Крепкие берега и надежный фарватер

В эти августовские дни работники республиканского унитарного Днепро-Березинского предприятия водных путей Бобруйска несут трудовую вахту не только в родном городе, но и за его пределами. Одно из мест, где недавно трудились бобруйчане, – река Березина неподалеку от Светлогорска. Там работали суда технического флота, которыми управляют грамотные речники – настоящие профессионалы своего дела.

На перекате Ореховка реки Березины они занимались углублением дна реки и попутно намывали песок для светлогорских предприятий. Работа речников, как правило, организована вахтовым методом, их быт налажен и дела спорятся.

На «Сильном» работают настоящие мужчины

Прежде чем попасть на земснаряд, поднимаюсь на борт буксирного теплохода «Сильный» и знакомлюсь с его капитаном Александром Пинчуком. Начало августовского дня великолепно: яркие солнечные блики на воде, немного выцветшее небо, шелест волн и золотой голосок малиновки – потрясающие краски лета. Но экипажу теплохода и команде земснаряда некогда любоваться этой красотой, ведь работа не ждет. Она – для настоящих мужчин, которые оторваны от семьи и добывают свой хлеб, можно сказать, в походных условиях. Несмотря на это, настроение у речников отличное. Люди трудятся по 12 часов в день две недели. После вахтенной смены уходят отдыхать. Вместо них на объект заступают их товарищи.

Задача теплохода – доставить к месту работы земснаряд. Члены команды формируют линию из рефулеров и труб, по которым выкачивается песок на берег. Правда, специалисты говорят не «берег», а «карта намыва». Приятно смотреть, как они трудятся – четко и слаженно, в едином ритме и без простоев.

– Теплоход – это второй наш дом. Здесь мы проводим достаточно много времени, поэтому делаем все для того, чтобы он был работоспособным, чистым и опрятным, – знакомит с плавсредством Александр Викторович. – Вот здесь – сердце теплохода – его двигатель. По заводским нормам он «кушает» 40 литров в час. Вообще, «Сильный» буксирует суда на участках рек с небольшой глубиной. В этом году Березина обмелела, и мы занимаемся дноуглублением, что позволит пройти составу из Речицы. Неподалеку работает и корчекран ВД-130, очищающий дно реки от коряг и упавших деревьев.

Александр Пинчук увлеченно продолжает экскурсию по вверенному ему судну, показывает каюты, предназначенные как для экипажа буксира, так и для команды земснаряда. В них также опрятно, а каюта повара Татьяны Балынды отличается особым уютом. Сразу чувствуется, что здесь живет женщина: на стене висит красивый ковер ручной работы с яркими цветами, нигде нет ни соринки. В ванной на судне установлена стиральная машина, есть и душевая. Так что быт речников налажен и производственный процесс обдуман до мелочей.

Земснаряд: За безопасное выполнение работ и многое другое – спрос с командира

После знакомства с Александром Пинчуком и его командой отправляемся к земмашине, которая стоит в русле реки. Это судно технического флота еще называют земснарядом, и на человека, не связанного с техникой, оно производит сильное впечатление. Как рассказал командир – механик земснаряда ВД-12 Николай Добыш, «Сильный» – это плавучая машина, которая оборудована механизмами, агрегатами и устройствами для подводной разработки грунта и добычи песка. С помощью земснаряда можно очищать водоемы, углублять реки и выполнять другие работы.

– Наша команда – это опытные путейцы, которые всецело преданы любимому делу, – рассказывает Николай Иванович. – Даже трудно кого-то выделить, так как все работают на совесть, с полной отдачей сил и энергии. Трудиться на реке для всех нас – это не просто выполнение своих служебных обязанностей, а состояние души. Так что за прозой рабочих будней у нас – поэзия вдохновенного труда. Работа с таким настроением всегда приносит отдачу. И, поверьте, мы всегда стремимся сделать больше и лучше.

Командир земснаряда приглашает меня в рубку, из которой осуществляется управление этой большой и сложной машиной. Оттуда открывается великолепный вид на речные просторы, и к этой красоте невозможно привыкнуть. Она всякий раз новая: нежная, прозрачная, а то и слегка строгая при сильном ветре и волнах, но всегда благодатная. Не зря ведь говорят, что природа – лучший художник. И пусть очарованные ею речники не делают слишком озабоченные и серьезные лица, в душе они – романтики и по натуре немножко – бродяги, которые выдерживают на берегу не больше месяца…

Вот и командир земснаряда Николай Добыш – человек трудолюбивый и обязательный, слов на ветер не бросает. Вместе с тем у него добрая и отзывчивая душа, и своих подчиненных он оценивает по их трудовым заслугам, знает, кто чего стоит, ведь здесь, на объекте, каждый человек на виду. Николай Иванович отвечает за работу не только техники, но и людей.

Земснаряд – сложная конструкция, представляющая собой целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих систем. И знать только принцип работы земмашины недостаточно. Необходимо еще и выполнять требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, безопасного ведения работ. Командир земснаряда несет ответственность за производственную санитарию и противопожарную защиту. В случае проверки и выявления каких-либо недостатков спрос в первую очередь – с командира. Следует отметить, что с возложенными на него обязанностями Николай Добыш прекрасно справляется.

На флоте Николай Иванович – 41 год. В свое время окончил Гомельское профессионально-техническое училище № 30 речников (нынче лицей), отслужил в армии и трудится на речных просторах. В свое время повышал свой профессиональный уровень в школе командного состава, и считает, что учиться мастерству нужно всю жизнь, так как нет предела совершенству. И как наставник молодежи целую плеяду молодых путейцев воспитал. За высокий профессионализм и преданность делу Николай Добыш награжден нагрудным знаком «Ганаровы транспартнiк», многочисленными грамотами. В копилке его трудовых наград есть одна ценная и значимая – медаль «За трудовые заслуги». Самое удивительное, что этот опытный путеец с теплотой говорил не только о своих товарищах, но и о технике, на которой они трудятся.

– Наш земснаряд – настоящий добытчик и трудяга, – рассказывает командир. – Мы относимся к нему бережно и по-хозяйски. Порой кажется, что он, как живой организм, чувствует заботу и ласку и отвечает нам своей работоспособностью. Нам для разработки выделены определенные места, они согласованы, есть целые технологические карты. Мы всегда болеем за качество работы и ставим его на первый план. После завершения работ на одном участке уходим на следующий, где необходимо позаботиться о реке.

А обед – по расписанию, можно и добавки!

Рассказ о путейцах из Днепро-Березинского будет неполным, если не вспомнить Татьяну Балынду – замечательного повара, которая является душой коллектива. Ее рабочее место – камбуз, где есть газовая плита, умывальник, посуда и всевозможная кухонная утварь.

– Ребята у нас непривередливые, аппетит у всех хороший, – рассказывает Татьяна Аксентьевна. – И все-таки при составлении меню и приготовлении блюд стараюсь учитывать вкусы каждого. На первое мужчины любят борщ, рассольник и уху, когда наловим рыбы. В жаркую погоду отдаем предпочтение холоднику. На второе на ура идут драники и котлеты. Любят у нас и блинчики с начинкой. В общем, стараюсь готовить так, чтобы еда не отличалась от домашней, была вкусной и полезной. Ну а готовлю исходя из имеющихся запасов продуктов. К тому же каждый из нас привозит и домашний провиант.

Над Березиной плывет медовый запах лета. У Татьяны Балынды, как и у остальных членов команды земснаряда, дел невпроворот. На плите под крышкой большой кастрюли кипит наваристый бульон, в духовке тушатся куриные крылышки. Невероятно вкусный запах, исходящий из камбуза, смешивается с горьким и сладким ароматом спелых летних трав. Скоро обед. Здесь, на судне, так уж заведено: работа работой, а обед – по расписанию.

Закончив работы на Березине неподалеку от Светлогорска, труженики республиканского унитарного Днепро-Березинского предприятия водных путей взяли курс на Могилев. Там, в затоне района Фатина, у них новые неотложные дела. Кстати, корчекран ВД-130 уже работает на реке Днепр, устраняет подвод-ные препятствия, чистит участок от Быхова до Могилева, который некоторое время не использовался. Путейцы уверены: за рекой нужно ухаживать, грамотно, бережно и с душой. Тогда у нее будут крепкие берега и надежный фарватер.

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий