НЕ СТРАШЕН ИМ И ДВОРИК. ТЕЩИН

Что меня всегда поражает на конкурсах профессионального мастерства водителей автомобилей Гомельского филиала РУП «Белтелеком», так это не только на редкость четкая организация самого процесса, но и забота обо всех его участниках.

Поверьте, я знаю, о чем говорю. На соревнованиях подобного рода приходится бывать довольно часто. Причем и непосредственно в автопредприятиях. Но ни на одном из них я еще не слышала столь категоричного заявления медработника, приглашающего собравшихся к накрытым белоснежными скатертями столам со всем необходимым для более чем солидного перекуса: «Кто не выпьет чаю или кофе, к соревнованиям не допустим!» Как говорится, мелочь, а приятно. Ведь многим командам до стартовой площадки пришлось проделать солидный путь. Кстати, вместе со стартовыми номерами при регистрации всем участникам вручались талоны на бесплатный обед в столовой предприятия.

Впрочем, это общая политика Гомельского филиала РУП «Белтелеком» в отношении водителей. Ее на открытии озвучил директор филиала Александр Радчиков:

– От вашего водительского мастерства, умения эксплуатировать автомобили без преувеличения зависит вся работа филиала. Более того, вам доверены как материальные ценности, так и жизни людей. Потому мы вам очень благодарны, что можем спокойно и достойно выполнять свою работу. Большое вам спасибо!

Это не просто слова. Вот только один конкретный пример. У участников конкурса, о котором идет речь, есть не только моральная, но и вполне материальная заинтересованность выбиться в лидеры. Так, победителям устанавливается надбавка за профессиональное мастерство: за 1-е место – 20 процентов от должностного оклада, за 2-е – 15 процентов и за 3-у – 10. Согласитесь, есть за что бороться.

Но и в своей повседневной работе водители Гомельского филиала РУП «Белтелеком» стараются, что называется, соответствовать. За последний год происшествий по вине водителей этой организации не было вообще, а ДТП с пострадавшими не регистрируются уже с 2009 года. Да и вопросы безопасности дорожного движения в филиале находятся на таком уровне, что на него в Госавтоинспекции призывают равняться даже сотрудников специализированных автотранспортных предприятий. А сама водительская команда, равно как и отдельные ее представители, на ежегодных республиканских соревнованиях профессионального мастерства РУП «Белтелеком» если не среди победителей, то среди лидеров точно. Более того…

– Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы поддерживать автопарк на достойном уровне. На это ежегодно тратятся немалые средства, – говорит заместитель директора филиала Вячеслав Лысенко. – Только за прошедший год было приобретено около 70 единиц автотранспорта. Амортизация на сегодняшний день составляет порядка 28 процентов автомобилей и 55 процентов тракторов. Согласитесь, это очень даже неплохие цифры, учитывая нынешние реалии. За последние 10 лет у нас такого показателя еще не было. Повторюсь, средств на транспорт мы не жалеем, выделяем столько, сколько требуется для его нормальной работы. Ведь наша основная деятельность – это обслуживание линий связи, устранение повреждений, профилактические и ремонтные работы и так далее. Так что без транспорта тут никуда. И без квалифицированных водителей, разумеется. Кроме того, большая работа ведется по оптимизации маршрутов движения и сокращению общего пробега автомобилей. Результат – 51 тысяча сэкономленных километров только за первое полугодие. Да и доведенные показатели в 5,5 процента по экономии светлых нефтепродуктов,то есть бензина и дизтоплива, мы успешно выполняем.

Но давайте вернемся к соревнованиям.

Коротко напомню основные положения. Конкурс проводился в двух классах автомобилей: легкового нового «Лада-Ларгус» и грузового ГАЗ-2705 («ГАЗель»). То есть именно в тех, которые чаще всего используются в повседневной работе Гомельского филиала «Белтелеком». Не считая сугубо специализированных автомобилей. Конкурс проходит в два этапа. Первый, от наших глаз скрытый, во всех структурных подразделениях. Цель конкурсных комиссий – выбрать лучших из лучших. Кстати, в этом году в связи с реорганизацией на областном туре свои команды представили пять зональных узлов электросвязи, а также коллективы транспортного цеха и электротехнического цеха связи (ЭТЦС). Дело это, надо сказать, непростое. Требования к участникам жесткие. Они не должны иметь не только нарушений правил дорожного движения и трудовой дисциплины в течение последнего года, но и случаев совершения по их вине дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими или большим материальным ущербом за прошедшие пять лет. У каждого участника должно быть удостоверение водителя транспортного средства с категорией, соответствующей автомобилю, которым он будет управлять на соревнованиях, непрерывно работать на предприятии в течение последнего года.

…Флаг соревнований поднят, гимн «Белтелекома» прозвучал, торжественные речи и напутствия произнесены. Состязания начались. Все участники дружно отправились сдавать Правила дорожного движения.

То, что их каждый водитель обязан знать как «Отче наш», ни у кого сомнений не вызывает. И хочу сразу сказать, что организаторы сделали все возможное, чтобы участникам и тут жизнь медом не казалась. Напряжение, царившее на конкурсе, казалось, можно было потрогать руками. И все же, несмотря на секундомер в руках судьи, особое внимание водители уделяли именно качеству ответов, хотя и не в ущерб потраченному на них времени. Потому и результаты были более чем достойные.

Впрочем, это отнюдь не результат тщательной подготовки к конкурсу. В Гомельском филиале РУП «Белтелеком» данная система отработана до мелочей. Все водители сдают правила один раз в месяц. Если провалил экзамен – через 10 дней назначается пересдача. Однако такие случаи тут можно буквально пересчитать по пальцам. Потому что дальше – хуже. Если неудача постигнет водителя и во второй раз, ему на 10 процентов понижается коэффициент качества. Ну а там и до служебного несоответствия недалеко. Правда, до него ни разу не доходило. Работой народ дорожит.

Места расположились следующим образом. В классе легковых автомобилей вне конкуренции был представитель транспортного цеха Юрий Трипузов. Второе место занял Игорь Купреев из Жлобинского ЗУЭС, третье – Николай Дедков из Гомельского ЗУЭС. В классе грузовых автомобилей первым был Валентин Устименко (транспортный цех). Он же получил грамоты от профкома за лучшее знание ПДД и лучшее фигурное вождение автомобиля. На втором месте – Александр Герасименко (Речицкий ЗУЭС), на третьем – Александр Кадетов из ЭТЦС.

Благополучно сдав правила, участники разделились на две группы. Параллельно шли состязания «Обнаружение неисправностей автомобилей» и «Скоростное маневрирование».

Первый конкурс относится к разряду, скорее, интеллектуальному. Проходит он следующим образом: участники на некоторое время «изолируются» от окружающей действительности и ждут, когда члены комиссии устроят в автомобиле соответствующего класса неисправности, при которых невозможен выезд на линию. Вроде бы простенькие. Однако, чтобы их обнаружить, необходимо обладать не только исключительными знаниями устройства автомобиля, но и чрезвычайной внимательностью. Причем найти неисправности нужно в течение пяти минут. В данном конкретном случае на «Ладе-Ларгус» отсутствовала крышка бензобака, а в «ГАЗели» – пломба на спидометре.

…Словесно разобрав всю машину чуть ли не по винтику, далеко не все участники такую «мелочь» смогли заметить сразу. Наверное, еще повлияла и жара, которая буквально испытывала людей на прочность.

– Еще раз, не торопясь, вспомните, при каких неисправностях вы не имеете права выезжать на линию. Это касается только государственного транспорта, – подбадривает растерявшегося водителя ведущий инженер по транспорту Гомельского филиала РУП «Белтелеком» Галина Романцова.

Да, если с крышкой все было более или менее понятно, то с пломбой многим пришлось повозиться. Впрочем, справились все. Дело было только в количестве затраченных секунд. Или минут. Это уже у кого как. Оказывается, все элементарное бывает очень даже сложным… Кстати, как я обратила внимание, наибольшую трудность для участников представляют как раз наименьшие из проблем.

Тем временем на площадке уже вовсю соревновались белтелекомовские Шумахеры. Скоростное маневрирование – это, надо сказать, весьма захватывающее зрелище. Каких только фигур не придумали организаторы, чтобы «осложнить жизнь» конкурсантам! Это и пресловутый «Круг», и «Бокс», куда надо было попасть задним ходом, не задев специального ограждения, а также «Стоянка», «Тоннельные ворота», «Змейка», «Колея», «Пеньки» и многое другое. Однако, несмотря на присутствие в названии конкурса слова «скоростное», главным критерием оценки была точность исполнения. Получалось почти у всех. И все старались. Ведь, по сути, каждый водитель выполняет эти маневры в своей работе практически ежедневно.

…Думаю, любой человек с удовольствием может наблюдать за работой мастера. Любого. Но вот за тем, с какой почти филигранной точностью проходят фигуры водители филиала, я наблюдала с совершенно особым чувством. Потому как ко всем прочим добавилось еще одно – безопасности. Или защищенности, если угодно…

Те, кто уже «отстрелялся» по обеим дисциплинам, не без удовольствия принимали участие в конкурсе  внеплановом, организованном профсоюзным комитетом Гомельского филиала РУП «Белтелеком» – во всем известном офисном дартсе. Водители показали здесь результаты нисколько не худшие, чем «белые воротнички».

Итоги конкурса особой неожиданностью ни для кого не стали, хотя уровень участников был абсолютно разный. Причем во всех состязаниях. Кто-то ехал со скоростью детского велосипеда, кто-то – легкого самолета. Одни находили неисправность за считанные секунды, другие не смогли и за пять минут. Кто-то сделал в ответах по ПДД несколько ошибок, а кто-то ни одной. Но на то они и состязания!

Итак. В личном зачете в классе автомобилей «Лада-Ларгус» уже, кстати, не первый раз лидером по праву стал Юрий Трипузов, водитель транспортного цеха Гомельского филиала РУП «Белтелеком». На втором месте оказался Игорь Купреев, представитель Жлобинского ЗУЭС. На третьем – Владислав Придыбайло из ЭТЦС.

В классе автомобилей ГАЗ-2705 лучшим стал Валентин Устименко, представитель транспортного цеха. Вторым был признан Александр Кадетов из ЭТЦС. Третьим – Александр Ковалев из Жлобинского ЗУЭС.

В командном зачете места распределились следующим образом. Первой стала команда транспортного цеха. Второе место досталось водителям эксплуатационно-технического цеха связи, третье в упорной борьбе завоевали представители Жлобинского зонального узла электросвязи.

Высокую оценку подготовке водителей дал и старший госавтоинспектор межрайонного отдела УГАИ УВД Гомельского обл-исполкома Владимир Цупиков. Он назвал ее великолепной и подчеркнул, что такие водители – гордость и опора ГАИ. А еще он особо отметил личный вклад во все это Владимира Ключинского, инженера по БД Гомельского филиала РУП «Белтелеком», под началом которого он когда-то начинал свою службу в ГАИ.

А теперь – самое главное. Все, что мы видели здесь, на базе транспортного цеха, оказалось только генеральной репетицией главного события для водителей РУП «Белтелеком». В сентябре тут пройдет республиканский этап конкурса профессионального мастерства. И, как отметил директор Гомельского филиала Александр Радчиков, необходимо не только достойно принять гостей, но и показать, на что способны водители.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ДТП»