На пешеходной

Есть улицы центральные, высокие и важные, с витринами зеркальными, с гирляндами огней… Конечно, в этой песне Юрия Антонова имелись в виду широкие проспекты с многополосным движением автотранспорта, тротуарами и городским шумом, ставшим для многих из нас привычным фоном. В последние годы в центральной части больших городов начали чаще создавать улицы пешеходные. В Витебске к таковым относятся Пушкина, Толстого и Суворова. Правда, с некоторыми оговорками. Пешеходными их можно назвать лишь отчасти.

В полной мере насладиться прогулкой по пешему кварталу невозможно – идти приходится, оглядываясь по сторонам. Так как регулярно ездят автомобили, пусть и гораздо реже, чем по обычным автомагистралям. Кроме того, некоторые жители и гости города устраивают здесь стихийные автопарковки. И это несмотря на запрещающие дорожные знаки.
Как рассказал инспектор ДПС ГАИ УВД Витебского обл­исполкома Дмитрий Гецевич, сотрудники Госавтоинспекции ежедневно проводят рейды на улицах Пушкина, Толстого и Суворова. Только за последние два месяца привлечено к ответственности более 120 водителей, которые нарушали Правила дорожного движения при движении в пешеходной или жилой зоне.
– На территорию пешего квартала имеют право заезжать автомобили, обслуживающие на этой территории кафе, торговые и иные организации, – говорит Дмитрий Гецевич. – Допускается движение транспорта дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, автомобилей с наклонной белой полосой на бортах (это авто почтовой службы). Также разрешен проезд водителей, живущих в домах на этих улицах.
И, по наблюдениям инспектора ДПС, в рабочее время большинство автомобилистов, заезжающих в пешеходную зону, имеют право здесь находиться.  
Кроме того, многие горожане искренне уверены, что улицы не могут существовать без машин. Обычно в ход идут тезисы о XXI веке, удобстве, климате и так далее. Но мировая практика с успехом опровергает этот миф.
Дело в том, что улица не только служит транспортным целям (провозная способность), но и является общественным пространством. В зависимости от расположения, планировки и других условий может преобладать одна функция или другая. Например, в условиях советских спальных районов делать пешеходные улицы чаще всего бессмысленно: архитектура и планировка не дадут создать комфортное пространство, а улица может оказаться магистралью и вообще единственным выходом в город. В центре – наоборот: квартальная застройка с активными первыми этажами и частая сетка улиц лучше подходят для комфортного пребывания человека, а для движения транспорта есть альтернативы.
Опыт показывает: именно центры городов с хорошей транспортной доступностью лучше всего подходят на роль пешеходных улиц: застройка человеческого размера, концентрация жилья и рабочих мест, точки притяжения в виде магазинов и кафе создают идеальное общественное пространство с уличной жизнью.
В такой ситуации улица теряет свою пропускную способность для личного транспорта, но в этом нет ничего плохого. Многие города целенаправленно делают путь для автомобиля сложнее, чем для пешеходов и общественного транспорта – таким образом людей стимулируют выбирать альтернативный транспорт вместо того, чтобы создавать пробки. Это как платная парковка, только решение планировочное и не такое очевидное для пользователя.
У многих городов получается снизить до нуля пропускную способность пешеходных улиц, но в разы увеличить провозную: по пешеходным улицам пускают общественный транспорт. Лучше всего с этим справляется трамвай: люди видят пути, понимают габарит и предчувствуют его появление. А еще современный трамвай едет тихо и не загрязняет воздух на улице. Есть, конечно, определенные минусы в виде снижения скорости и стресса для водителей, но это самое оптимальное решение для таких ситуаций.
Что делают жители пешеходных улиц со своими машинами? Тут два решения – кардинальное и компромиссное. Кардинальное: машина ваша, проблема со стоянкой тоже. В конце концов, вы можете ее продать или переехать в другой район. Компромиссное: жители могут заезжать на пешеходную зону по специальным пропускам все время или в определенные часы, но двигаться медленно и не давить пешеходов. Аналогичное решение чаще всего действует и для торговых точек.
В Витебске пока не работает ни одна из вышеупомянутых схем.
Вот реальная картина. На пешеходную улицу заезжает темно-зеленая «Шкода» без каких-либо опознавательных знаков. Дмитрий Генцевич спокоен:
– Мы знаем эту машину, она обслуживает кафе на улице Суворова. Подобные рейды проводим часто и сразу видим, кто законно движется по пешеходному кварталу. Если замечаем неизвестные нам авто, останавливаем и выясняем, куда они едут.
Может, не стоит полагаться на память инспекторов ГАИ, а выдавать владельцам автомобилей, имеющим право находиться в пешеходном квартале, специальные наклейки на лобовое стекло? Как вариант, обязать владельцев точек общепита и других организаций привозить товар поздно вечером, ночью и ранним утром. Именно так, к слову, делают в некоторых зарубежных городах, где толпы людей наслаждаются неспешными прогулками по пешеходным улочкам.
Первого реального нарушителя долго ждать не пришлось. Водитель автомобиля «Пежо», не обращая внимания на сотрудников Госавтоинспекции, заехал на улицу Толстого. Мужчина припарковался напротив здания Национального драмтеатра им. Я. Коласа и собирался направиться по своим делам, но к нему подошли сотрудники ДПС. После короткого разговора автомобилист уехал.
– Этот мужчина, по его словам, не знал, что на территории пешеходной зоны запрещена автостоянка, – поясняет Дмитрий Гецевич. – С ним мы провели профилактическую беседу и вынесли устное замечание. Разговор зафиксировали на видео, запомнили этого человека и номер машины. Если он еще раз попадется при таком нарушении, ему вынесут письменное предупреждение. При повторном в течение года предусмотрен штраф в размере одной базовой величины.
За полчаса сотрудники ДПС остановили на улице Толстого еще пятерых водителей. Все машины имели право тут находиться – они обслуживают расположенные на территории пешеходного квартала банки и кафе.
На улице Толстого несколько машин припарковано возле адми­нистративных зданий.
– На территории пешеходного квартала автомобилям разрешено останавливаться только на короткое время для выгрузки товара, – сообщает Дмитрий Гецевич.
Затем сотрудники ДПС, убедившись, что водители припарковались тут надолго, приступают к поиску нарушителей. По электронной базе данных Дмитрий Гецевич находит владельцев авто. Они выходят из зданий к своим машинам. Работники ДПС объясняют, что остановка в пешей зоне разрешена только на короткое время. И нарушители ПДД уезжают.
Кстати, по наблюдениям местных жителей, автотрафик на пешеходных улицах увеличивается в вечернее время. Возвращаются домой автовладельцы, проживающие здесь. Достаточно часто можно встретить и такси, которые подвозят пассажиров к точкам общепита. Разве они не нарушают Правил дорожного движения?
– Да, автомобилям-такси запрещен заезд на территорию пешеходного квартала, – говорит Дмитрий Гецевич. – Правда, часто водителей таксомоторных служб на это нарушение провоцируют пассажиры, предлагая двойную плату за проезд к крыльцу кафе. Когда же нарушителей останавливают сотрудники ДПС, пассажиры начинают бурно возмущаться. Мы спокойно разъясняем Правила дорожного движения. А таксистов, которые неоднократно нарушают правила в течение года, штрафуем.
Как добавил Дмитрий Гецевич, помощь в поимке нарушителей на территории пешеходного квартала могут оказать и неравнодушные граждане. Для этого надо сфотографировать машину и вызвать сотрудников ДПС.
Между тем, от регулярного автомобильного движения на территории пешего квартала разрушается плиточное покрытие…
Сейчас пешеходные улицы создаются практически в каждом крупном городе. Но закрыть движение личного транспорта и благоустроить улицу не значит сделать хорошее общественное пространство. Пешеходы оценят комфорт, красоту и безопасность улицы только при выполнении полного комплекса мероприятий. По таким улочкам действительно должно хотеться неспешно прогуливаться. У нас же часто заявляют: мы сделали пешеходную улицу – теперь все должны по ней ходить и наслаждаться.
Это так не работает. Самое привлекательное в пешеходных улицах – активные первые этажи. Люди любят ходить и смотреть в витрины, заходить в магазины или сидеть в кафе и наблюдать за улицей и другими людьми. Иными словами, нужна уличная жизнь и точки притяжения. Поэтому для создания пешеходных улиц чаще всего берутся места с уже сложившимися торговыми точками, чтобы процесс качественного преобразования шел быстрее.
Вторая распространенная ошибка – делать пешеходные улицы без транспортной доступности. Но люди должны ведь как-то на нее попадать, а для этого нужен общественный транспорт и парковка. Чем ближе и чаще будут остановки у пешеходных улиц, тем лучше.
Чаще всего именно хорошие общественные пространства формируют лучшие впечатления о городе. Но важно соблюдать принципы и умело распоряжаться инструментами, чтобы пешеходная улица заработала.
По мнению Дмитрия Гецевича, многие водители не до конца понимают все нюансы ПДД в этом вопросе. Обычно автомобилисты адекватно реагируют на устное замечание. Если же начинают доказывать свою правоту, то понятно, что устное предупреждение пропустят мимо ушей. К таким уже при первом факте нарушения применяем более строгие меры, тогда, с гораздо большей вероятностью, человек задумается, стоит ли ему заезжать в пешую зону.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий