Восхождение на высшую точку Западной Европы Монблан совершили работники культурно-спортивных центров Витебского и Могилевского отделений железной дороги Инна Гогорева, Татьяна Коваленок и Дмитрий Раздробенко.
Горы не для слабых как физически, так и психологически. Там проверяются сила, выносливость, взаимоотношения, дружба, а все чувства обостряются в несколько раз. Преодолевая себя и километры высоты, понимаешь, что такое взаимовыручка, сила духа и надежные друзья.
Высота Монблана – 4810 м. Здесь человек испытывает кислородное голодание, даже физически сильные спортсмены поворачивают обратно, не дойдя до вершины совсем немного.
Решение об этой поездке созревало целый год. Подготовка маршрута, сбор снаряжения, и вот мы летим на самолете Вильнюс – Милан, затем едем 400 км на автобусе и попадаем в самое сердце Альп – долину Шамони. К слову, проезжая по Монбланскому туннелю, мы уже побывали под вершиной.
Незабываемое впечатление оставило пересечение границы Италии и Франции, на подъезде уже видны живописные горы и деревушки, которые делают картину сказочной. Альпы очень суровы и неприступны. При въезде в туннель такое ощущение, что они вертикально возвышаются над людьми.
Немного портил картину сильный ливень. Очень хотелось верить, что с той стороны горы будет хорошая погода и солнце.
Городок Шамони находится в ущелье, и с двух сторон над ним нависают горы.
Утро следующего дня встретило нас солнцем и завораживающими видами на горы из окна гостиницы.
В первый день у нас был запланирован акклиматизационный подъем на озеро Бревент на высоту 1200 м. Альпийская природа впечатляла, вокруг – красота, мы уже на уровне облаков. На противоположной стороне долины – прекрасный вид на Монблан. Вниз возвращались в темноте, заодно проверили фонарики, которые нам пригодятся при штурмовом восхождении.
На следующий день на самой длинной канатной дороге Европы поднялись с 1000 м в Шамони до 3800 станции Ди Мюди. Там есть все необходимое для туристов: музей, кинозал, смотровые площадки, ресторан, кафе и даже выход на настоящий снежник, а для подготовленных спортсменов – начало маршрута на Монблан высокой категории сложности. Мы надели «кошки», связались веревкой и вышли на снежно-ледовый гребень, ведущий от станции в сторону Монблана. Провели техническую проверку нашего снаряжения.
На следующий день на автобусе переехали в поселок Лез-Уш, от которого началось наше решающее восхождение. Идем по навигатору, но здесь все пешеходные маршруты промаркированы. Даже по лесу легко находим свою тропу. Когда поднялись из зоны леса, вышли к зубчатой железной дороге. В туристический сезон по ней ходит трамвайчик с туристами, поднявшись на котором до приюта Ни д’Эгле, можно сэкономить целый день пути. Сезон закрылся в конце сентября, и трамвайчик уже не работал. Мы шли по железной дороге с таким уклоном, что сложно было ноги поднимать, и удивлялись чуду инженерной мысли. За пять часов из лета попали в осень – вокруг поля кустов черники и голубики. В конце «железки» – туннель и приют Д’Аигле («Гнездо орла»). Ночуем в приюте. Сезон для восхождений закончился, поэтому приюты открыты и бесплатны, но без тепла и света. В любом случае такой вариант лучше, чем в палатке на камнях и ветру.
Утро следующего дня началось с вкусного завтрака, приготовленного на газовой горелке. Оставляем часть ненужного для дальнейшего восхождения снаряжения в приюте и выходим на маршрут. За день мы добрались до зимы: снег, лед и финиш на леднике. На привалах выручает чай каркаде, который на высоте незаменим.
Самый сложный участок пути – отвесные скалы до приюта Гютера. С помощью провешенных тросов подъем стал возможен для большего числа туристов, хотя местами нам пригодились навыки скалолазания. Эти долгие 700 метров набора высоты по вертикали мы преодолели за 5 часов. Здание приюта видно издалека, поднимаешь голову – и высоко вверху видишь его на отвесной скале, а оно и не думает приближаться. Движемся так медленно, что трекер на часах показывает «сижу на стуле». Вот оно – ползти как черепаха. В приюте уже многолюдно – группа россиян, французов и еще какие-то иностранцы. Из снега готовим воду для ужина, заправляем термосы для завтрашнего восхождения. Прогноз благоприятный, поэтому все готовятся к покорению вершины. Тишина в приюте наступает как-то сама собой очень быстро, только ветер завывает за стенкой.
И вот наступает решающий день, точнее, еще ночь – подъем в четыре утра. На завтрак быстро съедаем кашу, пьем чай и одеваемся для выхода. С погодой нам очень повезло. Два дня назад группы, которые мы встречали на подъеме, вынуждены были отказаться от своих планов и спуститься вниз из-за сильного ветра. На следующий день после нашего подъема началась сильная буря с ветром и снегом. И группам пришлось отсиживаться в приюте. Кроме погоды, еще есть «горняшка», мы ее ждали, готовились, но и тут нам повезло – все отлично справились с высотой и физической нагрузкой. Но это все мы узнали потом, а сейчас ночь, снег, мороз и вереница из семи фонариков – рядом шли ребята из России. Внизу долина Шамони светилась разноцветными точками, будто отражение в зеркале звездного неба. Рассвет в горах – вообще захватывающая картина. Благодаря отличной погоде мы смогли увидеть всю красоту окружающих Альп.
С солнцем подъем проходит намного легче. Когда оглядываешься вниз и ощущаешь всю недосягаемость высоты, внутри все сжимается от восторга.
В основном подъем технически несложный, но в условиях хорошей видимости и при отсутствии ветра. На отвесных гребнях легко сорваться по леднику или просто быть сбитым с ног сильным порывом ветра, особенно на спуске, когда теряется концентрация и надвигается усталость. За очередным гребнем нас ждет следующий, а за ним еще… Психологически трудно, когда не видишь весь подъем, а за очередной вершиной вдруг открывается еще одна – чуть повыше.
Но любой подъем когда-нибудь заканчивается. И вот перед нами вершина Европы. Мы взошли на Монблан. В первые минуты все в эйфории, поздравляют друг друга, фотографируются. А вокруг снег, горы, со стороны Италии поднимаются облака и ветер. Несмотря на благоприятную погоду, морозный ветер выдувает из тебя любые остатки тепла, больше всего замерзают руки. Делаем фотографию группы с флагом Беларуси. Спуск вниз после восхождения – серьезное испытание. Здесь главное – не терять бдительности ни на минуту. Участок спуска до штурмового приюта Гютера занял четыре часа. Теперь уже не нужно оглядываться, чтобы полюбоваться красотой Альп, она теперь все время перед глазами. Необъятные просторы гор, залитые солнцем, облака, плывущие где-то внизу, уходящая за горизонт бесконечность горных массивов и, конечно же, полная свобода. Но усталость накапливается – и нахождение на высоте дает о себе знать.
При хорошем прогнозе погоды можно было бы остаться на ночь в приюте, но на завтра передают снежную бурю, поэтому принимаем решение спускаться до следующего – Тет Рус, а в приюте Гютера только перекусили и отдохнули пару часов. Спуск по отвесным скалам в условиях низкой видимости был бы практически невозможен.
К 19.00 мы благополучно преодолели этот сложный отвесный скальный участок пути и добрались до приюта. Вначале еще была мысль продолжить спуск дальше, но взвесив все за и против, приняли решение об отдыхе именно здесь. Вечером приготовили ужин и устроились на ночлег.
Всю ночь домик сотрясали сильные порывы ветра – началась буря. Утром все было в снегу. Ветер немного поутих, поэтому после завтрака вышли на маршрут. А в приюте осталась группа из 15 человек, которая отложила свой выход на подъем в ожидании улучшения погоды.
После ночи мы полны сил и поэтому легко спускаемся сквозь ветер и снег, и тропа на подъеме, казавшаяся такой крутой, стала обычным спуском по камням. При спуске вниз становится теплее, снег перешел в дождь – и мы стали постепенно намокать.
Вниз шли по уже знакомой дороге. Шесть часов занял спуск в долину и переезд в Шамони. Мокрые и уставшие, мы сидели в кафе и решали, что делать дальше – поехать на море на пару дней или в Милан на экскурсию. Плохой прогноз погоды склонил нас ко второму варианту. Так наше путешествие перед возвращением домой дополнилось культурной программой. Но это уже следующая история…
И, конечно же, новые планы. После удачного восхождения и спуска, после отдыха появляется тяга к путешествиям и непройденным маршрутам.
Инна ГОГОРЕВА,
Дмитрий РАЗДРОБЕНКО