купол платформы выполнен в виде свода. Здесь нет колонн, поэтому она получилась достаточно просторной и воздушной.

Одна из особенностей третьей линии – защитные экраны с автоматическими дверями. В целях безопасности пассажиров они будут открываться одновременно с дверями прибывшего электропоезда. Чтобы добиться синхронности, регулировкой будут заниматься высококвалифицированные специалисты – представители компании-поставщика.

Так как экраны теперь частично закрывают стены станций, в их отделке вместо гранита и мрамора решили использовать краску. «Ковальская Слобода» оформлена в темно-коричневых тонах с оттенком бронзы, потолок – светлого песочного цвета.

По словам заместителя генерального директора по идеологической работе «Минск­метростроя» Олега Бойчука, в марте и апреле этого года учащиеся средних специальных учебных заведений Партизанского района столицы провели молодежную акцию на станции «Ковальская Слобода». Более 200 человек помогали наводить здесь порядок, за что метростроители очень им благодарны.

ДРЕВО ДОРОГ НА ПЕРЕПУТЬЕ ВСТРЕЧ

На станции «Вокзальная» для отделки вестибюля, помимо традиционных гранита и плитки, использовали много стекла. Основные тона здесь – черный и зеленый, а вот для платформы выбрали черно-белую цветовую гамму. На станции светодиодные линии протянутся по потолку и сойдутся в клин над эскалаторами.

Кроме того, на платформе появилась скульптура «Древо дорог», символизирующая перекресток всех путей. Ведь белорусы издревле жили, можно сказать, на пути «из варяг в греки». К тому же рядом со станцией находятся железнодорожный и автомобильный вокзалы. Поэтому скульптор Александр Шаппо шутит, что идея лежала буквально под ногами. По его мнению, этот образ будет воплощать место встречи минчан и гостей столицы, ассоциироваться с первыми впечатлениями иностранцев от нашей страны и просторного, уютного Минска.

Причем мастер не настаивает на абсолютной и единственной трактовке образа своей задумки. Он вполне допускает, что кто-то из пассажиров метрополитена увидит в его скульптуре древо жизни, кто-то заметит линии судьбы, а кто-то – перепутье проселочных дорог нашей красивой страны. И это замечательно. Главное, чтобы воплощение нравилось людям. Кстати, освещать композицию будут симпатичные светодиодные потолочные светильники в виде колец.

СОЛНЦЕ ВЗОЙДЕТ НА «ЮБИЛЕЙНОЙ»

Поистине очень яркая и лучезарная в буквальном смысле работа Максима Петруля появится на станции метро «Юбилейная площадь». Это – композиция «Солнце», выполненная из меди, латуни и нержавеющей стали. Такие материалы подчеркивают некую торжественность станции, перекликаются с образами поистине дворцовой роскоши. Все это было задумано автором, исходя из древней легенды. Считалось, что за Змеиной горой прячется солнце. А расположенную здесь площадь в 1826 году назвали Юбилейной в честь первого в истории христианства Вселенского собора, когда ему исполнилось полторы тысячи лет.

По замыслу автора, полукруг солнца будет отражаться в квадрате, закрепленном на потолке. Поэтому пассажир, находящийся на платформе, сможет увидеть диск целиком. А серебристая нержавеющая сталь, сияющая латунь и теплые полосы меди создадут эффект наполнения светом небесного светила. Даже швы, которыми спаяны элементы скульптуры, являются неотъемлемой частью художественной концепции. (Кстати, Максим Петруль – автор первых постмодернистских скульптурных решений на станциях Минского метрополитена. Они успешно реализованы в пространстве «Грушевки» и «Малиновки».)

На «Юбилейной площади» стены выкрашены в красный цвет, а некоторую воздушность платформе придает белый подвесной потолок. Тут он в отличие от других станций не реечный, а перфорированный. На металлических панелях выбиты круги разного диаметра. Колонны на «Юбилейной» будут бежевого цвета. Два пешеходных перехода свяжут станцию с «Фрунзенской». Один будет выходить на платформу этой станции, второй – соединит кассовый зал и вестибюль «Юбилейной» и «Фрунзенской». Здесь будут действовать траволаторы длиной 24 и 45 метров.

Собственных входов у «Юбилейной» не предусмотрено. Попасть на нее можно будет через два входа «Фрунзенской». При строительстве третьей линии их разобрали, а сейчас восстанавливают и делают современными.

ПОЛОТНО САМОБЫТНОСТИ

На станции «Площадь Франтишка Богушевича» в одном конце платформы разместится проект Алексея Сорокина и Виктора Копача «Ткацкий станок», в другом – «Книга белорусская» Максима Петруля. По мнению Алексея Сорокина, ткацкий станок – это отчасти символ всей народной культуры Беларуси. А на полотне своеобразной ткани повествования вместо традиционных узоров проступают слова из предисловия к «Дудке беларускай».

В свою очередь, «Книга белорусская» Максима Петруля, несмотря на шестиметровую ширину, оставляет ощущение легкости, беглости пера знаменитого поэта. Переплетение нитей – словно намек на оконную решетку. Ведь мы знаем из истории, что после польского восстания Франтишек Богушевич был заключен под стражу. На скульптуре «Книга белорусская» цитата автора «Не пакiдайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлi» сплетена медной нитью.

Интересно, что на станции нет лестничных маршей. Из подземного перехода на платформу пассажиры смогут попасть только по эскалаторам. Кстати, они выпускаются в Солигорске.

Некоторые метростроители в шутку называют станцию шоколадной. Цветовое оформление стен здесь не просто коричневое, а напоминает цвет шоколада. У колонн облицовка молочного оттенка, как у белого шоколада.

В двух переходах, которые соединяют станции «Вокзальная» и «Площадь Ленина», смонтированы траволаторы. Тоннель к «Площади Ленина» более длинный – почти 270 метров. Здесь установили четыре движущиеся дорожки, каждая по 50 метров. В обратном направлении протяженность тоннеля 180 метров, и здесь размещены три дорожки. У пассажира будет выбор: преодолеть это расстояние пешком либо с помощью траволатора.

…Когда новые станции будут введены в строй, пассажиры смогут по достоинству оценить большой труд проектировщиков и метростроителей, а также коллектива архитекторов и скульпторов. Уверен, технические и творческие решения порадуют, а может, и восхитят минчан и гостей столицы.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена

Добавить комментарий