Недальновидный платит трижды

На диагностических станциях страны по-прежнему наблюдается снижение числа желающих пройти гостехосмотр. В первом квартале этого года на ДС было представлено на 6% автомобилей меньше, чем за аналогичный период 2016-го.

В УП «Белтехосмотр» не скрывают: главные причины – падение жизненного уровня людей и необходимость платить пошлину при прохождении гостехосмотра. Отсюда вытекают и другие проблемы.

О них говорилось в актовом зале филиала «Автобусный парк № 1 г. Витебска» ОАО «Витебскоблавтотранс», где подводились итоги работы системы государственного технического осмотра транспортных средств в Витебской области в первом квартале, а также были поставлены задачи до конца года.

Только с конфискацией

По сложившейся традиции вначале перед начальниками и ведущими диагностами станций Витебщины выступили представители правоохранительных структур. И это тоже объяснимо. Автолюбители ищут возможность минимизировать свои расходы на обязательную процедуру, и некоторые из них уверены, что дешевле дать денег ответственному лицу на диагностической станции, чем экстренно искать финансы на запчасти и ремонт автомобиля, который еще какое-то время «может поездить и так». Тем более что, как показывает опыт, берут нечистые на руку сотрудники ДС за свои услуги немного – в среднем около 50 долларов в пересчете на твердую валюту. Заезд на СТО обойдется в куда большую сумму. Особенно если что-то надо ремонтировать или красить.

– Говорится на эту тему много, но каждый год мы сталкиваемся с похожими фактами, – обратил внимание собравшихся старший оперуполномоченный УБЭП УВД Витебского облисполкома Сергей Капустин. – На диагностических станциях ответственные сотрудники берут мзду, о чем хорошо осведомлены автомобилисты. Да, в системе гостехосмотра в 2017 году в Витебской области преступлений не выявлено, но это вовсе не означает, что их нет. Есть факты, указывающие на состав преступления. В настоящий момент проводится проверка. Пока уголовные дела не возбуждены, я не буду что-то конкретизировать. Поймите, средняя сумма взятки не превышает 50 долларов. Но, взяв эти деньги, вы можете лишиться всего: конфискация имущества – обязательная процедура. Если кто-то считает, что самый умный и никогда не попадется, то он ошибается.

Представитель управления Следственного комитета по Витебской области Любовь Жиганова остановилась на расследовании дел, которыми ранее занимался СК:

– В прошлом году в Витебской области в системе гостехосмотра выявлен лишь один факт взятки. Так, в апреле Оршанским районным отделом управления Следственного комитета по Витебской области было возбуждено уголовное дело в отношении инженера по техническому осмотру транспортных средств ДС № 51 филиала «Автобусный парк № 3 г. Орши» ОАО «Витебскоблавтотранс» Сергея Русака по факту получения им в виде взятки 300 тысяч неденоминированных рублей. Ему предлагалось решить вопрос прохождения техосмотра заведомо неисправного транспортного средства. В августе решением Оршанского районного суда ему было назначено наказание в виде лишения свободы на три года с конфискацией имущества. Надо отметить, что преступление было выявлено без проведения каких-либо оперативно-разыскных мероприятий.

Ранее было возбуждено и расследовалось уголовное дело в отношении Эдуарда Герасименко, который работал на той же диагностической станции. Следователем был изъят видеорегистратор с ДС, и при просмотре материала установлен факт получения денег. Кстати, 15 апреля 2016 года дело Герасименко было передано в суд, который вынес обвинительный приговор. Срок – пять лет лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества.

Надо отдать должное, отсутствие в производстве в настоящий момент уголовных дел в отношении сотрудников диагностических станций Витебщины – результат огромной работы, проделанной руководством филиала ОГТО в Витебской области и лично его руководителем Вильгельмом Кишковским.

В соответствии с планом мероприятий по противодействию коррупции в УП «Белтехосмотр» проведено закрепление всех диагностических станций региона за специалистами отдела ОГТО УП «Белтехосмотр» в Витебской области; обеспечено своевременное ознакомление сотрудников с письменными обязательствами по соблюдению ограничений, устанавливаемых статьями 17–20 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»; на рабочих местах инженеров по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении на всех ДС размещена информация с выдержками из закона о борьбе с коррупцией, УК РБ, телефонами правоохранительных органов для сообщения о нарушении антикоррупционного законодательства при проведении гостехосмотра. А сколько раз Вильгельм Вильгельмович лично предупреждал чуть ли не каждого сотрудника, что соблазн взять деньги у клиента станет необратимой трагедией в его судьбе…

Авитаминоз!

Тему борьбы с коррупцией продолжил начальник управления УП «Белтехосмотр» Евгений Карпович:

– Об этом всегда трудно говорить, но и молчать нельзя. В первом квартале этого года в Беларуси наблюдается всплеск коррупционных проявлений в системе государственного технического осмотра транспортных средств. Уже зарегистрировано четыре таких случая.

В Гродно на диагностической станции Кооптранса работало всего три человека, двоих задержали, остался один начальник. За определенное вознаграждение сотрудники станции пропустили автомобиль с явными неисправностями.

31 января на ДС Борисовского авторемонтного завода за вознаграждение диагносты тоже пропустили автомобиль с неработающими световыми приборами, неисправной тормозной системой и прочими неисправностями. Примечательно, что на этой же станции полгода назад уже было выявлено коррупционное преступление – тогда взятку брали цементом. Очередной сотрудник был задержан.

А историю, которая произошла в Кобрине, можно рассказывать, как анекдот. Ситуация разворачивалась так. Не в самый добрый момент на диагностическую станцию филиала «Автомобильный парк № 16 г. Кобрин» для прохождения техосмотра из СПК прибыли «Волга» и еще один автомобиль. При этом обе машины были загружены мешками с плодоовощной продукцией. Автомобили заехали на одну линию, а на соседней остановились личные машины начальника диагностической станции и инженера по осмотру автомобилей. А дальше, судя по видео, началось самое интересное. Мешки с овощами перегрузили в личные авто. При этом, подчеркиваю, весь процесс записывался системой видеонаблюдения станции. Задержание производилось с помощью брестского ОМОНа.

Но и это еще не все. Когда позже на станции производились обыски, в кабинете начальника обнаружили коллекцию спиртных напитков. А потом следователи увидели записи видеокамер: автомобиль шел по линии, коньяк и другие дорогие спиртные напитки передавались водителем прямо из окошка в ходе проверки. Кстати, контрольный осмотр двух автомобилей из СПК показал многочисленные несоответствия.

Еще один случай зафиксирован 4 февраля на диагностической станции автомобильного парка № 15 «Миноблавтотранса». За получение взятки в размере 50 рублей был задержан инженер УП «Белтехосмотр». При контроле на станции выяснилось, что он выдал разрешение на допуск к дорожному движению на автомобиль, в котором удельная тормозная сила стояночного тормоза меньше установленной, имелись подтекание технических жидкостей и внешние повреждения.

В Министерстве транспорта и коммуникаций такие факты считают недопустимыми. Только полностью очистив систему гостехосмотра от коррупционной ржавчины, можно говорить о ней как о действительно работающем механизме.

Тем, кто считает, что зарплата диагноста низкая и не обеспечивает потребностей, Евгений Карпович предложил написать заявление об увольнении по собственному желанию и найти другую работу. Так будет лучше для всех.

«Принципиальные»

Как уже говорилось, результаты работы системы гостехосмотра за первый квартал не особо радуют. Наблюдается снижение на 6% к такому же периоду прошлого года. А между тем в 2016-м зафиксировано падение на 10% по сравнению с 2015-м. Кстати, это был последний год, когда наблюдался прирост всех показателей.

Статистика свидетельствует: привязка уплаты госпошлины к срокам проведения техосмотра не лучшим образом отразилась на всей системе. Есть значительная категория автовладельцев, которые принципиально игнорируют процедуру. И, к сожалению, большая часть таких несознательных граждан проживает в столице. Причем, как правило, это владельцы престижных автомобилей последних годов выпуска. Им, видите ли, денег не хватает. Зато в сельских районах на техосмотр приезжают машины девяностых годов выпуска. В некоторой степени это несправедливо. Сельчане без хороших дорог на старых автомобилях финансируют дорожную отрасль, а минчане на престижных дорогих машинах предпочитают пользоваться хорошим асфальтом, ничего не вкладывая в общую казну.

Естественно, обеспечить прохождение процедуры гостехосмотра всеми собственниками транспортных средств без помощи Госавтоинспекции тяжело. И в области налажены тесные взаимоотношения между представителями ГАИ и отдела ОГТО в Витебской области, разработаны планы совместной работы.

В Витебске они выезжают на контроль как минимум два раза в месяц. Зачем это надо? В ходе рейдовой работы и общения с водителями лучше понимаешь сложившуюся ситуацию. Живое присутствие на дороге сотрудника системы гостехосмотра – лишнее напоминание, что нельзя забывать о прохождении данной процедуры, ведь это обязанность каждого владельца транспортного средства. С другой стороны, в ходе таких рейдов сотрудники ГТО чаще, чем инспекторы ГАИ, выявляют поддельные штампы на сертификатах о прохождении гостехосмотра. Они не только отлично знают, как должны выглядеть настоящие, но и подписи своих сотрудников помнят.

Как подчеркнул старший госавтоинспектор группы технического надзора ГАИ УВД Витебского облисполкома Антон Валюшкевич, при непредъявлении сертификата о прохождении гостехосмотра водителя вызывают на комиссию в Госавтоинспекцию за управление транспортным средством без наличия всех необходимых документов. И если будет установлено, что техосмотр не пройден, автовладельца привлекут и за это нарушение.

Новые – сырые, старые – ржавые

Антон Валюшкевич также обратил внимание присутствовавших на то, что за прошлый год резко возросло число ДТП с участием транспорта, принадлежащего государственным предприятиям. Увеличилось число аварий в сфере пассажирских перевозок. По его мнению, надо более ответственно подходить к проведению гостехосмотра:

– В Госавтоинспекцию звонят пассажиры и говорят: «Едет маршрутка, дверьми дребезжит, колеса чуть не отваливаются». Как такая машина проходит гостехосмотр? Должен быть принципиальный подход. А еще обратите внимание на то, что новые МАЗы, которые поступили в автобусные парки Витебской области, еще сырые. Были случаи, когда рулевые тяги просто раскручивались в дороге. Не смотрите, что автобус новый, проверяйте как следует. Но еще серьезнее относитесь к старым. В прошлом году авария произошла из-за того, что у автобуса, принадлежащего ушачскому предприятию, лопнула рессора, в результате чего он потерял управление. Особое внимание обращайте на детали подвески.

Не для галочки

В своем выступлении начальник отдела контрольной деятельности филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой сразу подчеркнул, что законодательством очерчен ряд вопросов, где интересы Транспортной инспекции пересекаются с интересами УП «Белтехосмотр»:

– Основная наша задача – безопасность при перевозке грузов и пассажиров. Мы в основном обращаем внимание на коммерческий транспорт. И у нас давно налажено тесное взаимодействие, многое решается в рабочем порядке, часто по телефону. В этом году сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Витебской области установлено 117 фактов эксплуатации транспортных средств без прохождения гостехосмотра. В 2016-м за аналогичный период было выявлено 80 случаев. Справедливости ради надо отметить, что это не только перевозчики Витебской области. Часть автомобилей, которые эксплуатировались без прохождения гостехосмотра, зарегистрирована в других областях. Людей не пугает даже такая жесткая мера, как прекращение лицензии. За использование транспортных средств, не прошедших ГТО, было прекращено действие 15 лицензий.

Большинство нарушителей – перевозчики грузов в республиканском сообщении. Однако выявлены факты эксплуатации автомобиля-такси с просроченным гостехосмотром и машин, задействованных на международной перевозке грузов. А вот «маршрутчики» ГТО проходят регулярно.

Кстати, сотрудники Транспортной инспекции во время рейдов проверяют работу световых приборов, состояние шин, выявляют другие неисправности, с которыми запрещено участие транспортных средств в дорожном движении. И мы можем констатировать: наметился рост этих нарушений.

В прошлом году установлено свыше 300 таких транспортных средств. Все уповают на отсутствие денег. Мы понимаем, что поменять лобовое стекло, в которое прилетел камень, на большой машине накладно. Но закон есть закон.

Что касается ежедневной эксплуатации, то водитель обязан следить за транспортным средством. Протектор шины стерся – надо заменить. Тормоза мгновенно тоже редко отказывают – можно почувствовать и принять меры. Широко распространено такое нарушение, как отсутствие аптечки и огнетушителя. На этот вопрос отдельное внимание обратила прокуратура Витебской области.

Да, есть предрейсовый контроль. Но имеются предприятия, которые к этому процессу относятся формально. Транспортная инспекция достаточно регулярно выявляет факты, когда ежедневный технический контроль проводится механиком, не выходя из кабинета.

Жизнь берет свое

К счастью, единичные негативные факты пока глобально не сказываются на системе работы УП «Белтехосмотр». И диагностические станции работают, и законопослушных граждан у нас больше, чем любителей халявы.

Система гостехосмотра в Беларуси продолжает развиваться. В первом квартале вступили в строй действующих две новые диагностические станции. Это базовая – в Гродно, которую по праву можно назвать лучшей в стране. Там созданы максимально комфортные условия для клиентов. В том числе имеется возможность на месте заплатить госпошлину, работает беспроводной интернет. А также новая диагностическая станция в Островце – в перспективном городке, где возводится Белорусская АЭС. Эта станция – модульного типа. Строительство такой же запланировано в Ляховичах.

Даже в Россонах и Городке, где зарегистрировано недостаточно транспортных средств для рентабельной работы диагностических станций, появились желающие их построить.

Начальник филиала ОГТО Витебской области УП «Белтех-осмотр» Вильгельм Кишковский попросил присутствовавших уважительно относиться к каждому клиенту. Отдельное внимание он уделил культуре работников диагностических станций. Хамское поведение, придирки к мелочам заставляют клиента думать, что на ДС из него вымогают деньги.

По мнению Вильгельма Вильгельмовича, сотрудники станции обязаны вежливо и доходчиво объяснять причины несоответствия транспортного средства установленным требованиям и даже предлагать способы устранения неисправностей. При спорных ситуациях лучше обратиться в областной отдел.

В Витебской области разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств имеют 34 диагностические станции (37 диагностических линий), фактически из них работают 33 (36). Как известно, ДС № 62 закрыта и из-за внутренних проблем пока не желает возобновлять работу.

Для уменьшения потерь времени клиентов на прохождение ГТО используются различные режимы работы. Так, 28 диагностических станций работают в режиме пятидневной рабочей недели и восьмичасового рабочего дня, две (№ 105, 167) – без выходных по 12 часов в день, еще две (№ 87, 181) – по восемь часов в день с «перекрытыми» выходными, одна имеет шестидневный режим работы (№ 180).

Следует отметить, что в отдельных регионах области на диагностических станциях по-прежнему недостаточная загруженность. Такое положение складывается по причине малого количества зарегистрированного транспорта, низкой скорости его прироста, а зачастую и нежелания автовладельцев своевременно проходить государственный технический осмотр. В этих районах диагностические станции нерентабельны как для предприятий, их содержащих, так и для УП «Белтехосмотр».

По результатам работы по выдаче разрешений в первом квартале 2017 года на ДС № 186 в Бешенковичах в среднем за месяц выдано 129 разрешений – это последнее, 34-е место. В то же время наиболее эффективно работает расположенная в Витебске ДС № 167, принадлежащая УП «Белтехосмотр». Среднемесячная нагрузка при выдаче разрешений за три месяца года здесь составила 917 (первое место). А значит, на станции умеют работать с людьми.

– Даже отказать человеку надо так, чтобы он не обиделся. Ему нужно грамотно рассказать, чем грозит та или иная неисправность, как ее можно ликвидировать, подсказать, где грамотно обслуживают конкретные марки автомобилей. На многие станции люди не хотят ехать, что я слышал в ходе прямых линий, потому что диагносты грубят клиентам, – подчеркнул Вильгельм Кишковский.

Среднемесячная же нагрузка на диагностическую станцию в Витебской области составила 285 разрешений, что на девять меньше, чем за аналогичный период 2016 года (294).

По-прежнему одной из основных проблем, стоящих перед ДС, является их модернизация. Можно отметить работу ООО «Технотекс» по поддержанию должного состояния на ДС № 231, хотя в то же время ДС № 130 этого же предприятия нуждается в модернизации.

Положительные результаты в поддержании высокого уровня обслуживания, достойного внешнего вида и внутреннего оформления диагностических станций показывают руководители филиала «Витебские электросети» РУП «Витебскэнерго» (ДС № 114), Витебской базы (транспортной) УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги» (ДС № 192), а также АТП № 8 г. Орши ОАО «Витебскоблавтотранс» (ДС № 52).

К сожалению, на большинстве остальных предприятий денежные средства, получаемые от производственной деятельности ДС, расходуются на какие угодно цели, только не на нужды самих станций. В результате неудовлетворительно проводится не только плановая модернизация, но и профилактический ремонт оборудования, не обновляются служебные помещения, приходят в негодность прилегающие территории и площадки.

В нынешнем году сотрудниками филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области было проведено 14 контрольных проверок диагностических станций. Их результаты, а также материалы, которые предоставляются на ежегодный конкурс на лучшую диагностическую станцию, свидетельствуют: руководству предприятий, содержащих ДС, необходимо уделять особое внимание вопросам, касающимся поддержания и улучшения внешнего вида производственных помещений, прилегающих территорий станций и подъездных путей.

Для справки:

в Витебской области зарегистрировано 479 548 единиц транспорта. Прирост за 2016 год составил 2691 единицу.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»