Модель поведения

Зимняя серия реалити-программ

Главным показателем любой публикации является реакция читательской аудитории. Не стало исключением и наше реалити. Серия уже проведенных программ, как и флешмоб «С Новым годом!», вызвала достаточно большой интерес. Ведь по указанному телефону +375 17 285-37-89 в «ДТП» начали поступать звонки с предложениями. Одни привлекли наше внимание актуальностью, другие – необычностью.

Так, например, автолюбитель Александр предложил рассмотреть вопрос взаимопонимания пешеходов и водителей, встречающихся на пешеходных переходах, обвинив первых в отсутствии заботы о собственной безопасности. А студенты строительного факультета Белорусского национального технического университета изъявили желание выступить в роли инспекторов ГАИ и проанализировать соблюдение участниками движения дорожного законодательства.

Эта необычная идея изначально так заинтриговала нас, что мы даже взяли паузу. Несколько позже решили объединить два поступивших предложения в одну реалити-программу.

– Форменную одежду, жезлы, свистки выдавать не станем, – заметили инспекторы ГАИ. – Давайте только немного изменим идею ребят и предложим им стать независимыми наблюдателями.

– Меняемся местами! – согласились общественность и пресса.

День влюбленных в ПДД

Дав ребятам возможность спокойно провести День святого Валентина, организаторы реалити «Модель поведения» – журналисты нашей газеты, инспекторы ОГАИ Московского РУВД г. Минска, работники компании «Аркитек Мультима» (Adrive) – назначили встречу на 15 февраля.

Мероприятие сразу получило название «День влюбленных в ПДД», ведь, проведя в аудиториях университета 8–10 часов, записав кучу конспектов и выполнив нешуточные лабораторные работы, далеко не каждый решит ехать через весь город для участия в программе. Но, оказалось, так полагали только мы. Вместо ранее заявленных шести студентов к нам прибыло 10 ребят. Трое из них – автолюбители.

– Собравшиеся – студенты младших курсов. Они не так давно приехали из разных городов и начали самостоятельную жизнь, – рассказала педагог-организатор 15-го общежития БНТУ Татьяна Волынчук. – Тема безопасности для них очень важна.

– Надеемся, что участие в столь неформатной программе поможет ребятам не только увидеть у участников дорожного движения недостатки, но и искоренить их в своем поведении, – подчеркнула старший инспектор по АиП ОГАИ Московского РУВД г. Минска Любовь Трепашко.

От ребят требовалось в определенный промежуток времени проверить, сколько водителей не уступит дорогу пешеходам на пешеходном переходе. Затем – то же с пешеходами, нарушившими элементарные нормы собственной безопасности при переходе проезжей части. А после – сравнить полученные результаты, сделать выводы и предложить свои варианты решения проблемы, если она, конечно, есть.

Местом проведения исследования мы выбрали два пересечения проспекта Газеты «Правда» – с улицами Любимова и Голубева. Оба перекрестка – со светофорным регулированием. Но в период действия зеленого сигнала пешеходного светофора водителям транспортных средств также разрешен правый поворот. В таких условиях надо быть очень внимательным – траектории движения людей и машин могут пересечься.

Поскольку группу пешеходов автомобилисты, как правило, пропускают, ребята подошли к перекрестку самостоятельно или по несколько человек. Распределившись по переходам, они смешались с толпой и начали движение.

Чтобы никак не влиять на ситуацию, инспекторы ГАИ покинули перекресток и наблюдали за происходящим, находясь на приличном расстоянии. Вскоре был выявлен первый водитель-нарушитель, и стражи дорог приступили к оформлению протокола.

Тем временем ребята обратили внимание на то, что близкий проезд за спиной идущего пешехода не вынуждает его изменить направление и (или) скорость движения. Но если бы он оступился и отшатнулся назад, то вполне мог упасть на движущийся за спиной автомобиль. А это уже ДТП. Такое поведение водителей заставило студентов задуматься.

Всего же за 15 минут путешествий по перекрестку студенты насчитали пять автолюбителей, однозначно не пропустивших пешеходов. Регистрационные номера машин они записывали только на ладошках.

Инспекторы обратили внимание молодых людей на то, что водители бывают законопослушные и не очень. А оставление в опасности, причинение вреда здоровью и личному имуществу – наказуемы. Поэтому, если водитель совершил противоправное действие, но уехал, каждый гражданин имеет право обратиться в Госавтоинспекцию с заявлением соответствующего содержания. После детального разбирательства нарушители могут быть привлечены к ответственности.

Мы перешли на другой перекресток, где объектом внимания молодежи стали уже действия пешеходов. Распределившись по переходам, ребята заняли места на тротуаре и начали наблюдать за происходящим.

Нам понадобилось не более пяти минут. На четырех переходах пренебрежение пешеходами элементарными мерами собственной безопасности увидели:

– Юля (г. Глубокое) и Катя (г. Лида) – 20;

– Никита (г. Вилейка) и Карина (г. Барановичи) –16;

– Полина (г. Береза) и Максим (г. Новогрудок) – 40;

– Илья (г. Лида) и Екатерина (г. Бобруйск) –12;

– Лиза (г. Барановичи) и Даша (г. Крупки) –16 + 1.

Итого: 104 пешехода + 1 ехавший велосипедист. Вот такая арифметика.

Наушники в ушах, не прекращающиеся телефонные разговоры, ожидание разрешающего сигнала светофора практически на проезжей части дороги и даже переход (а иной раз и перебег) на красный – вот далеко не полный перечень всего, что заметили студенты.

В какой-то момент нам показалось, что о потоке машин, идущих на правый поворот и имеющих право на движение, пешеходы просто забыли. При переходе дороги многие даже не смотрели по сторонам, но шли так уверенно, будто кричали: «Я – пешеход! Я всегда прав!»

– А ведь в присутствии сотрудника ГАИ пыл бы поубавили, – заметил Максим. – Но это же сколько инспекторов надо, чтоб хотя бы по одному на перекрестках дежурили…

Автолюбитель Александр оказался абсолютно прав: многие пешеходы не утруждают себя заботой о собственной безопасности. Но и водители не святые – некоторые умудряются проезжать даже между идущими людьми.

Проблема очевидна: не все пешеходы и водители хотят понимать друг друга.

– Я полагаю, что на перекрестках были бы уместны тематические билборды, ориентированные на поведение пешеходов, – предложила Лиза. – Например, на фоне идущего по переходу человека – надпись: «Активность движения – 107 наушников в час». Еще тематическую социальную рекламу можно в метро разместить. Там многие ее читают.

– По аналогии с «подземкой» можно также обозначить дорожной разметкой зоны опасности на подступах к пешеходным переходам. Так люди перестанут стоять у края проезжей части дороги, – продолжил Никита. – Еще можно размещать наклейки-напоминалки прямо перед переходами. Что-то типа картинок на дверях магазинов. А в содержании: в наушниках или разговаривая по телефону – двигаться дальше нельзя; смотреть по сторонам – обязательно.

– В Германии у пешеходных переходов, рядом с кнопками требования перехода, игры размещают. Может, если и у нас так сделать, пешеходы отвлекутся и не станут близко подходить к дороге, – предположил Илья.

– Еще можно программу написать, которая будет глушить телефонные разговоры на пешеходных переходах, – поддержал ребят соорганизатор проекта директор Adrive Максим Скачков.

– А может, все значительно проще? Что если начать заботиться о своей безопасности? – заметил кто-то из студентов.

Через 2 дня:

– Здравствуйте! Это реалити «Модель поведения»? Вас беспокоят из БНТУ. Можно подать заявку на участие в новой программе?

– Принято!

Елена ПЕТРОВА, «ДТП»