Никто не заставляет нас вредить себе

Несмотря на целенаправленную работу по профилактике непроизводственного травматизма на объектах транспорта, данная проблема по-прежнему остается насущной. Особенно остро она стоит на одном из самых востребованных в стране видов транспорта – железнодорожном.

Как отметил Гомельский транспортный прокурор Сергей Казакевич, за пять месяцев текущего года на путях произошло семь случаев травмирования граждан. Для четырех человек травмы оказались несовместимыми с жизнью. Если посмотреть статистику за соответствующий период прошлого года, то было зафиксировано девять случаев, из них шесть – с летальным исходом.

На первый взгляд, положение вроде бы улучшилось: меньше несчастий и смертей, но разве можно противопоставить сухие цифры человеческим жизням? В большинстве случаев причинами происшествий являются пренебрежение правилами нахождения на железной дороге и личная невнимательность погибших. Так, 2 июня под Гомелем на рельсах погибла 52-летняя женщина. Машинист поезда № 176, ехавшего из Минска, заметил ее на путях, подал звуковой сигнал, однако женщина на него не отреагировала. Машинист применил экстренное торможение, но отвести беду не удалось.

По мнению Сергея Казакевича, самой распространенной причиной травматизма является переход путей в неустановленном месте в состоянии алкогольного опьянения. Недавно 28-летний нетрезвый житель Василевичей решил пролезть под поездом – так путь короче. Состав тронулся, молодой человек не успел убрать ногу и лишился ступни. Вот вам цена мгновения и человеческой глупости – позднее раскаяние, инвалидность, дискомфорт.

Несколько лет назад по собственной неосторожности в беду попали парень и девушка, решившие срезать дорогу и пройти через пути грузового парка. Непонятно, что занимало их внимание и какие грезы витали в юных головах, но молодые люди не заметили маневрового состава и попали под него. Как выяснилось, они находились под воздействием спиртного – накануне выпили пива. В итоге оба лишились части конечностей.

Конечно, можно все списать на молодость: мол, юные, юркие, думали, проскочат в игольчатое ушко судьбы, однако она оказалась злодейкой и нанесла им удар за беспечность и неосторожность.

Иногда молодые люди на ходу выпрыгивают из вагонов. То ли боевиков насмотрелись, то ли проверяют, есть ли у них каскадерские качества. Был случай, когда гомельчанин проспал свою остановку и, вместо того чтобы выйти на следующей станции, выпрыгнул через окно в туалете.

Некоторые, наоборот, пренебрегая правилами безопасности, пытаются в последний момент заскочить в уходящий состав. Хватаются за поручни в надежде запрыгнуть на подножку, но падают в пространство между платформой и получают тяжкие телесные повреждения.

У каждого – своя судьба. И хотя многие в нее верят, по большому счету творим мы ее сами. Никто не заставляет нас лезть под поезда, чтобы сократить маршрут своего передвижения, ходить по путям, игнорируя правила безопасности на железной дороге.

Вот и нынче многих гомельчан не останавливают даже металлические ограждения – граждане продолжают ходить протоптанными стежками, несмотря на несчастные случаи. За пять месяцев текущего года за проход по железнодорожным путям или нахождение на них в неустановленном месте к административной ответственности привлечено 318 человек. Каждый из них получил штраф до двух базовых величин. Кстати, ответственность за совершение правонарушений несут физические лица в возрасте от 14 лет.

– В области нет станции, на которой ни разу никто и никогда не был травмирован. Везде что-то случалось, – резюмирует Сергей Казакевич. – Порой доходило до того, что в одном и том же месте один за другим погибали родственники: дедушка, бабушка, а потом и внук. Впрочем, бывают и счастливые спасения, например, когда в живых осталась двухлетняя девочка, выбежавшая на пути навстречу движущемуся поезду.

Специальные комплексные мероприятия и акции в определенной степени содействуют соблюдению правил безопасности на стальной магистрали.

Как сообщил начальник сектора идео-логии и социально-культурной работы Гомельского отделения дороги Сергей Кузнецов, недавно проводилась акция «Поезд трезвости». Мероприятие было направлено на профилактику правонарушений и формирование у граждан осознанного, законопослушного поведения на стальной магистрали. Члены добровольной дружины Гомельского отделения дороги совместно с сотрудниками ОВД на транспорте и молодыми людьми, входящими в состав БРСМ, участвовали в рейдах по сопровождению поездов региональных, межрегиональных и международных линий. Они проводили разъяснительные беседы с пассажирами на вокзалах и в залах ожидания, распространяли материалы о безопасном поведении на железнодорожных объектах. Практика показывает, что совместными усилиями можно многое сделать, но главное, чтобы человек сам понял: железная дорога – зона повышенной опасности, а значит, смотреть на ней нужно в оба.

О тяжелейшей травме, полученной на железной дороге, мне рассказала сама пострадавшая, которая испытала много физических и моральных мучений. Татьяна – имя моей собеседницы – успешно сдала вступительные экзамены и была зачислена в учебное заведение Витебска. Позвонила родителям и сообщила им радостную весть. Домой, в деревню Петриковского района, она неслась, образно говоря, на всех парусах. К тому же у ее отца был день рождения.

Девушка попросила проводницу разбудить ее на станции Муляровка, боялась проспать – бессонные ночи во время подготовки к экзаменам и пережитые волнения дали о себе знать. Так и случилось. Спала вчерашняя абитуриентка как убитая. А проводница запамятовала о просьбе пассажирки.

– Очевидно, в моем организме сработал какой-то звоночек, – рассказывает Татьяна. – Я открыла глаза, когда скорый поезд уже стоял на станции. Схватила сумки, а уж застегивала босоножки или нет – не помню. Выскочила в тамбур, вещи бросила прямо на перрон. Однако неудачно поставила ногу на ступеньку, и каблук сорвался вниз. Поезд тронулся, а дальше – как в фильме ужасов: какая-то мощная волна затянула меня под поезд. Одну ногу отрезало сразу, вторую раздробило. Помню, моя нога лежит на краю платформы, рядом валяется одна босоножка. Я достаю из сумки целлофановый пакет и кладу ногу туда. Вокруг – крики людей и много крови. Как оказалось, я находилась в состоянии шока, поэтому думала, что это происходит не со мной.

Потом были долгие годы лечения, восстановительный период и операции, операции… Татьяна лишилась обеих ног ниже колен. Через год после жуткой трагедии она научилась ходить на протезах. Девушка была постоянной пациенткой Минского протезно-ортопедического госпиталя. Здесь и встретила свою любовь – Анатолия, который в свое время работал водителем в Светлогорском автобусном парке № 5 (нынче – филиал «Автобусный парк № 5» ОАО «Гомельоблавтотранс») и в результате аварии лишился обеих ног.

Молодые люди поженились. После отчаяния к ним пришла надежда, которую подарила любовь. А когда у них родился сынишка Димка, пришло вдохновение и появилось ощущение того, что они живут полноценной жизнью. Впрочем, так оно и есть на самом деле. Эти сильные и мужественные люди не опустили рук, не сломались и после пережитого стали совсем другими. Они достойно идут по жизни, поддерживая друг друга.