И вот снова в школу. Кто-то ждет этого дня с радостью, кто-то – с определенной долей тоски. Но он все равно приходит. И наши улицы вновь наполняются шеренгами маленьких пешеходов с рюкзачками, спешащих в классы. И выбегающих на переменке со школьного двора. А совсем рядом мчатся автомобили…
Статистика свидетельствует: каждый год более миллиона человек умирают на дорогах, а от 20 до 50 миллионов получают серьезные травмы. К сожалению, в это число входят дети. И тут безо всякого преувеличения можно сказать, что в ДТП они попадают хоть и по разным причинам, но всегда по вине взрослых. Даже если ребенок выбегает на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Обучать правилам поведения на дороге необходимо так же, как и учить ребенка правильно чистить зубы, кушать, одеваться. Если вы, конечно, хотите видеть свое чадо живым.
Может, это и звучит кощунственно, но только вдумайтесь в цифры. За 7 месяцев текущего года на дорогах нашей республики произошло 195 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в которых 9 детей погибли, 197 получили повреждения различной степени тяжести.
Гомельская область не исключение. Да исключений тут вообще нет.
4 апреля в 16.10 водитель, управляя мопедом «Хорс-052» без регистрационного знака, двигаясь на 20-м километре автодороги Р131 Мозырь – Калинковичи в направлении Мозыря и пытаясь объехать по правой обочине автомобиль МАЗ-631708 с прицепом, совершил наезд на двигавшегося в попутном направлении пешехода. После этого мопед отбросило под МАЗ.
В результате происшествия водитель мопеда и пассажир, мальчик 2000 г. р., скончались на месте, а пешеход с полученными травмами доставлен в больницу.
Увы, на дороге страдают: маленькие велосипедисты и пешеходы. А иногда и гибнут. По нашей с вами вине.
Чтобы этого не случилось, на помощь родителям приходят сотрудники ГАИ. Перед началом учебного года они обследуют улично-дорожную сеть вблизи школ по всей области.
Сотрудники Госавтоинспекции проводят проверку районных отделов образования, спорта и туризма по вопросам готовности к обеспечению подвоза детей в учебные заведения. Это и контроль технического состояния автобусов и их соответствие требованиям главы 27 Правил дорожного движения, и обследование маршрутов движения автобусов к месту расположения школ, обеспечение безопасности детей на маршруте и конечном остановочном пункте возле школы. А также обследование порядка хранения автобусов районных отделов образования, осуществляющих подвоз детей к учебным заведениям. Принятие мер к исключению случаев хранения автобусов по месту жительства водителей. И, конечно же, порядок организации предрейсовых медицинских осмотров водителей.
С началом учебного года обеспечение безопасности дорожного движения вблизи школ – приоритетное направление в работе Госавтоинспекции. Максимальное приближение маршрутов патрулирования инспекторов ДПС к местам расположения детских учреждений, контроль за соблюдением ПДД как со стороны несовершеннолетних, так и со стороны водителей, в частности, соблюдением ими правил проезда пешеходных переходов и правил перевозки несовершеннолетних пассажиров.
Госавтоинспекция Гомельщины несет службу в районе школ всем личным составом и даже принимает участие в торжественных линейках, где еще раз напоминает маленьким и не очень непоседам об основах безопасности дорожного движения. И идут госавтоинспекторы в школу не с пустыми руками. Например, первоклассникам вручают тематические расписания занятий. И теперь, каждое утро собираясь в школу, малыш вспоминает о правилах безопасности на дорогах. В самих же школах первая учебная неделя традиционно проходит под названием «Неделя безопасности».
О перевозке несовершеннолетних – разговор особый. Необходимо отметить, что ребенок, садясь в машину, уже становится участником дорожного движения. К сожалению, многие родители начисто игнорируют правила перевозки детей, не пристегивают их, не используют специальные детские автокресла.
Следует помнить: автомобиль обязательно должен быть оснащен пассивными средствами безопасности. Однако от этого не будет эффекта, если сидящий за рулем не осознает степень ответственности, которую он на себя берет. И, как результат, печальная трагедия, произошедшая пару лет назад в Калинковичском районе.
4 марта 2014 года примерно в 14.55 девушка-водитель 1982 г. р., управляя автомобилем «Форд-Фиеста» по автодороге Граница РФ – Гомель – Кобрин, выехала на полосу встречного движения, где совершила столкновение с машиной «Фольксваген-Каравелла». В результате ДТП пятимесячный пассажир «Форда» погиб на месте ДТП.
Бустер или детское кресло в автомобиле надо не сотруднику ГАИ, а ребенку – для его безопасности, для спасения маленькой жизни. Вот что должны в первую очередь усвоить родители-автомобилисты.
И, конечно же, в преддверии нового учебного года МВД Республики Беларусь ежегодно проводит СКМ «Внимание – дети!». С 25 августа по 5 сентября водители транспортных средств должны двигаться даже в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Эта мера предназначена для наших детей, которые вернулись из лагерей, деревень, с дач, для их адаптации к интенсивному городскому движению.
Стоит отметить, что включение света в период мероприятия обязательно и за игнорирование этой нормы предусмотрена административная ответственность: в соответствии со ст. 18.14 ч. 3 КоАП РБ на водителя будет наложено взыскание в виде штрафа.
Часто ребят сбивают на пешеходных переходах из-за того, что они проявляют невнимательность, отвлекаются на приближающийся автобус или троллейбус, спешат и бегут прямо под колеса. Между прочим, игнорирование водителями пешеходов на переходе – проблема не только «детская», но и «взрослая». И со стороны Гос-
автоинспекции проводится в этом направлении большая работа. Это спецоперации «Уступите дорогу пешеходу», «Пешеход», в дни которых особо усилен контроль на пешеходных переходах, а также ежедневная работа по пресечению водителями нарушений правил проезда нерегулируемых пешеходных переходов.
Но в любом случае, если ребенок выбегает на проезжую часть, не глядя по сторонам, виноваты взрослые. Не научили, не подсказали, не предостерегли, не рассказали о том, что дорога – не место для игр и самоутверждения. Беспечное поведение становится причиной дорожно-транспортных происшествий.
Немало проблем до сих пор приносят и мопеды в руках подростков. Ребенок, получая двухколесное транспортное средство, безусловно, должен выучить Правила дорожного движения, быть предельно внимательным и помнить об опасности на дороге.
13 июля примерно в 23.37 в Ветковском районе водитель 1999 г. р., не имеющий водительского удостоверения, управляя мопедом «Хорс» без регистрационного знака, выехал на полосу встречного движения и совершил наезд на велосипедиста 2003 г. р., который двигался по левой обочине во встречном направлении.
В результате происшествия водитель мопеда и велосипедист получили телесные повреждения и были госпитализированы.
Оба потерпевших были братьями, а на дороге дети решили просто… поиграть. Двигаясь навстречу друг другу, старший решил подшутить над младшим и немного напугать его, выехав на встречную полосу движения. И, как результат шутки, оба в больнице.
Госавтоинспекция призывает: взрослые, только тогда, когда каждый поймет, насколько опасна безответственность по отношению к своей жизни и жизни окружающих, когда начнет вести себя соответственно, только тогда мы сможем быть уверены в безопасности подрастающего поколения. Только общими усилиями сможем предотвратить травматизм наших детей на дорогах.
Хотелось бы обратиться к родителям: пожалуйста, информируйте Госавтоинспекцию по всем фактам нарушения водителями Правил дорожного движения вблизи учреждений образования. Телефон дежурной части ГАИ УВД Гомельского облисполкома: 57-44-44 или 102.
Надежда Тарасова-Гуль, «ДТП»