На границе было неспокойно

И даже как-то напряженно: сотрудники ГАИ УВД Гомельского облисполкома вместе с коллегами из УГИБДД УМВД России по Брянской области проводили совместную отработку автодороги М10 Граница Российской Федерации – Гомель – Кобрин на всей ее протяженности по Гомельской области и автодороги М13 Брянск – Новозыбков – граница с Беларусью с другой стороны.

На границе было неспокойно На границе было неспокойно На границе было неспокойно На границе было неспокойно

В тот же день на нейтральной территории Брянской и Гомельской областей с целью повышения эффективности приграничного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности дорожного движения прошло комплексное оперативно-профилактическое мероприятие «Безопасность без границ».

Главные его задачи, впрочем, были гораздо шире. Это не только профилактика дорожно-транспортных происшествий, но и предупреждение краж и угонов автотранспорта, тракторов и сельхозтехники, хищений скота, лома, ядохимикатов, сельхозпродукции, а также незаконного оборота спиртного. Основная цель – содействие раскрытию преступлений в сфере автотранспорта в приграничных районах.

Впрочем, Госавтоинспекция Гомельщины тесно сотрудничает с ГИБДД Брянской области уже на протяжении многих лет. Конкретнее, этой доброй традиции пошел уже второй десяток. Сотрудники ГАИ и их российские коллеги по обе стороны границы, как обычно, усиленно контролировали 20 экипажами ДПС 500 км дороги от Брянска до границы Гомельской области с Брестской.

Но было в этот раз и нечто новенькое. Дело в том, что к работе на приграничной территории подключились сотрудники уголовного розыска двух стран. В рамках отработки был введен план «Перехват».

Легенда такова: на территории Российской Федерации угнан автомобиль. Преступники наивно рассчитывали затеряться на территории Беларуси. Почему наивно? Да потому, что ничего у них в итоге не вышло. Автомобиль был оперативно обнаружен, условные угонщики сначала положены, как бы это мягче выразиться, лицом в асфальт, а потом доставлены куда следует. И уже только там они сердечно пожали друг другу руки и мирно разошлись по своим сопредельным государствам.

– Мы впервые принимаем участие в таком мероприятии, – сказал заместитель начальника криминальной милиции УВД Гомельского облисполкома полковник Геннадий Хмарик. – Однако с учетом сегодняшней обстановки считаю это весьма актуальным. Мы в своей повседневной работе тесно взаимодействуем с российскими коллегами. Потому особенно интересно было понаблюдать за работой ГАИ и ГИБДД. Я лично проехал по всем постам и могу отметить четкие и профессиональные действия сотрудников. На этих ребят можно положиться.

А еще к работе непосредственно на границе были привлечены воспитанники питомника служебных собак Гомельского управления департамента охраны: бывалый Боцман и его более молодой коллега Инар, которые оказывали содействие в досмотре проезжавшего транспорта, тщательно его обнюхивая. Надо сказать, за работой этих профессионалов было очень интересно наблюдать.

Пресечь нарушения скоростного режима сотрудникам ГАИ и ГИБДД помогали приборы видеофиксации «Бинар» и «Визир». Ответственность за проверку видоизменения идентификационных номеров транспортных средств, как всегда, «легла на плечи» интеллектуала «Зоркого», а успешное проведение осмотра скрытых мест фур и легковушек – миссия, выпавшая на долю ультрасовременного прибора «Регула 3004 ПОСТ». Также к отработке дороги были «привлечены» мобильные датчики контроля скорости, которые установлены в Добрушском, Гомельском и Калинковичском районах Гомельщины.

И чтобы уже полностью завершить техническую тему, сообщаем: главной фишкой с гомельской стороны на этот раз стал… автобус. То есть стандартный пассажирский МАЗ, превращенный в передвижной пост ГАИ, который может функционировать неограниченное количество времени в автономном режиме. Оснащен этот автобус с мигалками по последнему слову техники и служит для разных целей: от сопровождения массовых мероприятий до такой вот отработки районов. Примечательно, что его разработкой занимались сотрудники управления ГАИ УВД Гомельского облисполкома.

Понять, каким МАЗ должен быть изнутри, они собирались не единожды. Прикидывали так и этак. Эскиз же разрабатывали с участием профессионального дизайнера, учитывали предложения различных служб ГАИ. А вот за техническую реализацию проекта взялись специалисты Гомельского вагоностроительного завода.

Преследовать нарушителей автобус, конечно, не будет – создание это довольно громоздкое. Его основное предназначение – оказывать техническую поддержку дежурным экипажам. Внутри есть все необходимое для этого: от радиостанций и ноутбуков с базами до простого видеорегистратора. Кроме того, МАЗ ГАИ оснащен мобильным аппаратно-программным комплексом «ПаркРайт» и «Автоураган». В салоне также имеется место для врача-нарколога, который сможет проводить освидетельствование за считанные минуты…

Кроме того, автобус будет выполнять роль гостиницы на колесах. Раньше, отрабатывая районы, сотрудникам приходилось искать место для ночлега. Теперь же, выбираясь за пределы областного центра на несколько дней, госавтоинспекторы не будут испытывать дискомфорт. В салоне – спальные места, а также мини-кухня со всем необходимым оборудованием. Есть телевизор для проведения профилактической работы не только с нарушителями Правил дорожного движения, но и с подрастающим поколением в рамках профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Российские коллеги были в восторге! Но главное, что было единогласно отмечено как начальником УГАИ МОБ УВД Гомельского облисполкома полковником милиции Игорем Макушенко, так и начальником УГИБДД УМВД России по Брянской области полковником полиции Вячеславом Лопатниковым, – это обеспечение безопасности на дорогах.

К примеру, за 2016 год на территории Брянской области было зарегистрировано 72 ДТП с участием иностранных граждан, в которых 19 человек погибли и 113 получили травмы различной степени тяжести. Более трети аварий произошло с участием граждан Республики Беларусь: 26 ДТП, в которых 10 человек погибли и 36 были травмированы. В этом году с участием белорусов на Брянщине произошло четыре аварии. В двух случаях виновниками стали наши сограждане (нарушение требования сигналов светофора и выезд на полосу встречного движения).

Обстановка достаточно серьезная. Потому и меры принимаются соответствующие. А сейчас на авансцену выходит еще и проблема пресечения террористических актов. Именно в этих условиях особенно важным становится эффективное использование любых возможностей сотрудничества всех без исключения правоохранительных органов. В том числе и Госавтоинспекции. А также совершенствование механизмов и правовой базы этого сотрудничества.

Ведь, с одной стороны, безусловно, проницаемость границ – вещь хорошая. Она снимает множество проблем у граждан, эту границу пересекающих. У законопослушных граждан. Правда, оговоримся сразу: таковыми у нас являются еще не все. Так что и криминалу, увы, есть где разгуляться, и разного рода нарушителям закона тоже. Тем более что население как наше, так и сопредельное нынче массово «седлает» своих железных коней и скачет туда-сюда практически беспрепятственно. Все это, говоря языком официальным, отчасти негативно сказывается на безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории, помогает скрываться преступникам, уходить от ответственности нарушителям безопасности дорожного движения, облегчает возможность развивать криминальный бизнес.

Кстати, между УГАИ УВД Гомельского облисполкома и УГИБДД МВД РФ по Брянской области давно организован обмен оперативной информацией по розыску угнанных и похищенных транспортных средств, а также автомобилей, на которых наложен арест, с применением новейших достижений науки и техники. А для повышения уровня взаимодействия подразделений ГАИ и ГИБДД, совершенствования оперативного мастерства сотрудников органов внутренних дел при получении сообщений о совершении угонов, хищении автомобилей или дорожно-транспортных происшествиях, с мест совершения которых водители скрылись, систематически проводятся совместные учения по специальному плану «Перехват».

Имеется также практика совместных отработок автодорог, связывающих соседние области, на предмет как элементарного соблюдения Правил дорожного движения, так и выявления фактов незаконных перевозок лома черного и цветного металла, спиртосодержащих жидкостей, контрафактных товаров, а также направленных на пресечение незаконной миграции иностранных граждан. Это особенно актуально для таких районов, как белорусский Чечерск и российские Клинцы. Ведь именно там, на отселенных после чернобыльской беды территориях, немало «партизанских троп», которые так и норовят использовать разного рода нарушители.

Но, как справедливо отметил Игорь Макушенко, главное – это непосредственное общение сотрудников двух структур. И в этом плане подобные встречи трудно переоценить. Тем более что примеров столь активного сотрудничества, как между Гомельщиной и Брянщиной, в республике больше не найти. Взаимоотношения между российскими и белорусскими коллегами всегда были тесными, а в последние годы подобные встречи на нейтральной территории стали традиционными и постоянными.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Окончание в следующем номере