Безопасность – по науке

По словам заведующей ГУО «Ясли-сад № 5 г. Слонима» Тамары Ивановны Белуш, она возглавляет одно из старейших учреждений дошкольного образования района: детскому саду в этом году исполнилось 45 лет. К тому же по наполняемости он один из самых больших в городе. В настоящее время воспитанием 275 ребят, а это – 12 групп, занимаются 28 педагогов. Сразу заметим, что это дошкольное учреждение – одно из лучших по качеству обучения и воспитания малышей в городе и районе.

Кадры решают все

Вопросам обеспечения безопасной жизнедеятельности детей здесь уделяется особое внимание. Даже человек, не искушенный в педагогической деятельности, убеждается с первого посещения, что ПДД в учреждении изучаются на должном уровне. Вся территория – в дорожной разметке, выставлены знаки. На перекрестке у здания установлен светофор. Словом, все готово для обучения Правилам дорожного движения.

Тамара Ивановна отмечает наиболее опытных воспитателей, профессионалов своего дела: Ольгу Николаевну Зиновьеву, Римму Андреевну Алькову, Елену Ивановну Гук, Веру Ивановну Лагутик, Елену Александровну Бирюк. Из молодых педагогов старательностью и активностью отличаются Ольга Николаевна Золотковская, Ольга Анатольевна Санько и другие. Они трудолюбивые и делают все, чтобы малыши проводили время в детском саду весело и интересно, с пользой для здоровья. А самое главное – безопасно.

Сейчас в здании детского сада идет ремонт. По словам Тамары Белуш, выполняется он своими силами:

– Мы умеем не только детей воспитывать, но и обслуживать свое хозяйство. Коллектив у нас большой, дружный, у женщин есть мужья-помощники. Чем ждать помощи со стороны, лучше самим делать.

Большинство специалистов имеют дипломы воспитателей дошкольного образования, но есть и учителя по образованию. Четыре педагога, в их числе и заведующая, имеют высшую квалификационную категорию.

Опыт работы детсада № 5 по изучению Правил дорожного движения обобщен. Эта тема была взята педколлективом в работу как проблемная. Кстати, в журнале «Пралеска» в 2014 году педагоги делились своими наработками по изучению ПДД и правил пожарной безопасности.

Дети – самая уязвимая категория населения. Максимально защищать их от возможной беды – обязанность взрослых. В учреждении работа по обучению дошкольников безопасному поведению носит системный и разноплановый характер и охватывает всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Обеспечение их безопасности направлено на сохранение жизни и здоровья воспитанников детского сада в процессе образовательной деятельности. Причем в основные ее направления входит обеспечение не только индивидуальной, но и коллективной безопасности. Для этого осуществляется профилактика травматических и психологических ситуаций, формируются навыки безопасного поведения, создаются условия для комфортного ведения жизнедеятельности детей.

Самые первые шаги в обучении дошкольников вопросам безопасности делаются в садике. Особенно важно сформировать правила поведения ребенка на улице, использовать технологии, способствующие эффективному развитию устойчивых практических навыков у детей.

На научной основе

В работе с малышами в детском саду № 5 г. Слонима используются программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и методические рекомендации «Дошкольник на улице». В соответствии с ними ребятам садовских групп в игровой форме доводятся знания по вопросам соблюдения Правил дорожного движения, безопасного поведения в быту. Связанные в единую образовательную область, курс ОБЖ, отдельные знания, умения и навыки формируют у дошкольников новое отношение к своей жизни и жизни окружающих.

– Если поставить работу по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей на первое место и проводить ее систематически, то положительные результаты будут, – объясняет заведующая. – У нас нет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.

Одним из путей сохранения жизни и здоровья участников движения является коллективная подготовка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе. Необходимые знания по БД отражены в учебной программе дошкольного образования и «Основах безопасности детей дошкольного возраста», которые разработаны в соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами. В них приводятся примеры возможных занятий и методические приемы, способствующие более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Главная задача программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» – стимуляция развития у ребят самостоятельности, ответственности за свое поведение. Программа учит малышей правильно вести себя в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. В содержание включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

По словам Тамары Ивановны, при реализации этой программы педагоги организуют обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, своеобразия домашних и бытовых условий. Особое внимание уделяется педагогами работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма, формированию знаний по Правилам дорожного движения, развитию способности адекватно реагировать в случае опасной для жизни и здоровья ситуации, обучению способам самосохранения и выживания в экстремальных ситуациях.

Константин СТАНКЕВИЧ
Тамара БЕЛУШ