Сегодня хочется рассказать о человеке, владеющем одной из древнейших профессий, которая развивалась вместе с цивилизацией. Эта профессия – повар. На первый взгляд, к речному делу прямого отношения она не имеет, и в то же время без повара на флоте не обойтись.
Знакомьтесь – волшебник камбуза, где по его велению царит магия вкусов и ароматов, Николай КУЗЬМЕНКОВ. Он трудится на теплоходе БТ-0701, который не стоит на приколе, а выполняет свои основные производственные задачи в рейсах, походах, вдали от родного причала. Николай Александрович не просто обеспечивает питанием экипаж буксирного теплохода, но и все в своей любимой работе делает с душой.
В речном порту Мозырь Николай Кузьменков – с 1982 года. Не сложно подсчитать, что стаж его работы на этом предприятии весьма солидный – 36 лет. Сколько водных артерий за это время пройдено, сколько блюд приготовлено, сколько кастрюль и сковородок выдраено, сколько картошки перечищено – это подсчету не поддается…
За плечами судового повара было много навигаций, и каждая из них – особенная. Нынешняя для Николая Александровича, впрочем, как и предыдущие, не менее ответственная. Одним из важнейших заданий, потребовавших высокого профессионализма, сил и выдержки от экипажа, в котором состоит и повар Кузьменков, была доставка двух крупных агрегатов из Киева на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Речь идет о специфическом грузе – вакуумной колонне С-402 и сепараторе кислого факела.
Отправные точки данного оборудования были разными – Италия и Австрия. Иностранными судами тяжеловесные конструкции доставили в Херсон, где их забрали буксиры Белорусского речного пароходства. Одним из них был БТ-0701, капитаном которого является Николай Новокрещенов. Вместе с Кузьменковым они ходят в рейсы уже не первую навигацию. Кстати, путь по Днепру, Киевскому водохранилищу и Припяти составляет 1100 километров. И чтобы пройти его, требуется не менее 20 суток. Стоит ли говорить, что экипаж, состоящий из крепких мужчин, выполняющих работу в основном на свежем воздухе, нужно кормить согласно расписанию, причем здоровой, калорийной и вкусной пищей. Николай Александрович с этим всегда справлялся, никогда не подводил экипаж и нынче остается верным своему призванию.
Совершенствуя себя и свое мастерство
Знакомство с Николаем Кузьменковым состоялось на камбузе буксирного теплохода БТ-0701. Гостеприимный хозяин сразу же предложил нам с капитаном свежезаваренный чай с печеньем. Ароматный напиток на травах и восхитительная выпечка слегка меня озадачили. Даже нам, женщинам, бывает недосуг заняться тестом, а здесь, на теплоходе, мужчина балует нас отменным печеньем собственного приготовления!
– Николай может не только вкусное печенье испечь, но и приготовить пирожки, блинчики с различной начинкой, любимые всеми драники да и любое блюдо. И по вкусу оно будет первоклассным, – от души хвалит повара Николай Новокрещенов. – Когда мы идем в рейс, то на сто процентов уверены: с нашим поваром будем не только сыты, но и вкусно накормлены. И это факт!
Вместе с Кузьменковым Новокрещенов исходил Припять, как говорится, вдоль и поперек. Да и по другим белорусским рекам ходили, выполняя ответственные задания. И не было такой навигации, чтобы капитан и «кормчий» не понимали друг друга. А ведь сколько за годы работы в порту перевезено грузов: калийных удобрений, граншлаков, щебня, отсева, песка и других материалов – не сосчитать. Николай Новокрещенов работает в порту Мозырь с 1979 года. Кажется, совсем недавно это было, а за плечами – большая трудовая жизнь.
Начинал свою водную карьеру мотористом, работал на самоходной барже ЭРЭС-019. В застойные времена пробовал поработать на берегу, но из этого ничего не вышло. Речные просторы, ответственные рейсы и все прелести судовой жизни даже в промозглую погоду не давали покоя – это была его стихия. Он вернулся на борт и уверенно ведет свой теплоход вперед. Характерной чертой Николая Владимировича является то, что как профессионал он не стоит на месте, совершенствует свое мастерство и всегда стремится к хорошим результатам. Это подтверждают записи в его трудовой книжке. Согласно им, после окончания школы командного состава Новокрещенов был назначен вторым помощником капитана, затем – первым. Работая в порту, заочно учился в Гомельском политехническом техникуме, который окончил в 1984-м. В том же году получил повышение по службе – стал капитаном буксирного теплохода.
Николай Владимирович многое делает для коллектива, в котором трудится. В его сердце живет трепетная любовь к полноводной красавице, жемчужине белорусского Полесья – Припяти. Она дает работу речникам и сама принимает на свои трудовые плечи караваны судов с грузами.
Когда-то начинал с яичницы
Николай Кузьменков профессию выбрал еще в школьные годы. Его старшая сестра была поваром, и свое профессиональное мастерство нередко демонстрировала дома. Она и стала примером для братишки в выборе профессии. Да и мама готовила – пальчики оближешь. В их семье к приготовлению пищи относились как-то по-особенному. Культа еды не было, но уважение к продуктам как к результату человеческого труда было всегда. Паренек наблюдал, как колдуют у плиты мама и сестренка, и ему хотелось самому попробовать что-нибудь приготовить.
– Помню, начинал с простой яичницы, – с улыбкой вспоминает Николай. – Кажется, дело это нехитрое, любой может с яичницей справиться. Но здесь есть одна маленькая особенность: повар это сделает технологически правильно.
Эту истину Николай постиг еще до поступления в Гомельское ПТУ № 17 кулинарии, где учился с большим желанием и усердием, так как ему это было интересно. После окончания училища поступал в Белорусский государственный институт народного хозяйства. Вступительные экзамены сдал, но для зачисления не хватило нескольких баллов. Так получилось, что в институт он не прошел по конкурсу. А вот в армию забрали вне всякого конкурса – пришло время! Армейская служба юношу не пугала, он был готов служить Родине с полной отдачей сил.
Конечно же, в армии Николай Кузьменков был поваром. Эта профессия стала определяющей на всю его дальнейшую жизнь. В армии повар – человек особенный, пользующийся большим уважением. Тем не менее уважение это надо поддерживать. Для чего необходимо было вкалывать на полную катушку и готовить для большого количества людей, соблюдая при этом технологию, санитарные нормы и все необходимые правила. Эта армейская поварская наука очень пригодилась Кузьменкову в дальнейшей трудовой деятельности.
Опыт, интуиция и фантазия
Демобилизовавшись, Николай устроился в речной порт Мозырь. На своем веку повидал многое: и расцвет флота, и трудные времена, дефициты и изобилие… Бывало, денег, выделяемых на питание, не хватало. Здоровый мужчина ведь должен хорошо поесть, чтобы выполнять свои производственные обязанности в рейсе. Вот и приходилось повару фантазировать, проявлять профессиональную смекалку и находчивость. Да и члены экипажа брали с собой продукты, которые шли в общий котел. И сейчас кто-то берет с собой то, что любит, и делится этим с товарищами. Но вдали от дома дружному экипажу БТ-0701не обойтись без профессиональных секретов повара, которые и делают блюда еще привлекательнее, ароматнее и вкуснее.
– Вообще-то, особых секретов у меня как раз и нет, есть профессионализм и интуиция, а теперь уже – и богатый опыт, – уверен Николай Александрович. – Считаю, что в процесс приготовления пищи нужно вкладывать не только умение, но и фантазию, делать это с удовольствием. Конечно, мне приятно, когда блюда получаются вкусными и доставляют радость команде. Поэтому стараюсь готовить, как дома, чтобы мои товарищи оставались довольны.
– У каждого человека есть любимые блюда. А что предпочитают ваши подопечные, чем вы их кормите?
– На ваш вопрос я также отвечу вопросом: а кто не любит вкусно поесть? Таких аскетов, честно говоря, среди нас нет. Но я как профессиональный повар не забываю о рациональном питании и здоровой пище. Мужчины, конечно же, любят мясо, поэтому в меню оно у нас присутствует. Кроме того, экипаж не отказывается от рыбы с картофелем, голубцов, котлет. Включаем в меню и традиционное блюдо – макароны по-флотски. Словом, готовлю самые разнообразные блюда, и все ими довольны.
…Повара иногда называют настоящим волшебником, который может из самых обыкновенных продуктов приготовить блюдо, имя которому – шедевр вкуса. И получается это у тех, кто любит свою работу и искренне рад, когда едоки довольны. Николай Кузьменков именно такой щедрый и добрый по своей натуре человек, который от всей души работает для людей. Можно только представить, сколько раз за день он слышит от своих друзей по команде искреннюю благодарность.
Роберт Рождественский
так написал о поварах:
Земля еще и потому щедра,
Что в мире существуют повара!
Благословенны их простые судьбы,
А руки, будто помыслы, чисты.
Профессия у них добра, по сути:
Злой человек не станет у плиты.
Это будто бы о нем, Николае Кузьменкове, сказано. Вообще, повар – это тот же речник, член команды, где лишних людей не бывает. Каждому приходится выполнять свою задачу с полной отдачей, а повару – и более того, ведь он одновременно и бармен, и буфетчик, и официант. Повар на судне – это «кормчий», от которого зависит здоровье и настроение людей. И как важно, чтобы они прекрасно себя чувствовали и настроение у них было хорошим.
Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»