Сегодня в Беларуси насчитывается около полутысячи автошкол. На каждый областной центр их приходится десяток-другой как крупных, так и небольших. И очень часто человек, желающий получить заветные водительские корочки, оказывается перед дилеммой: куда пойти учиться?
Каждый выбирает сам, что для него важнее. Кто-то ориентируется на отзывы в сети или советы знакомых. Кому-то важно, чтобы автошкола была, как говорится, на слуху и активно рекламировалась. Третьи отдают предпочтение тем, где стоимость обучение более привлекательная. Однако, какими бы ни были критерии, выбор этот не всегда простой. В СМИ нет-нет да и проскользнет очередная невероятная история. Например, о том, как неожиданно для курсантов автошкола просто исчезает, а на дверях учебного класса вместо каких-либо объявлений остается лишь внушительный замок…
В последнее время складывается впечатление, что подготовка водителей становится просто бизнесом, возможностью заработать легкие деньги. Ведь, что скрывать, у 90% всех частных школ нет своей материально-технической базы – учебные классы, участки земли для автодрома и даже автомобили они арендуют. А значит, если конъюнктура рынка изменится и готовить водителей станет невыгодно, бизнес можно быстренько прикрыть. Понятное дело, что о какой-либо ответственности перед людьми, которых они взялись обучать водительскому мастерству, говорить и не приходится.
В Могилеве исторически так сложилось, что на протяжении долгих лет подготовкой водителей занимаются две крупные организации: Могилевский автоучебный комбинат и Могилевская объединенная организационная структура ДОСААФ, которые в последнее время cтолкнулись с проблемой конкуренции со стороны тех же частных автошкол. Главная причина – неравные условия игроков на рынке услуг по подготовке водителей.
У АУКа и ДОСААФ – внушительная материально-техническая база, созданная за долгие годы работы; учебные классы, оснащенные всем необходимым. А чего стоят лаборатории, в которых каждый курсант наглядно изучает устройство автомобиля и принцип его работы. Но самое главное, что здесь несут ответственность за своих учащихся, ведь качество оказанных услуг и имидж – всегда на первом месте.
А вот у некоторых частных автошкол ситуация иная. Зачастую, не сдав экзамен в ГАИ, курсант остается один на один со своей проблемой. В ДОСААФ и АУКе признаются, что случаи, когда люди, отучившиеся в таких автошколах, приходят и просятся на дополнительные платные занятия по вождению, неединичны. Как их учили и почему оказались не освоенными водительские навыки, остается загадкой.
Понятно, что от качества подготовки водителей зависит безопасность на наших дорогах. В Госавтоинспекции Могилевской области рассказали, что в 2018 году произошло снижение количества ДТП с участием водителей со стажем до одного года. Всего было зарегистрировано четыре подобных случая, в которых погибли три человека и четверо были ранены. А вот количество аварий с участием молодых водителей (стаж от года до двух лет) увеличилось: совершено 24 ДТП, в которых один человек погиб и 24 получили ранения. И вроде цифры не ужасающие, но за каждой из них – чья-то трагедия, исковерканная судьба.
Специалисты констатируют: работать над качеством подготовки водителей необходимо постоянно. Об этом свидетельствует и достаточно высокий процент неудовлетворительной сдачи квалифицированных экзаменов на категорию В. Он по итогам 2018 года составил 77,8.
Один из способов заставить некоторые автошколы более ответственно выполнять свои функции – это обязать иметь в собственности хотя бы часть материальной базы. Сегодня многим разумная арендная плата заменяет налог на землю и недвижимость, причем отпадает необходимость в затратах на содержание зданий и сооружений. Получается бизнес с минимальными затратами и минимумом ответственности. А она должна быть, ведь плохо обученный водитель на дороге словно потенциальный убийца.
АУК: 150 ТЫСЯЧ И ВЫШЕ
Свою историю Могилевский автоучебный комбинат ведет с 1944 года. Создание областной автошколы было обусловлено нехваткой водительского состава на фоне резкого увеличения количества подвижного состава после освобождения области от немецких оккупантов и развития автомобильного транспорта. За время своей деятельности АУК подготовил около 150 тысяч водителей, в том числе для транспортной отрасли региона.
Предприятие имеет хорошую материально-техническую базу. Могилевский АУК может похвастаться большим автодромом, на котором водители трех-пяти автомобилей могут тренироваться и при этом не мешать друг другу; учебными классами со всеми необходимыми методическими материалами и компьютерами; парком техники, включающим в себя более 50 единиц транспорта, в том числе легковые автомобили, грузовики, автобусы, который по возможности обновляется.
– Автоучебный комбинат – единственное государственное предприятие в области, которое занимается целевой подготовкой водителей, – рассказывает директор Могилевского АУКа Игорь Васильков. – Наши филиалы есть в Бобруйске и Горках, в ряде райцентров работают учебные классы.
В областном центре теоретические занятия проводятся сразу в пяти учебных классах, которые размещаются в разных частях города. Они охватывают практически весь город, и каждый желающий может найти ближайший класс от своего дома или места работы либо учебы.
АУК осуществляет подготовку водителей по всем категориям, в том числе «международные перевозки» и «опасные грузы».
ДОСААФ: ГЛАВНОЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ
Более трети всех подготовленных в стране водителей обучались азам вождения именно в ДОСААФ. Особая гордость оборонного общества – то, что сегодня более половины учащихся автошкол ДОСААФ сдают экзамен в ГАИ с первого раза. По итогам прошлого года с первого раза в Госавтоинспекции сдали экзамен 65,4% учащихся, когда общереспубликанский показатель составил 54,2%.
Если говорить о Могилевской областной организационной структуре ДОСААФ, то стоит отметить, что ежегодно ее организациями и оргструктурами подготавливается и переподготавливается порядка четырех тысяч водителей механических транспортных средств. Ежегодно качество учебного процесса возрастает: в 2018-м процент сдачи квалификационных экзаменов составил 68,9, что гораздо выше общереспубликанского.
Сегодня Могилевская ООС ДОСААФ обладает современной учебно-материальной базой, имеет 14 сертификатов на подготовку и переподготовку водителей МТС категорий А, В, С, В и С, D, Е, ВЕ, СЕ, DЕ, водителей газобаллонных легковых и грузовых автомобилей. Кроме того, оргструктура региона готовит водителей-электриков для Вооруженных сил.
– В процессе подготовки мы делаем акцент не только на успешной сдаче экзамена в ГАИ, но и на том, чтобы каждый учащийся получил стабильные навыки безопасного движения, – отмечает председатель Могилевской ООС ДОСААФ Александр Мазур.
Государственно-общественное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» не только готовит высококлассных водителей, но и выступает инициатором открытия центров безопасности дорожного движения, где детей с малых лет обучают культуре поведения на дорогах. В прошлом году в Могилеве уже открылся подобный объект, теперь на очереди – Бобруйск, еще один крупный город региона.
А КАК У НИХ?
(По материалам сайта adme.ru)
Еще несколько лет назад для получения прав в Мексике нужно было лишь заплатить 50 долларов. Ни экзаменов, ни уроков вождения. Это превратило Мехико в один из самых аварийных городов в мире. А в 2014 году были введены формальные экзамены: несложный письменный тест и проверка элементарных навыков обращения с авто.
В Израиле теоретический экзамен можно сдать удаленно. Для этого нужно ответить на 30 вопросов, допустимы четыре ошибки. Через сутки результат обнуляется, и можно пробовать заново. Пересдавать можно бесконечно, но каждая попытка платная. А вот обучение вождению индивидуальное – всего проводится не менее 28 уроков. Причем каждый инструктор проходит строгое лицензирование.
В Великобритании права получают с 17 лет. После оплаты пошлины можно получить временные водительские права для обучения и сдачи экзамена. Готовиться к теории разрешено самостоятельно, а вождению может научить родственник или друг.
Во Франции курсы по вождению представляют своего рода абонемент на теорию и 20 часов практики. Если этого недостаточно, можно обратиться в частные школы с расширенными курсами. Права новичков действуют 3 года и снабжены особым талоном нарушений. У начинающих водителей на нем только 6 баллов против обычных 12. За нарушения баллы списывают, а при обнулении лишают водительских прав.
В Египте при подготовке водителей упор сделан на практику. От будущего водителя требуют умения чуть ли не профессионально обращаться с машиной. Например, новичок должен уметь проходить S-образную полосу препятствий не только классическим способом, но и задним ходом.
В Северной Корее существует более 10 видов разных удостоверений. Водители учатся около года, а потом получают первое удостоверение. Чем больше опыта, тем выше класс прав, которые периодически обновляют. Помимо навыков вождения, нужно быть настоящим асом в ремонте и эксплуатации авто, ведь машина в КНДР ценится очень дорого.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»