Быть только профи!

Профессионал и любитель. Именно эти два понятия в водительской среде могут восприниматься совершенно по-разному. Ведь инженеры, строители и даже домохозяйки, управляющие личным транспортом, могут быть настоящими водителями-профессионалами, а вот среди водителей по профессии можно встретить любительский подход к своей трудовой деятельности.

Как ни странно это прозвучит для современного поколения, но в СССР до 1970-х годов существовала практика применения профессиональных и любительских водительских удостоверений. Профессиональные шоферы проходили спецподготовку в тех местах, где им предстояло работать. В армии их готовили структуры ДОСААФ, а на предприятиях действовали курсы профессионального мастерства.

Несмотря на сегодняшнее отсутствие разных водительских удостоверений, профессиональной подготовкой водителей занимаются так же серьезно. Именно поэтому при трудоустройстве водителем общественного транспорта или такси существует ограничение по возрасту и стажу управления транспортом. Ведь здоровье и жизни людей не должны зависеть от неопытности. Никто не доверит современную специализированную автотехнику водителю, не прошедшему специальной подготовки. Однако настоящий водительский опыт приходит только со временем. Впрочем, со временем его можно и растерять.

Приобрести или растерять?

Как показывают многочисленные исследования психологов, большинство автомобилистов обладают завышенной самооценкой своих водительских качеств. Главные из них, отличающие профессионала от любителя, мы собрали в данной статье. Возможно, некоторые наши читатели объективно взглянут на свои личные навыки.

Действительно, вряд ли кто захочет открыто заявить о своей неопытности. Мастерство приходит со временем. У водителей – не ранее чем через 5 лет, как эквивалент 100 000 км пробега автомобиля. За это время вырабатывается определенный набор навыков: грамотное вождение; знание устройства автомобиля; умение при необходимости самостоятельно осуществлять его техническое обслуживание.

Грамотное вождение – важнейший из навыков, формирующих образ «ветерана дорог», позволяющий управлять автомобилем без угрозы для личной безопасности и безопасности окружающих.

Водительская грамотность состоит из целого ряда составляющих: умения получать и правильно обрабатывать информацию, быстро разрабатывать план действий в опасной ситуации, принимая при этом безошибочное решение, и безупречно его выполнять.

Если подробнее рассмотреть все компоненты, то первое, на что стоит обратить внимание, – это умение получать информацию о текущей дорожной ситуации. Объемы и способы данного навыка у новичков и профессионалов сильно разнятся.

Новичок ориентируется исключительно зрительно. Частой ошибкой также является концентрация внимания на участке дороги непосредственно впереди себя в ущерб тому, что происходит по сторонам.

У людей со значительным стажем вождения зрительное восприятие изменяется: уменьшаются слепые зоны, возрастает внимание к мелким деталям. К примеру, увидев за две-три машины впереди себя включение стоп-сигналов у транспортного средства, опытный шофер придет к выводу о возможном скором торможении движущегося непосредственно перед ним автомобиля и начнет готовиться к этим действиям.

С опытом приходит и умение считывать информацию на слух и осязательно. Например, по шуму двигателя и другим звукам водитель контролирует работу механизмов автомобиля, а вестибулярный аппарат помогает улавливать ускорения транспортного средства.

Исключительно в процессе многолетней водительской практики вырабатывается умение быстро разрабатывать план действий в опасной ситуации, принимая при этом безошибочное решение. Ведь, каким бы расторопным ни был начинающий, опытный водитель реагирует значительно быстрее только потому, что уже сталкивался в своей практике с похожей ситуацией.

Наблюдая за действиями опытного шофера, можно заметить и отсутствие лишних движений. Принятые решения выполняются быстро и безошибочно. Главную роль здесь играет долговременная память. Именно она хранит накопленные знания и опыт. Определить, какой водитель еще не заполнил ее практическим опытом, очень легко на трассе, понаблюдав за стилями управления.

Порывистые, часто не доведенные до конца маневры перестроения, резкие ускорения и замедления автомобиля, частая работа педалью тормоза, неспособность двигаться в общем потоке с установившейся скоростью, неумение пользоваться указателями поворота при перестроении, бурная нервная реакция на некорректные маневры других участников дорожного движения – эти, как и многие другие аналогичные действия, отражают отсутствие должного опыта. Развить его можно только в результате постоянного вождения, ведь знания без практического применения постепенно забываются.

Ошибочным является и мнение новичков, что сегодня необязательно знать устройство своего автомобиля. Данная гипотеза основывается на том, что сеть сертифицированных автосервисов хорошо развита и техническая помощь может прибыть в короткие сроки в любое место. Но специалисты автосервиса не спасут от отвалившегося при движении колеса по причине не затянутых своевременно гаек или внезапно «пропавших» тормозов из-за недостатка тормозной жидкости в системе.

Умение своевременно определить неисправность помогает избежать технических проблем в пути, предотвратить преждевременную поломку различных агрегатов машины. В этом легко убедиться, понаблюдав за тем, как водители-дальнобойщики проверяют техническое состояние своего авто практически на каждой остановке. Осматривает автомобиль перед поездкой и большинство опытных водителей менее габаритного транспорта. Проверяются состояние тормозной системы, давление в шинах, затяжка колесных гаек, состояние приборов освещения, а также уровни тормозной и охлаждающей жидкостей и моторного масла.

Любой транспорт периодически требует планового технического обслуживания. Кроме замены моторного масла и фильтров, проверки уровня жидкости в коробке передач и электролита в аккумуляторной батарее, проверяются системы, отвечающие за безопасность движения: узлы тормозной системы, тяги и привод рулевого управления, элементы подвески. Неопытные водители нередко нарушают сроки проведения планового тех-
обслуживания, подвергая свой автомобиль неоправданному риску. Опытные же шоферы, наоборот, строго соблюдают эти сроки, поскольку понимают его предназначение и не верят во внезапность той или иной поломки, заявляющей о себе заранее различными шумами. Иными словами, водитель со стажем улавливает все посторонние звуки, что помогает своевременно определить возможные неисправности.

Собрав воедино все вышесказанное о необходимости знания основ устройства и эксплуатации автомобиля, можно утверждать: внешний вид и техническое состояние личного автомобиля являются визитной карточкой уровня профессионализма его владельца. Ведь не зря в шоферской среде бытует выражение: «Какой водитель, такая и машина».

Если же охарактеризовать водителя-профессионала в целом, то это человек, который в процессе приобретенных навыков и склада характера достиг значительного уровня мастерства вождения и умения чувствовать свой автомобиль. При желании, проявив настойчивость и терпение, любой новичок со временем может стать водителем-профессионалом, а водитель-профессионал – не вернуться к статусу новичка. Ведь, как уже было отмечено выше, со временем опыт можно не только приобрести, но и растерять.

Не стоит полагаться на…

…актуальность знаний Правил дорожного движения, полученных даже несколько лет назад. Если вы внезапно поймали себя на мысли о том, что увиденный дорожный знак вам незнаком, или растерялись и не знаете, как поступить в сложившейся дорожной ситуации, необходимо незамедлительно повторить ПДД. Отличные знания – залог безаварийного движения;

…достаточность уровня личного внимания. Его надо постоянно развивать так, чтобы не только видеть окружающую обстановку на 180°, но и постоянно контролировать события, происходящие у вас за спиной. За рулем нельзя расслабляться и терять бдительность;

…сверхспособности окружающих. Телепатия – наука крайне неточная, поэтому необходимо быть предсказуемым для других участников дорожного движения;

…других водителей и пешеходов. Вы не можете знать, что у кого на уме, что кто-то может сделать в следующий момент;

…авось. На дороге не место азарту. Даже если вам безумно хочется погонять и обязательно стартовать со светофора первым, помните: вы взрослый человек, а детские забавы – не для взрослых.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»