Анализ

транспортных происшествий с пострадавшими при осуществлении транспортной деятельности с участием транспортных средств организаций, входящих в систему Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, за первое полугодие 2017 года

Автомобильный транспорт

1.1. Дорожно-транспортные происшествия

В первом полугодии при осуществлении транспортной деятельности произошло 8 ДТП с пострадавшими с участием ТС организаций, входящих в систему Минтранса, в результате которых погибло 2 и получило телесные повреждения различной степени тяжести 12 человек:

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 62» РУП «Минскавтодор-Центр» – 2 получили телесные повреждения;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 24» РУП «Брест-
автодор» – 1 погиб и 1 получил телесные повреждения;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 41» РУП «Гомельавтодор» – 1 получил телес-
ные повреждения;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 71» РУП «Могилевавтодор» – 1 получил телесные повреждения;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 69» РУП «Минскавтодор-Центр» – 1 получил телесные повреждения;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 60» РУП «Минскавтодор-Центр» – 2 получили телесные повреждения;

филиал «Специализированное управление № 1» РУП «Минскавтодор-Центр» – 2 получили телесные повреждения;

УП «Белтрансавтоматика» ГО «Белорусская железная дорога» –
1 погиб и 2 получили телесные повреждения.

Из графика следует, что количество ДТП в первом полугодии 2017 года увеличилось на одно в сравнении с аналогичным периодом 2016-го.

Следует отметить также уменьшение в 2 раза количества людей, погибших в ДТП.

Вместе с тем в первом полугодии 2017 года на 100% возросло количество людей, получивших в ДТП телесные повреждения различной степени тяжести.

Значения относительных показателей – риска общего травматизма (количество пострадавших на 100 ДТП с пострадавшими) и риска смертельного травматизма (количество погибших на 100 ДТП с пострадавшими) – по организациям, входящим в систему Минтранса, в первом полугодии 2017 года соответственно составили:

риск общего травматизма – 175 (143– в 2016 году);

риск смертельного травматизма – 25 (57).

Необходимо отметить увеличение риска общего травматизма с одновременным уменьшением риска смертельного травматизма в первом полугодии 2017 года в сравнении с аналогичным периодом 2016-го.

В результате ДТП, произошедших в первом полугодии 2017 года, погибли 1 водитель и 1 пассажир, получили телесные повреждения различной степени тяжести 5 водителей, 6 пассажиров и 1 пешеход.

Риски общего и смертельного травматизма в 2016 году соответственно составили:

для водителей транспортных средств – 75 и 13 (100 и 43 – в 2016-м);

для пассажиров транспортных средств – 88 и 13 (43 и 14);

для пешеходов – 13 и 0 (0 и 0).

В первом полугодии 2017 года наблюдается увеличение риска общего травматизма для пассажиров транспортных средств в сравнении с аналогичным периодом 2016-го.

Основными видами ДТП в первом полугодии 2017 года являются:

ДТП с попутным столкновением транспортных средств – 6 случаев, или 75% от общего количества ДТП;

ДТП со столкновением со стоящим транспортным средством –
1 случай, или 12,5%;

ДТП с лобовым столкновением – 1 случай, или 12,5%.

Наиболее характерными причинами ДТП в первом полугодии 2017 года являются:

выбор небезопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

неверная оценка водителями дорожной обстановки;

несоблюдение водителями требований дорожных знаков и разметки;

отвлечение внимания водителей от управления транспортными средствами.

1.2. ДТП по вине водителей транспортных средств

В первом полугодии 2017 года и аналогичном периоде 2016-го ДТП по вине водителей организаций, входящих в систему Минтранса, отсутствуют.

Распределение количества ДТП по месяцам первого полугодия 2017 года в сравнении с первым полугодием 2016 года

Распределение количества ДТП по месяцам первого полугодия 2017 года в сравнении с первым полугодием 2016 года

Сравнительный анализ количества и тяжести последствий ДТП за первое полугодие 2016 и 2017 годов

Сравнительный анализ количества и тяжести последствий ДТП за первое полугодие 2016 и 2017 годов

 

2. Экологическая безопасность транспортной деятельности

Из анализа материалов контрольной (надзорной) деятельности по вопросу соблюдения экологических требований при эксплуатации транспорта следует отметить наиболее характерные нарушения:

отсутствие или несвоевременная организация повышения квалификации ответственных лиц по обращению с отходами;

необеспечение производственного экологического контроля в части составления актов и выдачи предписаний ответственным лицам по результатам контроля;

хранение отработанных нефтепродуктов на площадке без навеса, отсутствие противопожарного инвентаря на местах хранения;

неудовлетворительная организация мест хранения отходов 1 класса опасности, в частности, отработанных аккумуляторных батарей с неслитым электролитом.

3. Железнодорожный транспорт

8 апреля 2017 года на перегоне Фили – Кунцево-1 Московской железной дороги произошло столкновение пригородного электропоезда с поездом № 3 Москва – Брест формирования Белорусской железной дороги. В результате около 20 пассажиров получили телесные повреждения различной степени тяжести.

Количество ДТП на железнодорожных переездах в первом полугодии 2017 года в сравнении с аналогичным периодом 2016-го осталось неизменным. Тяжесть последствий ДТП также осталась на прежнем уровне.

Анализ материалов ДТП, произошедших на железнодорожных переездах в первом полугодии 2016 и 2017 годов, показывает, что по-прежнему основной причиной их совершения является недисциплинированность водителей транспортных средств и, как следствие, нарушение ими правил проезда железнодорожных переездов.

4. Гражданская авиация

Сравнительный анализ количества авиационных событий в первом полугодии 2016 и 2017 годов

Сравнительный анализ количества авиационных событий в первом полугодии 2016 и 2017 годов

4.1. Безопасность полетов

В первом полугодии 2017 года произошло 8 авиационных событий. Все они относятся к категории авиационных инцидентов.

В аналогичном периоде 2016-го было 7 авиационных событий. Все также являлись авиационными инцидентами.

Анализ авиационных событий в авиационных организациях, входящих в систему Минтранса, показывает, что в сравнении с аналогичным периодом 2016 года в этом незначительно увеличилось количество авиа-
ционных инцидентов. Серьезные авиационные инциденты и авиационные происшествия в первом полугодии 2016 и 2017 годов отсутствуют.

4.2. Авиационная безопасность

В первом полугодии 2016 и 2017 годов актов незаконного вмешательства в деятельность авиационных организаций не зафиксировано.

5. Внутренний водный транспорт

13 апреля 2017 года зафиксирован транспортный аварийный случай на внутреннем водном транспорте, в результате которого произошла посадка на подводную конструкцию на реке Сож в районе строящегося моста в Славгороде несамоходного судна, принадлежащего филиалу «Речной порт Бобруйск» РТУП «Белорусское речное пароходство».

6. Предложения по проведению профилактической работы

Исходя из анализа материалов расследования транспортных происшествий, контрольной (надзорной) деятельности предлагается провести следующие профилактические мероприятия по обеспечению безопасности транспортной деятельности:

6.1. В области автомобильного транспорта

Руководителям организаций, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров и грузов:

обеспечить наличие в штате инженера по безопасности движения или соответствующего специалиста, на которого возложены эти функции, и имеющего соответствующее образование и (или) прошедшего специальную подготовку и получившего свидетельство, подтверждающее их профессиональную компетентность в области обеспечения безопасности движения при выполнении автомобильных перевозок;

приказом по организации утвердить порядок проведения инструктажей по безопасности дорожного движения (вводный, предрейсовый, сезонный и специальный), а также список лиц, которые должны их проводить, организовать оформление журналов отдельно по каждому виду инструктажей;

проанализировать организацию режима труда и отдыха водителей и обеспечить ее в соответствии с действующим законодательством;

при организации и проведении ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителей особое внимание обращать на обеспечение безопасности движения в сложных погодных условиях, на правильность перестроения по полосам дорожного движения и очередность проезда перекрестков;

организовать учет по срокам действия водительских удостоверений и медицинских документов водителей в соответствии с открытыми категориями;

проанализировать организацию и качество работы по медосвидетельствованию водителей на допуск к работе, проведению стажировок водителей и допусков их к самостоятельной работе.

6.2. В сфере экологической безопасности

Руководителям организаций, эксплуатирующих транспортные средства:

организовать и контролировать своевременную подготовку и повышение квалификации должностных лиц, ответственных за охрану окружающей среды;

обеспечить постоянный и действенный производственный экологический контроль;

исключить выпуск на линию транспортных средств с выбросами, превышающими установленные нормы;

организовать постоянный контроль оборудования твердым покрытием и ограждением мест временного хранения изношенных шин и металлолома;

обеспечить соответствие мест хранения отработанных аккумуляторов требованиям нормативных документов;

организовать и обеспечить оборудование мест хранения отработанных нефтепродуктов в соответствии с требованиями законодательства в области экологии.

6.3. В области гражданской авиации

Руководителям авиационных организаций:

привести в соответствие с требованиями нормативных актов перечень документов, которые должны находиться на борту воздушного судна при выполнении полетов;

обеспечить своевременность и качество проведения контроля годности временных аэродромов и посадочных площадок в период выполнения полетов;

обеспечить наличие и соответствие нормативным документам технологии досмотра пассажиров, членов экипажей воздушного судна, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов;

обеспечить регулярность проведения проверок состояния работы по обеспечению авиационной безопасности в соответствии с собственными планами;

обеспечить соответствие планирующей, учетной, технической и технологической документации требованиям нормативных правовых актов;

организовывать своевременную подготовку и переподготовку должностных лиц, ответственных за безопасность полетов и авиационную безопасность;

привести в соответствие с требованиями нормативных документов дневную маркировку элементов аэродромов;

обеспечить соответствие требованиям нормативных актов программ предотвращения несанкционированного выезда автотранспортных средств в контролируемую зону аэродромов и предупреждения повреждения воздушных судов;

взять под личный контроль работу по организации подготовки и переподготовки летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала;

организовывать своевременный анализ и изучение с авиационным персоналом обстоятельств и причин авиационных событий с воздушными судами, эксплуатируемыми в Республике Беларусь.

Сергей ШЕРЕР, заместитель начальника управления контроля авиационной безопасности, безопасности полетов и безопасности транспортной деятельности Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь