Лес возят – асфальт трещит

Практически ежегодно в весенний период на республиканских автомобильных дорогах Министерством транспорта и коммуникаций вводятся временные ограничения нагрузок на оси транспортных средств, самоходных машин. Причиной введения данных ограничений является снижение несущей способности конструкций дорожных одежд, которое возникает из-за переувлажнения грунтов земляного полотна во время интенсивного таяния снегов.

В 2022-м ограничения были введены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 февраля 2022 г. № 3 и должны были действовать с 25 марта по 20 апреля, но в связи с наступлением благоприятных погодных условий их досрочно отменили с 15 апреля.

Однако это не означает, что ситуация полностью стабилизировалась. В различных местах и по сей день отмечаются подъемы воды, хотя и не катастрофические. Так, на конец апреля, по данным областного управления МЧС, в результате мониторинга паводковой обстановки были выявлены подтопления в Гомеле, Ветковском, Петриковском, Чечерском, Добрушском и некоторых других районах. Подтопленными оказались территории организаций, подворья, хозяйственные постройки, подвалы жилых домов и некоторые участки автодорог. Глубина подтоплений составила от 0,1 до 1 метра.

В регионе рост уровня воды фиксируется по всем рекам, но самый большой (до 24 сантиметров в сутки) отмечен на Соже в Гомеле. Среди прочих причин специалисты называют поступление воды из верховья рек России. Пока подъем уровня воды продолжается, по-настоящему масштабного половодья не будет. При этом эвакуация жителей подтопленных подворий не потребовалась и жизнедеятельность населения не была нарушена.

Обычно весеннее половодье в Беларуси в первой декаде марта начинается на реках юга страны, а в конце месяца – севера. В этом году температура воздуха в феврале способствовала таянию снега и льда на реках в более ранние сроки. К началу весны в республике снежный покров практически полностью растаял. Сохранялся он в верховьях Западной Двины, Днепра и Сожа лишь на территории России. В период снеготаяния почва на большей части страны была талая, в результате чего обладала хорошей впитывающей способностью. Несмотря на большие влагозапасы в снеге, существенного поверхностного стока талых вод не наблюдалось – этот факт смягчил паводковую ситуацию в республике. Гидрологическая ситуация была относительно спокойная.

Кстати, последнее крупномасштабное половодье на территории страны зафиксировано в 2013 году – когда прошел ураган «Хавьер». Однако в любом случае органы и подразделения МЧС были готовы оперативно реагировать на складывающуюся обстановку. Наготове были водооткачивающая техника, люди, необходимые резервы для ликвидации последствий паводка. Кроме того, к возможному половодью были подготовлены сводные отряды, имеющие разного рода плавательные средства, с помощью которых можно эвакуировать людей и скот. Еще в 2020 году для всех спасательных отрядов приобрели и квад­рокоптеры, помогающие обеспечить мониторинг подтопленных районов.

Итак, все необходимые меры были предприняты. «Большая вода» тоже не стала демонстрировать свой буйный нрав. Но…

…Частенько встречаются среди наших сограждан такие, для кого любые документы – всего лишь листок бумаги с малозначащим текстом. Потому в этот период филиалом Транспортной инспекции по Гомельской области был усилен контроль в отношении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Во время действия ограничений было задействовано два передвижных поста весогабаритного контроля. Службу они несли ежедневно, включая выходные. Всего постами было выявлено 29 нарушителей. Все они привлечены к административной ответственности. Тем не менее размер ущерба составил свыше 44 тыс. рублей.

В связи с тем, что традиционно на центральных автомобильных дорогах в Гомельской области весенние ограничения не вводились, все внимание было сосредоточено на дорогах местного значения. Впрочем, сотрудники Транспортной инспекции уже прекрасно знают всех своих потенциальных «клиентов», равно как и места их «дислокации». Без всякого сомнения, первенство тут принадлежит лесовозам – в любую погоду и в любое время года. Даже при наличии специального разрешения на них все равно очень часто фиксируется перегруз.

Тут стоит учитывать и тот факт, что в настоящее время существует льготная категория транспортных средств, для которых допускается выдача многоразовых специальных разрешений. К ним относятся автомобили-сортиментовозы и лесовозы, перевозящие древесину. Основным ограничением для данных разрешений является то, что они не распространяются на автомобильные дороги, имеющие временные ограничения нагрузок на оси, а большинство лесозаготовительных участков находится у автомобильных дорог, на которых были введены именно эти временные ограничения.

Вот и в этот раз большая часть нарушений была допущена именно владельцами многоразовых специальных разрешений, осуществляющими перевозку древесины, так как подъезды и к большинству участков ее заготовки, и к крупным предприятиям, перерабатывающим древесину (Светлогорск, Речица, Добруш), находятся именно в зоне действия весенних ограничений.

– При этом зная, что весогабаритный контроль ведется передвижными постами на разных автомобильных дорогах, некоторые перевозчики заведомо шли на нарушение в надежде избежать встречи с Транспортной инспекцией, – рассказывает заместитель начальника управления автомобильного и весогабаритного контроля Сергей Поняков. – Причем круглогодично наиболее частым нарушением данных перевозчиков является превышение допустимой общей массы более 5% установленного в спецразрешении. В этом году такие факты были зафиксированы и во время действия ограничений. Так, 11 апреля при осуществлении контроля на территории Буда-Кошелевского района было замечено транспортное средство одного из лесхозов. При проверке общий вес составил 66,5 тонны при разрешенном 60 тонн без учета ограничений в круглогодичный период. По-видимому, водителем было принято решение по принципу «пропадать так пропадать». За данную перевозку на расстояние 28 км размер ущерба составил более 2000 рублей, а водитель был привлечен к административной ответственности по статье 18.37 в размере 160 рублей.

Хочется предупредить всех потенциальных нарушителей: шансы избежать таких встреч весьма невелики. Даже несмотря на то что с помощью мобильной связи о выезде сотрудников на линию водители узнают мгновенно. И мгновенно же стараются уйти на запасные пути. Но, как видите, тщетно.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий