АВТОШКОЛЫ ВИТЕБЩИНЫ ДАЮТ ОГНЯ
Практически на каждом предприятии Беларуси сегодня ощущается дефицит водителей. Как показывает опыт, водительское удостоверение люди чаще получают вскоре после окончания средней школы. И в последнее время наблюдается странная тенденция – желающих получить право на управление транспортными средствами все меньше.
Об этом и многом другом корреспондент «ТБ» расспросил начальника МРЭО ГАИ УВД Витебского облисполкома Андрея Закревского.
Справка «ТБ»
МРЭО ГАИ Витебского облисполкома осуществляет административные процедуры по выдаче и обмену водительских удостоверений, возврату их после лишения, открытию соответствующих категорий, регистрации транспортных средств, снятию их с учета, а также внесению изменений в регистрационные документы. Территория обслуживания – Витебск, а также близлежащие Витебский, Шумилинский, Городокский и Лиозненский районы. Поменять водительское удостоверение может любой гражданин Беларуси, а осуществить регистрацию и снятие с учета транспортного средства – прописанный на территории Витебской области
Автошкол достаточно, желающих учиться мало
– Что сегодня происходит на рынке обучения водителей. Сколько в области работает автошкол и много ли желающих учиться?
– На территории, что относится к нашему МРЭО, зарегистрированы 17 автошкол. Пять из них работают на базе учреждений образования, две обучают только водителей категории В, девять готовят водителей всех категорий, в одной – только категория А. Автошкола ЖКХ готовит лишь водителей трамваев и троллейбусов по заказу ОАО «Витебскоблавтотранс». Наконец, «Витавтосервис» и «Автопередача» обучают тех, кто имеет право управлять только автомобилями с автоматической коробкой передач.
Этого количества автошкол и оказываемых ими услуг достаточно. Более того, ни одна автошкола сейчас не работает с полной загрузкой. Еще пять лет назад к нам из автошкол приходили группы по 30 и более учащихся. Сегодня об этом остается только вспоминать.
– В Минске число выданных прав в 2023 году упало на 40% по сравнению с 2022-м, вновь сдающих – на 14% меньше. А как у нас?
– В прошлом году выдано около 19 500 водительских удостоверений. Для сравнения: в 2022-м – 23 600. То есть, грубо говоря, на 4100 меньше.
– С чем это связано?
– Если смотреть поверхностно, то можно рассуждать о пресловутой демографической яме. Но в автошколы, как правило, идут учиться люди самых разных возрастов. В последнее время на экзаменах все чаще можно встретить мужчин и женщин, которым уже за 50. Просто так сложилась их жизнь, что на данном ее этапе у них появилась потребность управлять автомобилем. Видимо, логичнее говорить о том, что сейчас редко кто идет учиться в автошколу за кампанию. Только по мере необходимости.
Тяжело в учении…
– Фиксируется ли такой показатель, как аварийность среди молодых водителей?
– Естественно. В 2023 году у нас произошло 50 дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, имеющих водительский стаж до двух лет. В 2022-м зафиксировано 17 таких ДТП.
– Как объясните?
– Каждую ситуацию надо рассматривать отдельно. Если обобщать, то можно согласиться с мнением, что качество обучения в автошколах оставляет желать лучшего.
Кстати, известно, наиболее часто молодые водители совершают ДТП в случаях, если они учились в автошколах летом, получили водительское удостоверение в сентябре, а за руль автомобиля самостоятельно сели в ноябре. Они впервые без наставника сталкиваются со снежной дорогой, гололедом.
И не справляются с управлением, допускают заносы, съезды в кювет или столкновение с другим автомобилем.
– Что сложнее сдать курсанту: теорию или вождение?
– За 2023 год автошколами Витебской области подготовлено более 8 тыс. кандидатов в водители. Из них с первой попытки не сдали теоретический экзамен по ПДД 1361 курсант, вождение – 1183 выпускника. Судя по этим цифрам, одним проще дается теория, другим – практические навыки.
Не надейтесь на удачу
– Говорят, тяжело сдавать теоретические экзамены лицам, лишенным водительских прав. В чем особенность?
– Я даже слышал городские легенды, что для лишенных водительских прав в ГАИ существуют какие-то особо жесткие билеты. Поверьте, это не так. Все это связано с тем, что большинство людей, лишенных прав, учились в автошколах много лет назад. За это время и ПДД частично изменились, что отражено в билетах, да и память людская не вечна.
К примеру, на средствах персональной мобильности или велосипедах при пересечении дороги разрешено не спешиваться, если они движутся со скоростью пешехода. Те, кто обучался лет 10 назад, этого не знают. И вот, пожалуйста, ошибка.
Это – всего один наглядный пример. Их на самом деле много. Те, кто основательно готовится к сдаче экзамена, приходят и сдают с первого раза. Те, кто рассчитывает только на удачу, ходят сюда по три-четыре раза. Кстати, у нас доступна административная платная услуга – пробное тестирование знаний ПДД. Заплатив
21 рубль, человек может прийти за день до сдачи экзамена, посидеть полчаса в классе и порешать билеты, которые могут выпасть на экзамене…
Но это можно сделать и дома, купив соответствующие пособия – в продаже достаточно электронных дисков для обучения. Плюс, насколько мне известно, некоторые автошколы тоже оказывают услуги по восстановлению навыков и знаний за определенную плату.
Но мы знаем отдельных самоуверенных водителей, которые вместо того, чтобы подучиться, ходят к нам на пересдачу и по 10, и по 19 раз… В итоге кто-то опускает руки, а кто-то все-таки сдает экзамен.
– Каковы традиционные ошибки при сдаче теории курсантами?
– Главная – люди неправильно читают вопрос. То есть учащиеся помнят картинки и автоматически называют ответ. Допустим, в автошколе к определенной картинке звучал вопрос: кто проедет перекресток первым, а на экзамене в ГАИ выпала такая же картинка с вопросом: кто проедет перекресток последним.
Иногда видно, что курсант пропустил какую-то тему, не в полном объеме выучил раздел. Часто сыплются на вопросах по медицине, а также касающихся остановки, стоянки, нарушения правил перевозки грузов… Девушкам тяжело даются вопросы по техническому состоянию автомобиля. Им трудно представить, что это за неисправность и какие последствия влечет.
– А при вождении?
– На площадке, мне кажется, проблема больше связана с психологией. По этой причине некоторые не могут совладать с нервами. В принципе подготовка практически у всех курсантов – на должном уровне. Но опять же, люди, когда учатся в автошколе, находятся в более расслабленном состоянии и чувствуют лояльность со стороны инструкторов. Когда же они видят сотрудника ГАИ, который принимает экзамены, у них начинают нервы сдавать. Если они посещают автошколу весь период, то никаких проблем у них не возникает.
Типичные ошибки при сдаче экзаменов в городских условиях совершаются чаще при маневрировании и проезде перекрестков. Это из-за отсутствия опыта и внимания. Трудно даются перестроения в полосах движения. Иногда не замечают сигналов светофора…
– Случалось ли, что учащиеся при сдаче экзаменов в ГАИ допускали ДТП?
– Да. В основном это происходит в зимний период. Чаще такие ДТП связаны с несоблюдением дистанции и не учетом состояния дорожного покрытия. Правда, тяжелых последствий не было, лишь незначительные повреждения транспортных средств.
Андрей Закревский с ностальгией вспоминает те времена, когда в МРЭО приходили сдавать экзамены группы по 30 и более учащихся. Сегодня ни одна автошкола в регионе не работает с полной нагрузкой
Типичные ошибки при сдаче практических экзаменов в городских условиях совершаются чаще при маневрировании и проезде перекрестков. Еще курсанты не могут совладать с перестроением в полосах движения и иногда не замечают сигналов светофора
Беседовал Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ , «ТБ»