Главное – диагноз

Мы часто не ценим то, что имеем. Воспринимаем наличие тех или иных ценностей как объективную реальность. Не более. Но стоит оглянуться назад, понимаешь: мы далеко продвинулись вперед, многое создали с нуля, вырвались из пещерного века, создаем новую цивилизацию. И это не просто правильные и красивые слова. Подтверждение тому – хотя бы история развития УП «Белтехосмотр», которая происходила на наших глазах.

Главное – диагноз Главное – диагноз Главное – диагноз

А помнишь, как все начиналось…

9 июня 2003 года только специалисты обратили внимание на приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 208-ц, в котором говорилось о создании нового предприятия – УП «Белтехосмотр». Сегодня это – разветвленная структура, охватывающая практически все регионы страны и оказывающая услуги владельцам транспортных средств на достаточно высоком уровне.

Не знаю, как вы, а я еще помню ежегодные мытарства водителей, которые теряли не только часы, а порой и дни, чтобы получить заветную наклейку о прохождении гостехосмотра. Более того, изначально эта процедура производилась сотрудниками Госавтоинспекции на глаз. Автомобиль остановился в положенном месте – значит, тормоза есть. Фары горят – хорошо. О том, как на самом деле работают тормоза и куда светят фары, можно было лишь догадываться…

– Первые диагностические станции в Витебской области стали появляться в 2003 году под эгидой УП «Белтехосмотр», – вспоминает начальник филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области Вильгельм КИШКОВСКИЙ. – Этот процесс сразу получил бурное развитие. В 2004-м в области уже имелось два десятка таких станций. 1 февраля 2006 года для более эффективного управления этим хозяйством был создан отдел ОГТО в Витебской области. Первым его начальником стал компетентный и уважаемый в регионе Николай Иванович Щербицкий. В нем работал 21 человек. Имелось 27 диагностических станций. После образования отдела разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении вместо сотрудников Госавтоинспекции начали выдавать сотрудники УП «Белтехосмотр». В первый год нашей работы выдали 115 525 таких разрешений. Автовладельцы по достоинству оценили новую услугу и стали массово приезжать на станции. Весь этот процесс происходил на моих глазах. В УП «Белтехосмотр» я пришел работать в 2006 году и прошел все ступеньки: вначале работал инженером по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении, потом – специалистом отдела, затем – ведущим специалистом.
С 1 марта 2014 года руковожу отделом ОГТО по Витебской области. Теперь это – филиал.

Быть примером

За 15 лет работы система УП «Белтех-омотр» знала как взлеты, так и падения. Пик популярности процедуры в Витебской области пришелся на 2013 год, когда было выдано 224 521 разрешение на допуск к участию в дорожном движении.

Процедура гостехосмотра тогда стала доступной для автовладельца, простой и удобной. Каждый водитель считал своим долгом проверить автомобиль на диагностической станции. Наклейка о прохождении гостехосмотра являлась гарантией качества машины и увеличивала ее продажную стоимость. Процедуре доверяли. Однако после изменения в законадательстве, когда возникла необходимость перед проведением техосмотра уплачивать госпошлину, ситуация стала меняться в обратную сторону. И причина, прежде всего, финансовая. Далеко не каждый может спокойно выложить из кармана необходимую сумму денег. Особенно если пользуется автомобилем нечасто.

В прошлом году диагностические станции Витебской области выдали 166 529 разрешений на допуск к участию в дорожном движении. Не думается, что по сравнению с 2013-м количество автотранспорта на дорогах страны значительно уменьшилось. Впрочем, несмотря на определенные трудности, система продолжает развиваться.

– Сегодня в Витебской области действуют 35 диагностических станций, – продолжает Вильгельм Кишковский. – В любом регионе можно пройти гостехосмотр без проблем. Если не хочется терять время, можно предварительно записаться на процедуру по телефону или с помощью интернета. В Витебской области не охвачено диагностическими станциями только пять районов. Но туда по графику приезжают мобильные ДС. Автолюбители знают, когда в Городок и Лиозно приезжает ДС № 86 филиала «АП-1 г. Витебска», в Россоны и Ушачи – ДС № 49 филиала «АТП № 6», в Шумилино – ДС № 87 филиала «АП № 2 г. Полоцка». В этих регионах автотранспорта не столько много, чтобы содержать стационарные диагностические станции. А в крупных городах появляются новые объекты. Примечательно, что свои деньги вкладывает и частный бизнес. Так, в декабре 2016-го в Витебске распахнула двери для клиентов обновленная диагностическая станция № 231, принадлежащая ООО «Технотекс». В прошлом году в Полоцке открылась ДС № 234 ООО «Витдорсервис». 14 мая 2018-го в Витебске свою диагностическую станцию открыло УВД Витебского облисполкома.

В начале своего пути, в 2004–2006 годах, в области были в основном мобильные станции. Сейчас практически все они стационарные. Требования к ним предъявляются жесткие.

Улучшились также условия работы диагностов и удобства для клиентов. Сегодня мы обращаем внимание не только на исправность оборудования и квалификацию специалистов, но и на подъездные пути. Все должно соответствовать современным требованиям. Все станции облагораживаются. А чтобы требовать, надо самим быть примером. На диагностической станции № 167 в Витебске, которая принадлежит нам, мы с 30 мая по 30 ноября прошлого года произвели серьезную реконструкцию. Выполнили ремонт фасада здания, заменили печное отопление на газовое, установили современное новое оборудование на линию – с микролифтом. Положили асфальт на подъездных путях. Вдоль них установили освещение, оборудовали пешеходную дорожку. В общем, все стало соответствовать современным требованиям. ДС работает без выходных с 8 утра до 8 вечера. Это удобно для автолюбителей. Они могут приехать, не отпрашиваясь с работы, выбрав удобный для себя день и час. Ведется предварительная запись. Было бы желание…

В одной упряжке

Как показывает опыт, желание пройти гостехосмотр у многих автовладельцев возникает только после второго-третьего штрафа. Особенно если сотрудники ГАИ останавливают нарушителя несколько раз в течение месяца. Тогда человек понимает, что сумма штрафов приближается к уплате госпошлины и лучше больше не рисковать.

– Я признателен Госавтоинспекции за понимание наших проблем, – продолжает разговор Вильгельм Кишковский. – Мы регулярно выезжаем с сотрудниками ГАИ и Транспортной инспекции в совместные рейды. У нас составлены четкие графики работы в каждом районе области. Мы понимаем, что делаем общее дело и эта работа приносит свои плоды. В частности, в прошлом году в Витебской области благодаря совместным рейдам выявили 23 поддельных штампа и установили 904 автовладельца, которые эксплуатировали транспортные средства без прохождения гостехосмотра. Мы делимся с сотрудниками ГАИ своими наработками – показываем, как отличить настоящие штампы от поддельных.

Кстати, по данным Госавтоинспекции, в 2017 году выявлено 43 292 нарушения, связанных с эксплуатацией автомобилей без прохождения государственного технического осмотра. Есть владельцы транспортных средств, чьи машины видно издалека: они не могут пройти гостехосмотр без серьезных вложений в ремонт. Другая часть нарушителей – люди, имеющие нормальные и с виду исправные транспортные средства, но ссылающиеся на нехватку средств на оплату госпошлины. Есть среди злостных нарушителей и владельцы дорогих авто, которые не проходят гостех-осмотр. Эта категория автолюбителей мне абсолютно непонятна. Пока несколько раз их не оштрафуют, понимание к ним не придет.

Профессионалы

Сегодня в филиале УП «Белтехосмотр» в Витебской области трудится 58 человек.

Это хорошо обученные специалисты, всегда готовые подсказать, что надо сделать, чтобы автомобиль был исправным и предсказуемо вел себя на дороге. Некоторые из них работают со дня основания организации. Среди таковых – инженеры по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении Виктор Белоус, Леонид Мигаль, Александр Риштовский, Владимир Рудько и Александр Лоскутов. Значительный вклад в организацию работы и общую политику филиала вносят заместитель начальника Владимир Савицкий, ведущие специалисты Дмитрий Пантелей и Андрей Сенчило, специалист Павел Маркович. Под стать аксакалам цеха и молодежь. Здесь можно отметить инженеров Сергея Козуро и Олега Ефимова.

Результат работы – чистая книга жалоб и предложений. Последняя запись в ней датирована 17 сентября 2015 года. Сотрудники филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области умеют находить взаимопонимания с клиентами.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий