На одни и те же грабли. Четырежды…

Казалось бы, сколько раз можно твердить одно и то же: государственный технический осмотр не роскошь, а средство безаварийной работы. Да, в конце концов, требование закона! Тем не менее многие его пытаются обойти. Всеми возможными, а порой и невозможными способами.

На одни и те же грабли. Четырежды… На одни и те же грабли. Четырежды… На одни и те же грабли. Четырежды…

И если способы эти отличаются редкостным разнообразием, то вот причина, как правило, у всех одна: нет средств. Здесь имеются в виду в основном лица юридические.

Вот и на этот раз едва представители «Белтехосмотра» и двух инспекций – Транспортной и Государственной автомобильной – начали проверку на выезде из Гомеля, нарушитель был тут как тут. То есть первый же остановленный автомобиль, принадлежащий сельскохозяйственному предприятию Гомельского района, оказался с просроченным техосмотром. Далее последовал знакомый до боли диалог:

– Почему вовремя не прошли техосмотр?

– Я как раз сейчас готовлюсь. Ну, ребята, поймите, это же колхоз, здесь все не так просто…

Почему же непросто? Ведь в настоящее время в Гомельской области функционируют 33 диагностические станции, из которых 30 – стационарные и три – мобильные. Причем, как говорится, на любой вкус: 17, или 56% от общего количества, действуют в системе Министерства транспорта и коммуникаций, 11, или 36%, – частой формы собственности, по одной ДС принадлежит Министерству торговли (Рогачевское райпо), Министерству архитектуры и строительства (КЖУП «Светочь»), ПО «Белоруснефть» и две – Министерству промышленности (БМЗ).

Более того, в 15 из 21 района Гомельской области услуга по гостехосмотру предоставляется на постоянной основе. Шесть районов (Октябрьский, Петриковский, Кормянский, Чечерский, Брагинский и Лоевский) пока не имеют на своей территории стационарных диагностических станций и обслуживаются мобильными, которые принадлежат УП «Белтехосмотр».

А теперь немного статистики. По состоянию на 1 января 2018 года в Гомельской области зарегистрировано 563 715 единиц транспортных средств, из них 491 953 принадлежат физическим лицам, 71 762 – юридическим.

За первый квартал 2018 года диагностическими станциями проведено 37 523 технических осмотра транспортных средств. Инженерами гомельского филиала было допущено к участию в дорожном движении 30 810 ТС. Хотя отмечен рост показателей по выдаче МСТО на 4,4%, ЕКМТ – на 32,1%, ОГ – на 2,1%, увы, это далеко не лучший показатель по республике.

– Специалисты предполагают, что уменьшение спроса на услугу проведения гостехосмотра в области связано главным образом с увеличением ее стоимости за счет роста величины госпошлины за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, а также со снятием льгот по оплате госпошлины с ряда категорий граждан. Согласно статистике, с введением госпошлины отмечается тенденция снижения количества выданных разрешений по отношению к количеству зарегистрированного транспорта в ГАИ. Но ведь если руководствоваться таким подходом, то можно и за билет в троллейбусе не платить, и за квартиру… К сожалению, по принципу «сосед за меня заплатит» живет все больше автовладельцев.

К чему приводит такая беспечность, пояснять никому не надо. Я не возьмусь утверждать, что за рулем каждого из не прошедших государственный технический осмотр автомобилей сидит потенциальный камикадзе, но среди данной категории водителей их, к сожалению, большинство. Хотя, как мы убедились, с гораздо большей готовностью чужой жизнью рискуют все же механики, выпускающие машины из гаража.

Справедливости ради стоит сказать, что в большинстве случаев отношения между водителями и механиками, далеки от взаимопонимания. Как следовало из услышанного нами, главная задача одних – во что бы то ни стало отправить машину в рейс, других – вернуться из этого рейса как минимум живым. Прямой конфликт интересов получается, не правда ли?

Один из водителей так прямо и сказал: «Пожалуйста, выпишите штраф и все, что там еще можно. Я уже сам боюсь ездить на этом хламе. А меня все равно заставляют!». Другой назвал номер еще одной машины своего предприятия, которая вскоре должна была пройти по этой дороге. Тоже без государственного технического осмотра. И все они в один голос просили построже наказать своих механиков. Хотя бы рублем. При этом без утайки рассказывали о том, что творится в других организациях. Водители ведь особая каста. И довольно сплоченная.

Но давайте не будем заниматься психоанализом. Совесть, как и сознательность с ответственностью вкупе, или есть, или нет. Потому приходится в который раз говорить об одном и том же. О наших тружениках села. Вернее, об их руководителях. Ведь именно они всегда были и остаются постоянной и не утихающей головной болью сотрудников Транспортной инспекции, ГАИ и УП «Белтехосмотр». Причем данная ситуация отнюдь не является типичной только для Гомельщины. Это беда повсеместная. И, увы, пока непобедимая. Даже после неоднократного увеличения размера базовой величины, а соответственно, и размера штрафа за данное нарушение дело не сдвинулось с мертвой точки. Ну если только совсем чуть-чуть. Мрачные мысли в связи с этим приходят в голову. Очень мрачные…

Но остроту проблемы это не снимает. Вы знаете, например, что при первичной проверке технический осмотр не проходит от 35 до 50 процентов автомобилей? Как думаете, почему? Ответ прост, как и все гениальное. Потому что наш человек привык рассчитывать не на себя, а на «авось». И продолжают колесить по нашим дорогам на неисправных автомобилях. Хотя я уверена, что каждый человек, который мнит себя более или менее разумным, понимает, что неисправный автомобиль на дороге подобен мине замедленного действия. Рано или поздно все равно рванет. Вопрос только в том, сколько жизней, кроме своего нерадивого хозяина, еще прихватит. Ни в чем, между прочим, перед ним не повинных жизней. Так что это даже не обман. Это самообман. Причем смертельно опасный.

Однажды в Лельчицком районе водитель одного из ЧТПУ на автомобиле «Мерседес-312» спешил к месту назначения. Время было уже не то чтобы позднее, но поджимало. И скорость была в принципе не слишком большой. Вот только автомобиль на мокрой дороге внезапно вырвался из-под контроля водителя. Он вылетел на встречную полосу движения, съехал в кювет. На его пути оказалось дерево. Удар был настолько силен, что «Мерседес» опрокинулся. Водитель и пассажир от полученных травм скончались на месте происшествия. Из двух также находившихся в машине женщин повезло только одной – она отделалась незначительными травмами и значительным испугом. А вот вторая была доставлена в больницу с множественными серьезными ранениями.

Тут следует особо отметить: водитель был абсолютно трезв. И нештатной ситуации на дороге не возникало. Но сотрудникам Госавтоинспекции не составило большого труда выяснить причину разыгравшейся трагедии. Ею стал сверх нормы изношенный протектор. Вроде мелочь, на которую многие и внимания особого не обращают, но именно она – причина гибели сразу двух человек. Молодых и здоровых. И ведь они знали, не могли не знать, что на скользкой или мокрой дороге автомобиль с подобной «обувкой» становится практически неуправляемым.

Получается, что ничего-то наш человек не боится. Ни ГАИ с Транспортной инспекцией и «Белтехосмотром» вкупе, ни смерти самой. Хотя все вроде бы знают, что мелких неисправностей в автомобиле, мчащемся по трассе, не бывает. И количество жертв от кажущейся их незначительности, увы, меньше не становится. Причем в большинстве своем все эти трагедии можно и нужно было предупредить. И ничего сверхъестественного для этого делать не надо. Просто соблюдать все требования, которые предусмотрены нормативными документами, а также графики проведения технического обслуживания автомобилей. В каждом парке, в каждом гараже, на каждом рабочем месте. Но, увы.

Только в день проведения нашего совместного рейда в Гомеле было составлено 19 административных протоколов за отсутствие техосмотра. Причем, поверьте, этот день был не самым «урожайным»… А ведь такие рейды, целью которых являются привлечение владельцев транспортных средств к прохождению государственного технического осмотра и пресечение фактов эксплуатации технически неисправных транспортных средств, проводятся регулярно. По данным ГАИ УВД Гомельского облисполкома, только в первом квартале к административной ответственности привлечено 10 740 владельцев транспортных средств.

P. S. Поскольку рейд был совместным, в этот день досталось многим и по совершенно другим поводам, к техосмотру никакого отношения не имеющим. Среди них оказался и перевозчик из Украины. Если учитывать ставшую уже крылатой фразу, что лучше три раза встретиться с ГАИ, чем один раз с Транспортной инспекцией, то ему не повезло четырежды. А все дело оказалось в неправильном использовании контрольного оборудования. Несмотря на то что водителя эти самые правила заставили изучить прямо на месте, немаленький штраф заплатить ему все же придется…

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий