Не наказать, а предупредить дорожная милиция делает ставку на профилактику

Так совпало, что в День Независимости сотрудники ГАИ не только обеспечивают безопасность дорожного движения и охрану общественного порядка вместе с другими службами, но и принимают поздравления с профессиональным праздником. 3 июля в Беларуси отмечается День образования Государственной автомобильной инспекции.

В этот день в 1936 году постановлением Совнаркома СССР было создано новое подразделение, которому ставились задачи «по борьбе с авариями и хищническим использованием автотранспорта, подготовка и воспитание шоферских кадров, количественный и качественный учет автопарка». В настоящее время список задач у Госавтоинспекции значительно шире.

Как отметил начальник отдела ГАИ Ленинского РУВД Минска подполковник милиции Павел Ангарьян, Госавтоинспекция обеспечивает безопасность дорожного движения, ведет пропаганду законопослушного поведения среди его участников и в целом предпринимает все необходимые меры, чтобы снизить уровень травматизма и гибели людей на дорогах:

– Один из основных методов нашей работы, который направлен на снижение аварийности, – это непосредственно несение службы сотрудниками ДПС на участках улично-дорожной сети. Они осуществляют различные виды контроля за соблюдением водителями и другими участниками Правил дорожного движения.

Павел Ангарьян рассказал, что показывает проводимый подразделениями ведомства анализ аварийности на дорогах:

– Нарушением, которое в большей степени влияет на безопасность, является несоблюдение правил проезда пешеходных переходов и скоростных режимов, зачастую не придерживаются ПДД и пешеходы. Самая опасная категория участников дорожного движения – это нетрезвые водители и лица, не имеющие права управления транспортным средством. К ним в соответствии с действующим законодательством принимаются самые строгие меры.

В последнее время сотрудники ГАИ активно проводят комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ДТП с участием водителей автомобилей-такси. Как показывает практика, зачастую данная категория участников дорожного движения не имеет достаточного опыта и стажа вождения, что, в свою очередь, приводит к дорожным авариям.

Начальник отдела ГАИ Ленинского РУВД Минска подчеркнул, что Госавтоинспекция идет в ногу со временем – использует различные электронные и технические новшества:

– Безусловно, меняется и законодательство в области ПДД. Особое внимание уделяется средствам персональной мобильности. Кроме того, инспекторы ГАИ в своей работе применяют новые технические средства, что позволяет вести административный процесс в электронном виде. Важным направлением является и сотрудничество с другими службами и организациями для совместного решения проблем безопасности дорожного движения.

Корреспондент «ТБ» принял участие в совместном рейде сотрудников ГАИ Ленинского РУВД с представителями Транспортной инспекции. Для профилактики аварийности с участием пассажирского транспорта в столице с 26 по 28 июня осуществлялся контроль, направленный на выявление нарушений законодательства перевозчиками – прежде всего, маршрутными такси. 

Госавтоинспектор отдела ГАИ Ленинского РУВД Минска майор милиции Павел Ярмолик сообщил об основных нарушениях, которые допускают водители транспортных средств, выполняющие перевозки пассажиров:

– Это – превышение разрешенной скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил маневрирования и расположения транспортных средств на проезжей части, использование во время управления транспортным средством мобильного телефона. В случае выявления несоблюдения законодательства применяются меры административного воздействия как к водителям пассажирского транспорта, так и к должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспорта.

Во время проведения рейда был зафиксирован целый ряд нарушений. Так, в частности, при проверке одной из маршруток лекарства в медицинской аптечке оказались просроченными. Водителю выписали предупреждение, поскольку ранее по данной административной статье он не привлекался. Еще у одного транспортного средства оказались непригодными к эксплуатации шины. В данном случае, помимо водителя, также к административной ответственности будет привлечено должностное лицо, подписавшее путевой лист о том, что машина исправна.

Перечень документов, которые водители должны предоставить контролирующим органам, довольно обширный. Проверяются водительское удостоверение на наличие соответствующей категории, техосмотр, техпаспорт, карточка маршрута, разрешение на допуск к участию в дорожном движении, страховка – причем не только на транспорт, но и на ответственность перед пассажирами. Ведь в случае ДТП она станет гарантией выплаты денежных средств всем пострадавшим, которые находились в салоне.

Что касается проверки наличия у пассажиров проездных билетов, то именно этот аспект контролирует Транспортная инспекция. Ведущий специалист филиала ведомства по Минску и Минской области Станислав Чернявский подчеркнул, что регулярные перевозки пассажиров начинаются с публичного договора, который заключается между перевозчиком и пассажиром:

– Эти договорные отношения подтверждаются выдачей билета. В таком случае у обеих сторон есть права и обязанности, вытекающие из норм законодательства, определяющие порядок перевозки. Причем выдать билет водитель обязан до начала пути.

Кроме того, в каждой маршрутке должна находиться информация о водителе, перевозчике и тарифе на проезд.

Функция проводимых Государственной автомобильной и Транспортной инспекциями рейдов прежде всего профилактическая, ее целью вовсе не является наказание нерадивых фирм-перевозчиков, отметил представитель Транспортной инспекции Станислав Чернявский. Большинство водителей являются законопослушными и правила выполняют. Однако нарушители все-таки встречаются, поэтому общая задача – работать на предупреждение.

В течение часа в ходе совместного рейда сотрудниками двух ведомств было проверено несколько маршруток – нарушений ни у кого зафиксировано не было. Как выяснилось позже, маршрутчики стали объезжать диспетчерскую станцию «Лошица-2», где инспекторы организовали свой пост. Предположительно местные водители по внутренним каналам связи сообщили коллегам, что идет проверка. В таком случае вероятность выявить нарушителя крайне невысока. 

Однако неподалеку от диспетчерской станции мы проверили еще одну маршрутку, водитель которой решил не заезжать на ее территорию. После проверки документов госавтоинспектор Павел Ярмолик обратил внимание и на техническое состояние транспортного средства. Как оказалось, были неисправны стояночная тормозная система и рулевое управление, а это значит, что перевозить пассажиров нельзя. В данном случае к административной ответственности будет привлечен водитель, а также должностное лицо, которое допустило к работе на линии транспортное средство с неисправностями.

Подводя итоги, стоит сказать, что продолжают иметь место дорожно-транспортные происшествия по вине водителей, осуществляющих перевозку пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении. За 5 месяцев текущего года в Минске зарегистрировано 16 таких ДТП, в результате которых 19 человек получили травмы различной степени тяжести. Поэтому рейды будут продолжаться. 

В завершение отметим, что сотрудники ГАИ всегда готовы прийти на помощь людям, оказавшимся заложниками сложной дорожной ситуации, оказать доврачебную медицинскую помощь, а также привлечь нарушителей Правил дорожного движения к ответственности. Ведь их несоблюдение приводит не только к печальным, но и порой к трагическим последствиям.

Поздравляем всех сотрудников Госавтоинспекции с профессиональным праздником и желаем спокойной службы на страже законности и порядка на дорогах республики.

Константин БАКУН, «ТБ»

Добавить комментарий