Дети всегда должны быть под контролем. И не только родителей. Если во время учебы этим занимаются учителя, то во время каникул к ним активно подключаются и другие службы. Потому с утра пораньше мы вместе с сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Гомельской области отправляемся контролировать школьные автобусы.
ЧТО?
Все это официально называется комплексом мероприятий технического (технологического, поверочного) характера и мер профилактического и предупредительного характера по соблюдению автомобильными перевозчиками требований законодательства в области транспортной деятельности при выполнении автомобильных перевозок групп детей. Проводился он филиалом Транспортной инспекции по Гомельской области с 22 марта по 2 апреля, как раз во время школьных каникул.
Но в этот день наш путь лежал к местной «жемчужине» – гомельскому дворцово-парковому ансамблю. И не случайно. Именно в дни школьных каникул сюда везут детишек со всей Беларуси. Еще бы: ансамбль является лауреатом Премии Президента Республики Беларусь за духовное возрождение, республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь!» в номинации «Лучший объект культурного туризма», и так далее, и так далее. Буквально в двух шагах от него расположен Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи, проводящий в это время массу самых разных мероприятий.
Несколько минут ожидания – и к зданию подкатывает первый автобус, полный ребятишек. Когда юные пассажиры скрываются за решеткой парка, мы направляемся к транспортному средству, доставившему их сюда.
Сразу скажем, основные документы у водителя в полном порядке. Впрочем, он уже не первый раз перевозит группы детей. Комплектация также на должном уровне. Но! О том, что у него должно быть еще страховое свидетельство гражданской ответственности автомобильного перевозчика перед пассажирами, он даже не подозревает. И по этому поводу каких-либо внятных объяснений дать не может. Тут же, как водится, звонок в отдел образования. И опять следует ряд объяснений. Судя по всему, лица, ответственные за перевозку детей, тоже не совсем в курсе. А сотрудники Транспортной инспекции уже заполняют бланк требования на устранение выявленных нарушений. Скажем сразу: данное нарушение этой весной приняло характер почти что эпидемии. Видимо, отделы образования, на которые и возложено получение данного документа, детей пассажирами не считают…
Кстати, всего за указанный период филиалом Транспортной инспекции по Гомельской области было проведено 10 контрольных мероприятий на территории области, в ходе которых осмотрено 32 автобуса. Выявлено 29 нарушений требований законодательства.
Основным нарушением являлось отсутствие у водителя при себе необходимых документов, а именно страхового свидетельства гражданской ответственности автомобильного перевозчика перед пассажирами. И по данному факту уже проведена профилактическая работа с работниками отделов образований районов Гомельской области.
Вместе с тем были выявлены и более грубые нарушения: так, в Жлобине автомобильный перевозчик из Гродненской области осуществил автомобильную перевозку группы детей на автобусе, имеющем неисправность, при наличии которой его участие в дорожном движении запрещено, а также в нарушение требований Правил автомобильных перевозок пассажиров направил в рейс вместо двух одного водителя.
Перевозчик из Минской области осуществил автомобильную перевозку группы детей без проведения установленного правилами инструктажа водителей. Также у водителя отсутствовал акт осмотра или диагностическая карта технического осмотра автобуса с заключением о его допуске к перевозке групп детей. Аналогичные нарушения были установлены и у автомобильного перевозчика, зарегистрированного в Могилевской области.
По всем фактам выявленных нарушений направлены требования об их устранении.
ЗАЧЕМ?
Безусловно, правила в плане перевозок групп детей у нас жесткие. И это не случайно. Всем еще памятны жуткие случаи гибели детей при групповых перевозках у соседей. Этот кошмар не должен повториться у нас. И несмотря на то что при организованных перевозках групп детей автобусами в нерегулярном сообщении обеспечение безопасности движения возлагается на автомобильного перевозчика, а безопасного поведения детей – на заказчика и назначенных им сопровождающих, всем иным службам также работы хватает.
Так, сопровождение автобусов, используемых для выполнения организованных автомобильных перевозок групп детей, и инструктаж водителей этих автобусов проводятся соответствующими подразделениями Государственной автомобильной инспекции. Автомобильные перевозчики, выполняющие перевозки групп детей автобусами в нерегулярном сообщении, либо заказчик этих перевозок обязаны заблаговременно, но не позднее трех суток до начала перевозки представить в подразделения ГАИ (по месту отправления групп детей) официальное уведомление о планируемой перевозке. В данном уведомлении указываются дата и маршрут движения, марка и номер госрегистрации автобуса (автобусов), фамилии и инициалы водителей, которые будут выполнять перевозку детей, с приложением копий списков детей и лиц, их сопровождающих, утвержденных заказчиком.
После получения указанного уведомления сотрудники соответствующего подразделения Государственной автомобильной инспекции обязаны проинструктировать водителей об особенностях требований Правил дорожного движения при перевозках групп детей, а также мерах предосторожности, обеспечивающих безопасность таких перевозок по маршруту. Информация об инструктаже заносится под роспись каждого из инструктируемых в специальный журнал, который хранится в соответствующем подразделении ГАИ.
Технический осмотр автобусов, предусмотренных для перевозки групп детей в нерегулярном сообщении, также проводится не ранее чем за 7 дней до начала выполнения перевозки на технической базе автомобильных перевозчиков либо в первоочередном порядке на диагностических станциях. По результатам техосмотра составляется акт или диагностическая карта в двух экземплярах с заключением о его допуске.
Более того, к автомобильной перевозке автобусами групп детей допускаются водители, имеющие не менее трех лет непрерывного стажа работы на механических транспортных средствах категории D и не привлекавшиеся на протяжении последнего года к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, о чем в соответствующие подразделения ГАИ должно быть представлено письменное подтверждение, заверенное подписью руководителя и печатью организации, предоставившей водителей для перевозки групп детей.
ПОЧЕМУ?
Не хочется никого пугать. Но хочется напомнить о том, что бывает, когда о правилах забывают…
Июнь 2016-го. Новосибирская область. Renault Duster вылетел на встречную полосу и врезался в «Газель», в которой 11 пловцов ехали на Кубок Сибири: самому старшему – 16 лет. Пятеро ребят получили травмы, двое попали в реанимацию. 54-летний водитель иномарки ждет суда. Возбуждено дело на водителя «Газели» за то, что в салоне не было ремней безопасности и разрешения на перевозку детей.
Май 2015-го. Нижегородская область. Микроавтобус Mercedes, в котором в Петербург отправились юные каратисты из Казани, выехал на «встречку» и врезался в грузовик. Погибли три человека, в том числе 12-летняя спортсменка. 10 детей получили травмы. Собственницу автобуса Викторию Ларину приговорили к четырем годам колонии.
Апрель 2015-го. Ленинградская область. Микроавтобус Mercedes с 11 воспитанниками детдома не остановился на повороте и на полном ходу столкнулся с грузовиком Scania. 42-летний водитель и двое 9-классников погибли. Еще восемь подростков получили ранения. После ДТП директора детдома Зою Федорову и зампредседателя комитета образования Ленинградской области Ольгу Проничеву уволили.
Это не далекое прошлое. Это страшное прошлое, примеры, о которых нельзя, невозможно забыть. И потому наша общая задача состоит в том, чтобы на дорогах родной Беларуси подобные трагедии были исключены. Как факт.
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»