На обломках сбитого Boeing 737 Max

ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ ПОКИДАЮТ КОРПОРАЦИЮ BOEING

Помните, какой скандал разгорелся в начале года после того, как Boeing 737 Max-9 в полете лишился панели аварийного выхода? Она вылетела, потому что болты, на которых крепилась к фюзеляжу, отсутствовали, да и отверстия оказались некондиционными. Так вот, ажиотаж вокруг безопасности полетов на самом продвинутом авиалайнере крупнейшей авиакорпорации мира не утихает. И мы продолжим рассказывать о нем, поскольку это большой урок и с точки зрения безопасности, и с точки зрения культуры производства.

Конечно, все началось не 5 января 2024 года, когда Boeing 737 Max авиакомпании Alaska Airlines вылетел из Портленда, штат Орегон, в Онтарио (Калифорния) и потерял в полете дверную панель. Еще в марте 2019 года произошли две крупные катастрофы с человеческими жертвами, после которых полеты 737 Max приостановили на 20 месяцев.

Несмотря на все проверки, аудиты и заявления корпорации о том, что качество производства находится под усиленным контролем, инциденты с ее самолетами продолжаются. Например, 11 марта Boeing 787-9 Dreamliner авиакомпании LATAM Airlines во время рейса в Новую Зеландию так резко «клюнул» в полете носом, что около 30 пассажиров буквально врезались в крышу салона. Итог: 50 пострадавшим пришлось оказывать медпомощь, 13 оказались в больнице.

Справка «ТБ»

После инцидента с самолетом Alaska Airlines корпорация Boeing провалила 33 из 89 проверок, проведенных Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA).

15 марта Boeing 737 Maх рейса 433 компании United Airlines вылетел из Сан-Франциско и приземлился в аэропорту Роуг-Вэлли, штат Орегон. После приземления обнаружилось, что на самолете отсутствует, как и в январском инциденте, внешняя панель. Проще говоря, лайнер летел с дырявым фюзеляжем. Неудивительно, что в Америке ширится кампания по отказу пассажиров от перелетов на Boeing 737 Max.

Сбитый менеджер по качеству

Между тем в истории Boeing появился первый сбитый… Нет, не летчик и не самолет, а менеджер по качеству. 62-летний Джон Барнетт (стаж в Boeing – 32 года, на пенсии – с 2017 года) 9 марта был найден мертвым в собственном грузовике. Смерть, согласно официальному заключению, наступила от огнестрельного ранения, якобы нанесенного Барнеттом самому себе, причем аккурат спустя несколько дней после показаний по делу компании-работодателя. Допрос свидетеля должен был продолжиться, но Барнетт не явился, почему-то предпочтя выстрел в голову, хотя все уверяют, что накануне он пребывал в прекрасном расположении духа.

«Мы опечалены кончиной мистера Барнетта, наши мысли – с его семьей и друзьями», – заявил представитель Boeing Джим Проулкс. А что тут еще скажешь? Это уже жанр не авиакатастроф, а детектива: ясно, кого заподозрит общественное мнение.

Суть разоблачений Барнетта сводилась к установке на самолеты нестандартных и дефектных деталей, нарушению технологий монтажа, утрате новых деталей и замене их на б/у, чтобы не срывать сроки сдачи, неполадкам с каждой четвертой кислородной маской и т.п. Пока пенсионер-правдолюб трудился в компании, он пытался привлечь к проблемам внимание начальства, но оно отмахивалось. На пенсии Джон продолжил бить в набат и срывать покровы.

Утоптанные топ-менеджеры

Список сбитых в ходе скандала вокруг Boeing летчиков не ограничивается Барнеттом. 25 марта «посыпался» топ-менеджмент компании: официально заявлено, что до конца года со своего поста уйдет гендиректор Дэвид Кэлхун, срочно отправляется на пенсию Стэн Дил, гендиректор подразделения коммерческих самолетов, а член правления Ларри Келлнер не будет очередной раз баллотироваться на свой пост, то есть тоже уйдет.

Безусловно, руководитель несет всю полноту ответственности за ситуацию, в которой очутился Boeing. Наверное, про Кэлхуна можно сказать много чего нехорошего. Однако проблемы начались еще при его предшественниках. Ричард Абулафиа, директор ведущей аэрокосмической консалтинговой компании США AeroDynamic Advisory, пишет в своей колонке на сайте CNN: «Гендиректор Джим Макнерни систематически продвигал нетехнических специалистов на руководящие должности, особенно в правление. Невероятно, но Boeing 737 Max был разработан под его руководством, когда ни у кого из гендиректоров коммерческого подразделения не было технического образования. Нынешний гендиректор Дейв Кэлхун тоже не инженер, однако пошел по тому же пути, продвигая людей со схожим финансовым опытом».

Характерно, что в феврале 2024 года череда увольнений топ-менеджмента началась с одного из немногих руководителей с техническим образованием – вице-президента и руководителя программы по производству 737 Maх Эда Кларка, в прошлом – главного механика и инженера по моделям со стажем работы 18 лет.

Абулафиа считает, что «Boeing серьезно пренебрег двумя своими главными ресурсами: персоналом и поставщиками». Проще говоря, сократил и отжал по зарплате персонал, оптимизировал и отжал по расценкам и срокам расчетов поставщиков комплектующих. После этого и началось катастрофическое падение качества сборки и безопасности полетов. «Он самый лучший гендиректор, который когда-либо был у Airbus», – припечатал уходящего Кэлхуна ехидный Абулафиа, прямо указав на выигрыш главного конкурента Boeing.

Справка «ТБ»

Финансовые потери Boeing по итогам I квартала 2024 года оцениваются в 4,5 млрд долларов. Всего скандал вокруг проблем с безопасностью обошелся в 31 млрд долларов. С начала года акции Boeing потеряли более 26% стоимости.

Калькулируя убытки

Пока Boeing несет потери, однако Airbus не по силам превратить их в свои прибыли – не хватит ни мощностей, ни ресурсов. 20 марта американская корпорация объявила о решении сохранить производство 737 Max на уровне менее 38 самолетов в месяц и «принимать только полностью соответствующий требованиям фюзеляж от поставщика Spirit AeroSystems».

Еще одна неприятность – усердие госконтролера: по результатам проверок FFA запретила Boeing расширять производство из-за проблем с качеством. 26 февраля экспертная группа, проверявшая управление безопасностью полетов, констатировала «разрыв между высшим руководством и сотрудниками Boeing в вопросах культуры безопасности». Следом профсоюз потребовал застолбить за ним кресло в совете директоров корпорации, чтобы «уберечь компанию от себя самой». Минюст начал расследование, чреватое уголовной ответственностью и отменой отсрочки судебного преследования по делу об обмане FAA при сертификации 737 Max: роковые дырки от болтов лайнера Alaska Air дали о себе знать накануне завершения испытательного срока по этому делу.

Симптоматично, что FAA на правах госконтролера не потребовала устранить нарушения в три дня, а дала Boeing 90 дней на разработку всеобъемлющего плана действий по решению «системных проблем контроля качества», где корпорация «должна взять на себя обязательства по реальным и глубоким улучшениям».

В такой тактике есть резон: любая крупная корпорация при серьезных проблемах включает режим «антикриз»: делает оптимистичные обтекаемые заявления с круглыми цифрами, запускает в СМИ вал публикаций про собственные добродетели, налегает на благотворительность. Boeing тоже умеет в «антикриз»: авиаинженера Кларка на посту руководителя программы 737 Max сменила женщина – Элизабет Лунд, старший вице-президент и генеральный управляющий авиапрограмм, получившая новый функционал – «инициативы по контролю качества». Но удастся ли ей заботливой женской рукой устранить итоги многолетних попыток коллег сэкономить на всем, на чем экономить нельзя, большой вопрос.

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Добавить комментарий