К речной транспортировке грузов по Днепру на территории Украины с июля приступило ОАО «Белорусское морское пароходство».
– Выходу предприятия на международный уровень предшествовала большая подготовительная работа. Многому приходилось учиться на ходу, – рассказывает руководитель проекта ОАО «Белорусское морское пароходство» Сергей Зубко. – По крупицам нарабатывать опыт по предъявлению судов под погрузку сюрвейерским компаниям, по прохождению проверок капитанией портов. Как в любом новом деле, возникали трудности, но мы их преодолевали. В соответствии с требованиями безопасности необходимо было выполнить береговое обслуживание средств спасения и радиооборудования, приобрести пиротехнику. Увы, у нас в стране пока отсутствуют специализированные организации, поэтому приобретение и обслуживание средств спасения выполнялись на территории Украины. При этом каких-то инцидентов, претензий или происшествий не возникло. Благодаря установленной системе GPS-контроля осуществляется постоянный мониторинг судна: место его дислокации, учет расхода топлива, эффективность использования силовых установок. Весь этот комплекс работ потребовал от предприятия не только больших трудовых, но и значительных финансовых затрат, которые, мы в этом уверены, дадут свои плоды. И вот уже третий месяц наше судно под белорусским флагом осуществляет перевозки в сопредельном государстве, оказывая экспорт услуг.
А начиналось все со встречи, состоявшейся в рамках круглого стола по вопросам развития речного судоходства на I Форуме регионов Беларуси и Украины. Тогда от его украинских участников поступило предложение об организации каботажных перевозок зерновых и других сельскохозяйственных культур на внутренних водных путях Украины и Беларуси.
В ОАО «Белорусское морское пароходство» изучили законодательную базу сопредельного государства, имеющийся на балансе флот и решили выйти на этот рынок. Получив право оперирования теплоходом «Надежда» с баржей-приставкой Р-0512, в кратчайшие сроки произвели его ремонт: докование, замену силовых установок, покраску. Это судно класса «река–море» было построено в 2002 году для перевозки калийных удобрений из порта Мозырь в Николаевский морской порт, но более 15 последних лет не эксплуатировалось.
По словам Сергея Зубко, прежде всего предприятие ставило перед собой цель осуществлять экспортно-импортные перевозки между Республикой Беларусь и Украиной. Однако ввиду недоступности международных портов в Мозыре, Речице и Гомеле пришлось пойти по запасному варианту – каботаж на территории Украины. При поддержке Минтранса было получено разрешение на осуществление каботажных перевозок между портами и причалами Украины. Также в строгом соответствии с международными требованиями была разработана система управления безопасностью на флоте. Как только был подписан договор фрахтования, начали навигацию, и с июля выполнили уже четыре рейса. Первый рейс из портопункта Стайки (Киевская область) в Николаевский морской порт (порядка 900 километров) теплоход «Надежда» с баржей-приставкой Р-0512 завершил в августе. Судно было загружено пшеницей для дальнейшей перегрузки ее по схеме «борт– борт» на морское судно класса PanaMax. Затем последовала перевозка грузов сельскохозяйственного назначения из портов Днепра и Каховки в порты Херсона и Николаева.
Каботажные перевозки Белорусским морским пароходством осуществляются и в настоящее время. Только за август грузооборот составил 1,8 млн тонно-километров.
– У нас работает команда опытных профессионалов-судоводителей во главе с капитаном Сергеем Шумаком и его помощниками Олегом Кацубой и Александром Шафоренко, – говорит Сергей Зубко. – Выполнять каботажные перевозки на территории сопредельного государства – дело нелегкое, для нашей компании это первый опыт, первый шаг к подъему престижа профессии речника, финансовому благополучию, получению экспортной выручки. Мы надеемся, что на достигнутом не остановимся, и в дальнейшем флот ОАО «Белорусское морское пароходство» будет прирастать и наше присутствие на международном рынке перевозки грузов водным транспортом увеличится.
Людмила КОПАТЬ, «ТБ»