Кому смотреть за смотрящими?

На диагностических станциях страны наблюдается снижение числа желающих пройти гостехосмотр. К примеру, в Витебской области в первом полугодии выдано 77 962 разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Это на 4831 разрешение (-5,8%) меньше, чем за такой же отрезок 2016-го.

В УП «Белтехосмотр» не скрывают: главные причины – падение жизненного уровня людей и необходимость платить государственную пошлину при прохождении гостехосмотра. Отсюда вытекают и другие проблемы. О них говорилось в актовом зале филиала «Автотранспортное предприятие № 5, г. Витебск» ОАО «Витебскоблавтотранс», где подводились итоги работы системы государственного технического осмотра транспортных средств в Витебской области в первом полугодии, а также были поставлены задачи до конца года.

Амнистия – не для коррупции

По сложившейся традиции вначале перед начальниками и ведущими диагностами ДС Витебщины выступили представители правоохранительных структур. И это тоже объяснимо. Автолюбители ищут возможность минимизировать свои расходы на обязательную процедуру, и некоторые из них уверены: дешевле выйдет дать денег ответственному лицу на диагностической станции, чем экстренно искать финансы на запчасти и ремонт автомобиля, который еще какое-то время «может поездить и так». Тем более что, как показывает опыт, берут нечистые на руку сотрудники диагностических станций за свои услуги немного – в среднем 20 рублей.

– Прежде всего, вы должны помнить, что каждое коррупционное преступление кардинально меняет вашу жизнь и оставляет глубокий след в жизни близких вам людей. Вспомните своих коллег, которые раньше рядом с вами сидели на таких совещаниях, а ныне отбывают наказание в колониях строгого режима, а их имущество – добротные автомобили и дачи – конфисковано. Поинтересуйтесь, если есть желание, как переживают эту трагедию их жены и дети. Это – сломанные судьбы. Вам это надо? Думаю, нет… Ваша обязанность – не нарушать закон, и тогда все будет хорошо, – заявил в своем вступительном слове сотрудник УБЭП УВД Витебского обл-исполкома Виталий Кучко.

А сразу после этого он буквально ошарашил присутствующих сообщением о том, что 5 июня возбуждено уголовное дело в отношении инженера по техническому осмотру транспортных средств филиала «АТП № 6 г. Новополоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс». В нынешнем году это первый подобный случай в области. И говорить о том, чем завершится дело, пока преждевременно. Впрочем, как показывает опыт, финал всегда одинаков: лишение свободы не менее чем на три года, конфискация имущества, лишение права занимать впредь определенные ответственные должности и другие сопутствующие проблемы.

Помните старика Мюллера из «Семнадцати мгновений весны», говорившего: «Что знают двое, знает и свинья». Как только о вознаграждении за прохождение гостех-
осмотра становится известно третьим лицам, при этом неважно, кто они, такая информация вскоре появляется и у представителей правоохранительных органов. А дальше начинается оперативная разработка.

– Нам иногда достаточно почитать комментарии на форумах сайтов, специализирующихся на автомобильной тематике, чтобы выйти на след нечистых на руку сотрудников диагностических станций, – подчеркнул Виталий Кучко. – Работа построена так: мы общаемся с людьми, потом систематизируем информацию, находится человек, который пишет заявление о том, что у него вымогают деньги, мы берем это заявление за основу и начинаем работать. Вначале фиксируется факт получения взятки, а потом к этому конкретному факту дополняются те, что были известны ранее. Что делать, если дают деньги? Не брать! Я могу рассказать, как поступаю сам. Не скрою, мне при расследовании уголовных дел в отношении руководителей предприятий иногда говорят: назовите цифру и счет, куда я могу перечислить деньги. Как разумный человек я понимаю, что это предложение взятки. Но человек, предлагающий ее, возможно, не осознает всей своей ответственности, и было бы неправильно только на основании этих слов возбуждать в отношении него уголовное дело. В этом случае я обязательно задаю еще один раз четкий вопрос: вы уверены в том, что предлагаете мне взятку? Как правило, люди сразу отказываются от предложения.

Впрочем, взявший следом слово следователь по особо важным делам управления Следственного комитета по Витебской области Алексей Кривцов несколько успокоил зал. По его мнению, роста коррупции в сфере гостехосмотра не наблюдается. Более того, уровень коррупционных проявлений снижается.

По мнению Алексея Кривцова, мздоимство существует испокон веков, с ним всегда боролись. За этот год возбуждены уголовные дела в отношении лесников, врачей, сотрудников природоохраны, сферы образования, ЖКХ, руководителей промышленных предприятий…

Везде, где от мнения и подписи человека зависит какое-то решение, сулящее другому человеку выгоду, есть риск. Причем неоправданный. Ожидать хотя бы условного наказания нет смысла. Более того, по коррупционным делам амнистия не применяется. Все сидят от звонка до звонка.

И подделки тоже

Естественно, обеспечить прохождение процедуры гостехосмотра всеми собственниками транспортных средств без помощи Госавтоинспекции тяжело. И в Витебской области налажены тесные взаимоотношения между представителями ГАИ и отдела ОГТО в Витебской области. Разработаны планы совместной работы.

В ходе рейдовой работы и общения с водителями лучше понимаешь сложившуюся ситуацию. Живое присутствие на дороге сотрудника системы гостехосмотра – лишнее напоминание, что нельзя забывать о прохождении процедуры ГТО, что это обязанность каждого владельца транспортного средства. С другой стороны, в ходе таких рейдов сотрудники «Белтехосмотра» чаще, чем инспекторы ГАИ, выявляют поддельные штампы на сертификатах о прохождении гостехосмотра, ведь они не только отлично знают, как должны выглядеть настоящие штампы, но даже помнят подписи сотрудников.

Как подчеркнул старший госавтоинспектор по особым поручениям УГАИ УВД Витебского облисполкома Юрий Шауро, при непредъявлении водителем сертификата о прохождении гостехосмотра он вызывается на комиссию в ГАИ за управление транспортным средством без наличия всех необходимых документов. А если будет установлено, что гостехосмотр он не проходил, то привлекается и за это нарушение.

– Хотелось бы поблагодарить вас за совместную работу, – обратился к присутствующим в зале Юрий Васильевич. – У нас с вами отличные результаты. В первом полугодии проведены декады: «Гостехосмотр», в ходе которой выявлены поддельные штампы на сертификатах о прохождении гостехосмотра, и «Учебный автомобиль», когда был задержан автобус без техосмотра, на котором производилось обучение курсантов. Без вашей помощи нам было бы труднее. Кстати, число автомобилистов, которые считают лишней процедуру прохождения гостехосмотра, продолжает расти. Если за 6 месяцев прошлого года ДПС ГАИ, осуществляя надзор за дорожным движением, выявила 18 784 таких нарушения, то за аналогичный период 2017-го – 21 489.

По мнению Юрия Шауро, особенно остро стоит вопрос прохождения гостехосмотра на предприятиях агропромышленного комплекса. Он выносился Госавтоинспекцией на рассмотрение областной комиссии по безопасности дорожного движения. Ее председатель, заместитель председателя Витебского облисполкома Владимир Белоус, дал поручение первым зампредам райисполкомов взять эту ситуацию на особый контроль, чтобы хоть как-то сдвинуть ее с мертвой точки.

Понятно, что предприятия АПК не могут заплатить гос-пошлину, но и эксплуатировать транспортные средства с непройденным гостехосмотром чревато трагическими последствиями. Хорошо, что за первое полугодие учетных ДТП по причине технической неисправности в Витебской области не зафиксировано.

– Плюс от совместных рейдов очевиден, – подчеркнул Юрий Шауро. – Недавно начались слушания по делу гражданина Богдановича, который ставил поддельный штамп в сертификате о прохождении гостехосмотра под номером 338. Уже установлено, что он прошел гостехосмотр в Сенно. Посмотрев на поставленный штамп, решил открыть ИП «Гостехосмотр», чтобы «помогать» всем желающим. Итог бурной деятельности – 9 томов уголовного дела.

Надо отметить, что подделки получились качественные. Раскрыть преступление удалось только благодаря бдительности ведущего специалиста УП «Белтехосмотр» Дмитрия Пантелея, который находился в совместном рейде и обратил внимание, что карточка неправильно проклеена. Госинспектор в этих тонкостях не разобрался бы. Таким образом, мы вместе установили личность человека, который серьезно подорвал авторитет государственной власти.

Эффективность работы УГАИ УВД Витебского облисполкома и филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области отмечена и в решении Витебского облисполкома, где утверждены графики совместных рейдов ГАИ, Транспортной инспекции и УП «Белтехосмотр».

С неработающими световыми приборами

В ходе своего выступления начальник отдела контрольной деятельности филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой сразу подчеркнул, что законодательством очерчен ряд вопросов, где интересы ТИ пересекаются с интересами УП «Белтехосмотр».

– Основная наша задача – безопасность при перевозке грузов и пассажиров, – сразу подчеркнул Константин Владимирович. – Нас в основном интересует коммерческий транспорт. Давно налажено тесное взаимодействие, многое решается в рабочем порядке, часто по телефону. За 6 месяцев этого года сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Витебской области установлено 290 фактов эксплуатации ТС без прохождения гостехосмотра. В прошлом году на этот период времени было выявлено 160 таких случаев.

Справедливости ради надо отметить, это не только перевозчики Витебской области. Часть автомобилей, которые эксплуатировались без прохождения гостехосмотра, зарегистрированы в других областях. Людей не пугает даже такая жесткая мера, как прекращение лицензии при использовании транспортных средств, не прошедших гостехосмотр. Большинство нарушителей (90%) – перевозчики грузов в республиканском сообщении.

Что касается технических неисправностей, с которыми эксплуатация транспортного средства запрещена, то наиболее часто на линии выявляются трещина ветрового стекла в зоне действия стеклоочистителя со стороны водителя, установка шин с разным типом протектора, шины, имеющие сверхдопустимый износ, не рабочий спидометр. И мы можем констатировать, что наметился рост таких нарушений. В прошлом году за 6 месяцев установлено 160 таких транспортных средств, в этом – 254. Все уповают на отсутствие денег. Мы понимаем, что поменять лобовое стекло, в которое прилетел камень, на большой машине накладно. Но закон есть закон.

Что касается ежедневной эксплуатации, то водитель обязан следить за транспортным средством. Протектор стерся – надо заменить шины. Тормоза мгновенно тоже редко отказывают – можно почувствовать и принять меры. А мы на линии видим даже транспорт с неработающими внешними световыми приборами. То есть владельцы транспортных средств не только не проходят гостехосмотр, но и меньше внимания стали уделять техническому состоянию транспортных средств.

Однако есть и позитивные сдвиги. Если еще недавно самым распространенным нарушением было отсутствие аптечек и огнетушителей, то теперь такие нарушения встречаются крайне редко.

Быть профессионалами

Заместитель начальника управления ОГТО УП «Белтехосмотр» Александр Сапроненко в первую очередь попросил присутствующих уважительно относиться к каждому клиенту. Отдельное внимание он уделил культуре работников диагностических станций. Хамское поведение, придирки к мелочам заставляют клиента думать, что из него вымогают деньги.

По мнению Александра Михайловича, сотрудники ДС обязаны вежливо и доходчиво объяснять причины несоответствия ТС установленным требованиям и даже предлагать способы устранения неисправностей. Но не так, как это сделали на одной из диагностических станций в Гомеле. Там рядом с ДС открыли автосервис по корректировке световых приборов и в случае заезда туда на станции диагностики световые приборы уже не проверяли. А основным несоответствием стала именно некорректная работа световых приборов.

– У нас народ грамотный, любит права качать, форумы читает, – поясняет Михаил Михайловский. – Работая с автовладельцами, старайтесь не доводить дело до конфликта, не нагнетайте обстановку. В спорных ситуациях, может, лучше нам сразу позвонить, чем писать несоответствие.

Но главное, на что обратил внимание Александр Сапроненко, – это профессионализм работников диагностических станций. Он посоветовал каждому сотруднику планомерно и постоянно совершенствовать свои знания. По его мнению, владелец авто должен быть уверен, что его транспортное средство осматривает действительно грамотный специалист, который разбирается в технических вопросах. Получение сертификата должно быть своеобразной гарантией качественного автомобиля.

Без сбоев в работе

К счастью, единичные негативные факты пока глобально не сказываются на системе работы УП «Белтехосмотр». И диагностические станции работают, и законопослушных граждан у нас больше, чем любителей халявы.

Как отметил в своем выступлении заместитель начальника филиала ОГТО в Витебской области Владимир Савицкий, в первом полугодии сотрудниками отдела ОГТО в Витебской области выдано на 4831 разрешение меньше, чем за такой же отрезок 2016 года. Однако есть еще время наверстать упущенное.

В Витебской области разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств имеют 34 диагностические станции (37 диагностических линий), фактически из них работают 33 (36). Как известно, ДС № 62 закрыта и из-за внутренних проблем пока не может возобновить работу.

Для уменьшения потерь времени клиентов на прохождение ГТО используются различные режимы работы. Так, 28 диагностических станций работают в режиме пятидневной рабочей недели и 8-часового рабочего дня, две (№ 105, 167) – без выходных по 12 часов в день, две (№ 87, 181) – по 8 часов в день с «перекрытыми» выходными, одна (№ 180) имеет 6-дневный режим работы.

Следует отметить, что в отдельных регионах Витебской области на диагностических станциях по-прежнему недостаточная загруженность. Такое положение складывается по причине малого количества зарегистрированного в этих районах транспорта, низкой скорости его прироста, а зачастую и нежелания автовладельцев своевременно проходить государственный технический осмотр. В этих районах диагностические станции нерентабельны как для предприятий, их содержащих, так и для УП «Белтехосмотр» при выдаче разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.

По-прежнему одной из основных проблем, стоящих перед ДС, является их модернизация. Можно отметить работу ООО «Технотекс» по поддержанию должного состояния на ДС № 231. В то же время ДС № 130 этого же предприятия нуждается в модернизации. Положительные результаты в поддержании высокого уровня обслуживания, достойного внешнего вида и внутреннего оформления ДС показывают руководители: филиала «Витебские электросети» РУП «Витебскэнерго», содержащего ДС № 114; Витебской базы (транспортной) УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги», содержащей ДС № 192; филиала «АТП № 8 г. Орша» ОАО «Витебскоблавтотранс», содержащей ДС № 52.

К сожалению, на большинстве остальных предприятий денежные средства, получаемые от производственной деятельности диагностических станций, расходуются на какие угодно цели, только не на нужды самих станций. В результате на ДС неудовлетворительно проводится не только плановая модернизация, но и профилактический ремонт оборудования, не обновляются служебные помещения, приходят в негодность прилегающие территории и площадки.

В нынешнем году сотрудниками филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области была проведена 31 контрольная проверка диагностических станций. Результаты их, а также материалы, которые представляются на ежегодный конкурс на лучшую диагностическую станцию, свидетельствуют, что руководству предприятий, содержащих ДС, необходимо уделять особое внимание вопросам, касающимся поддержания и улучшения внешнего вида производственных помещений, прилегающих территорий и подъездных путей.

Для справки: в Витебской области зарегистрировано 479 548 транспортных средств. Прирост за 2016 год составил 2691 единицу.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»