Немножко больше

Дорожно-транспортные происшествия происходят по разным причинам. Среди всего их разнообразия все чаще мы узнаем, что та или иная авария случилась из-за плохого самочувствия водителя. Получается, что, хоть он и виноват, предъявлять ему претензии становится эмоционально сложно. Ведь он не нарушил Правила дорожного движения, не лихачил, не провоцировал конфликты на дороге, медицинская справка – в порядке. Человеку просто стало плохо.

Вместе с тем во многих случаях этого можно избежать. Достаточно не садиться за руль тогда, когда здоровье не позволяет, при хронических заболеваниях вовремя принимать предписанные врачом лекарства и не провоцировать свои недуги, пренебрегая советами докторов. Надо просто немножко больше полюбить себя и чуть-чуть бережнее отнестись к своему здоровью.

Сегодня мы предлагаем всем водителям еще раз обратить внимание на основы здоровьесохраняющих технологий.

Автомобильная гимнастика

Автомобильная гимнастика

Многочисленные исследования показывают: всего за час в напряженном движении человек устает так же, как от целого дня работы. Причина кроется в большой нагрузке на группы мышц плечевого пояса, голени, запястья, поясницы, стопы и шеи. К этому добавляются мелкочастотная вибрация, идущая от двигателя, долгая неподвижность, непрерывный шум от движения и стрессовые ситуации.
Люди, проводящие много часов за рулем, обязательно должны заниматься физическими упражнениями. Акцент следует делать на снятии напряжения с тех суставов, которые подвергаются большей нагрузке, и одновременно на укреплении поддерживающих их мышц.

Вместе с тем выбранный вид спорта должен не искусственно накачивать видимые мышцы, а развивать те, что спрятаны более глубоко и получают максимум нагрузки за рулем. Предпочтение лучше отдать не бегу или тренажерному залу, а длительным прогулкам и занятиям на растяжку мышц.

Чтобы не перенапрягаться во время длительных переездов, автомобилисту следует запомнить несколько несложных упражнений и выполнять их не реже чем через каждые два часа пути. Они разработаны для снятия излишней усталости с глаз, рук и плечевого пояса:

• по очереди круговыми движениями пару минут растирать сначала одно плечо, потом – второе, перейти на основание шеи, ее заднюю часть и область около ушей;

• потереть кисти одну о другую, как при мытье рук, повращать их по и против часовой стрелки, несколько раз сильно сжать руки в кулаки;

• тщательно размять каждый палец, затем большой и указательный сомкнуть в кольцо и с силой разомкнуть. Повторить это упражнение со всеми остальным пальцами;

• для тренировки глаз необходимо посмотреть несколько секунд вдаль, затем перевести взгляд на руки на руле, снова посмотреть вдаль. Повторить не менее 10 раз;

• энергично поморгать, дать глазам отдохнуть, снова поморгать;

• аналогичное упражнение, только глаза зажмурить на несколько секунд и потом широко открыть;

• с опущенными веками повращать глазами сначала в одну сторону, затем в другую;

• помассировать закрытые глаза, открыть, дать отдохнуть, снова помассировать.

Упражнения выполняются исключительно во время остановки на отдых.

Как не уснуть за рулем

Особого внимания заслуживает серия упражнений, призванных не допустить засыпания водителя за рулем. Во время монотонного движения на безлюдном шоссе водитель может на пару секунд отключиться даже незаметно для самого себя.

Чтобы не допустить подобной ситуации, способной привести к аварии, необходимо съехать на обочину и провести разминку:

— завести руки за спину, откинуть голову назад и сильно выгнуться дугой до хруста в позвонках, удерживая это напряжение несколько секунд;

— положить руку на затылок, отвести голову назад, при этом сильно давя на затылок ладонью и создавая сильное сопротивление;

— если в месте остановки есть что-либо, имитирующее турник, обязательно нужно повисеть столько, сколько выдержат руки, чтобы все позвонки встали на место;

— постелить что-нибудь на землю, обхватить руками согнутые колени и покататься на спине, словно неваляшка. Это самое лучшее расслабление всех позвонков.

Если работа или образ жизни связан с постоянными разъездами, регулярное использование данного комплекса упражнений гарантированно избавит от болезней позвоночника, присущих именно водителям.

Заболевания, свойственные автомобилистам

В среднем их насчитывается около двух десятков. Если работа или образ жизни вынуждают к частым разъездам, необходимо особенно внимательно следить за здоровьем.

Частая проблема водителей – это простудные заболевания. Если машина не оборудована системой автозапуска, то в холода приходится подолгу находиться в промерзшем салоне. Одна из основных ошибок допускается, когда автомобиль прогревается: слишком высокая температура может распарить тело, и тогда любой ветерок или выход из машины вызовет простуду или заболевание поясницы. Аналогично ситуация выглядит и в жаркую погоду, когда водитель испытывает перепад температур между улицей и кондиционированным салоном.

Во влажную весенне-осеннюю погоду особую опасность представляют промокшие ноги. Мокрые и холодные, они не только теряют чувствительность, но и могут спровоцировать аварию на дороге, а это еще и гарантированное простудное заболевание.

Длительные поездки чреваты также появлением столь неприятного заболевания, как геморрой. От него не застрахованы ни женщины, ни мужчины, ведь вызывают его малоподвижность и запоры, вызванные нерегулярностью питания и вредной пищей, поглощаемой наспех за рулем.

Предупредить болезнь можно бережным отношением к себе. Сколь бы далек ни был путь, нужно продумать рацион питания: либо это будут контейнеры с домашней едой, взятые с собой в дорогу, либо полноценное питание в придорожных кафе.

Кроме того, следует избегать переохлаждения, а кресло водителя оснастить системой подогрева. А при первых тревожных звоночках необходимо отбросить стыд и обратиться к врачу.

Признаки варикоза дают о себе знать тяжестью и отечностью ног, болью и судорогами в икрах, четкими, долго не проходящими следами от резинки носков. От вынужденного сгибания ног водителя венозные артерии вынужденно пережимаются, приводя к скапливанию и застою крови. Во избежание проблем не следует носить слишком тесную одежду и неудобную обувь, а в поездках дольше трех часов использовать компрессионные чулки или колготки, которые повысят скорость оттока крови и предотвратят отечность.

Среди автомобилистов широко распространены аритмия, гипертония, инфаркты. Чем активнее дорожное движение, чем больше внешних раздражителей: техническая поломка, непогода, пробка, хамство других водителей, невнимательность пешеходов, тем вероятнее риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Каждому водителю независимо от опыта и стажа нужно разработать собственный комплекс мер для успокоения. Кому-то помогает расслабиться медитативная музыка или звуки природы, кому-то – дыхательные упражнения, кому-то – тренинг по самоконтролю.

Психологи рекомендуют следующие действия для снятия раздражения:

— теплыми руками провести по лицу так, как во время умывания;

— подушечками пальцев динамично похлопать по коже лица и векам так, как женщины наносят крем;

— круговыми движениями помассировать виски, лоб, заднюю часть шеи;

— тщательно растереть ногтевые фаланги пальцев рук, где находится множество нервных окончаний.

Но самым главным было и остается краткое, но очень точное предупреждение: никогда не садитесь за руль, если чувствуете себя плохо.

Пассажиру, находящемуся на переднем сиденье

Пассажиру, находящему на переднем сиденье

Дотянуться до кнопки аварийной сигнализации надо правой рукой, а левой – взять обод руля в точке 12 по циферблату. Это даст возможность поворачивать руль в разные стороны с одинаковой амплитудой и сохранять управление автомобилем. Дальнейшие действия зависят от того, какой коробкой передач оборудован автомобиль: механической или автоматической.

Если в машине – механика, то после включения аварийной сигнализации правую руку надо перенести на коробку передач и перевести ее в нейтральное положение или в положение первой передачи. Затем, продолжая держать руль левой, правой надо начать аккуратно поднимать рычаг стояночного тормоза. Действовать нужно плавно, поднимая примерно по 1 см в секунду. При этом руль следует держать крепко и, не теряя самообладания, спокойно ждать, пока автомобиль не остановится. Если его скорость движения составляла 60–70 км/ч, то остановка произойдет примерно через 10–12 секунд.

В машине, оборудованной автоматикой, исключение лишь в том, что коробку передач необходимо поставить в нейтральное (а в большинстве автомобилей даже нет необходимости нажимать кнопку на преселекторе, достаточно просто дернуть рычаг) или положение 1, что обеспечит максимально эффективное торможение двигателем. Если же в коробке нет положений 1, 2, 3, следует перевести коробку в положение N, но ни в коем случае не в Р – автомобиль может развернуть.

Далее действия пассажира аналогичны остановке автомобиля с механической коробкой передач. Если ручного тормоза нет (марки Infiniti FX или Nissan Mirano), надо перевести коробку в положение пониженной передачи. В некоторых машинах это L.

Категорически нельзя трогать и тем более доставать ключ из замка зажигания. Вместе с отключением двигателя произойдет отключение гидроусилителя руля, усилителя тормоза, всех систем стабилизации, полного привода и т.д.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий