Коллапс на стометровке

Стометровка – это улица Чапаева в Минске, которая вроде бы находится в центре, но ищут ее с трудом и долго. А все потому, что длина этой улицы – от силы сто метров и «зажата» она между двумя более узнаваемыми: Платонова и Захарова. Но не в этом суть. А в том, что многие годы на этом небольшом транспортном отрезочке творится настоящий автомобильный коллапс. Вернее, стояночный. И наша редакция, офис которой находится на Чапаева, 5, все эти годы за ним наблюдает…

Наблюдали мы и сцену, запечатленную нашим фотокорреспондентом в среду, 21 ноября. Честно говоря, она порадовала. Нет, мы не злыдни какие-нибудь, и почти у каждого из нас есть автомобиль. И вроде в ситуацию водителя хотелось бы вникнуть, и даже посочувствовать ему. Но не получается. Может, потому, что, работая долгие годы в издании, пропагандирующем безопасное для себя и окружающих дорожное движение, мы просто не можем пожалеть человека, который намеренно, будучи в полном здравии и ясном уме, нарушил Правила дорожного движения. Отчасти и потому, что наглость на дороге – это та черта, которая лично у меня вызывает глубокое возмущение. Нарушение, беспардонность и беспочвенная надежда на авось водителей, которые уважают только себя, как раз и стали причиной их заслуженного наказания.

Однако по порядку. На небольшом столичном отрезке, помимо нескольких офисных зданий, имеется еще и довольно крупный автобусный парк, а еще трамвайная линия, по которой курсирует «семерка», следующая из Серебрянки на вокзал и обратно. Этим летом пути ремонтировались, и автомобили вполне себе вольготно располагались на стихийно организованной стоянке аккурат на этих путях. Но «лавочка» прикрылась в ноябре, когда трамваи возобновили движение. Нарушать водители уже не могли, но очень хотелось. Потому парковали свои машины на проезжей части, да так «умело», что трамвай на повороте попросту не мог выполнить маневр, не зацепив при этом автомобиль. Водителям общественного транспорта приходилось ждать не минуту, и не две, а десять и более, пока хозяин-нарушитель объявится. Либо когда проблему решит эвакуатор. Наблюдали мы и то, как водители ставили свои машины прямо на трамвайные пути. Хотя знак «Движение запрещено» был выставлен за сутки до начала движения трамваев. Сейчас ситуация вроде выровнялась. Подозреваю, произошло это не потому, что водители стали сознательными, а потому, что боятся.

Еще один невинно страдающий – автобусный парк № 4 ГП «Минсктранс». В узком дорожном коридорчике, который ведет из автопарка в город, трудно разминуться двум автобусам, даже при условии, что этот коридорчик не заставлен автомобилями. А его упорно заставляют. Хотя со стороны проезжей части ярко и отчетливо виден запрещающий стоянку знак. И вот представьте картину: один автобус возвращается в парк, другому необходимо выезжать на линию. Ситуация практически неразрулима, а если и разрулима, то опять же на трамвайных путях и в ущерб графику движения электротранспорта, поскольку для любого маневра, тем более с участием габаритного транспорта, нужно время. А его нет, потому что – график. Потому что сейчас на каждой остановке есть расписание, которое водители общественного транспорта должны четко выполнять. Потому что есть пассажиры, которые привыкли к тому, что сегодня это расписание выполняется… если на пути не встает автоэгоист, которому на все и на всех наплевать. А бороться с такими можно (так жизнь показала) только с позиции силы, в данном случае – с помощью эвакуатора.

Читатель, конечно, может возразить – почему такое однобокое суждение, вернее, осуждение? Почему ни слова о том, насколько автовладельцу нынче тяжко в рамках большого города, что не хватает парковочных мест и т. д. На это возражение я возражу, во-первых, тем, что правила нужно соблюдать. Во-вторых, парадокс: при засилии стоящих на проезжей части, во дворах домов, на площадках возле рынков и торговых центров автомобилей полупустыми остаются многоярусные и платные парковки. Почему? Ключевое слово «платная». А так… Приедет гаишник или нет – это еще вопрос. Еще больший вопрос – с эвакуатором. Поэтому лучше нарушить, зато бесплатно!

Конечно, парковочные места в Минске – это проблема. И ее нужно решать. Как в рамках бойких центральных районов столицы, густонаселенных «спальников», так и в таких закутках, как наш. Но все мы люди здравомыслящие и понимаем, что это вопрос не только больших временных, но и столь же больших финансовых затрат. Понимаем. Но не принимаем. Потому что своя рубашка – она своя сегодня и сейчас, а чужие, но уж если быть справедливыми, то наши, общие проблемы, пусть решает дядя. А пока не решит – буду делать, как удобно мне. Суждение спорное, но вполне себе реальное. Однако с таким реализмом мы скоро докатимся до того, что назло дяде, который не захочет очень быстро построить парковку, будем оставлять автомобили посеред проезжей части: а пусть знают!..

И последнее. Наш менталитет все-таки особенный. Уже давно за границей автомобиль перестал быть роскошью, став той тягловой силой, которую в большинстве случаев используют только для работы. Или в случае крайней необходимости. Постепенно автомобиль там переходит в разряд эдакой личной вещи или предмета обихода, с которой хорошо, но без которой можно обойтись – так дешевле, экологичнее и безопасней. Да и с парковкой тоже проблем нет. На Западе, к которому некоторые наши сограждане так стремятся, на велосипеды и общественный транспорт пересели не только белые воротнички, но и чиновники высшего ранга. У нас автомобиль по-прежнему остается доказательством некоего статуса: есть машина – ты в порядке. И жизнь твоя в порядке. Потому в школу детей за 20 метров от дома – на машине, в магазин за углом – на авто, на работу – на своих четырех. И не беда, что часть времени, которые ты мог провести дома за чашкой кофе, проводишь в пробках. Не беда, что зимой, откопав автомобиль из сугроба и отковыряв наледь, ты еще минут 10 его прогреваешь, опаздываешь занять место на парковке и ставишь своего четырехколесного друга где попало… И мало кто просчитывает, что на метро или автобусе гораздо быстрее. Экологичнее и безопаснее. Но не так статусно.

Как-то на улице я случайно подслушала разговор двух совсем еще молодых людей: «Я? На метро? Ты с ума сошел. Да никогда в жизни! В автобус, с этой толпой? Я умру лучше…»

Времена, конечно, меняются. Меняется мышление людей, меняются ценности. Но я уверена, что таких, как эти двое, которые своих соотечественников называют «толпой», меньшинство. Потому что рядом есть пример – айтишная компания, расположившаяся в том же здании, что и мы, и где работает несколько сотен молодых людей. Конечно же, самых разных, но в большинстве своем – замечательных. Я уверена: таких в нашей Беларуси – большинство. И именно они способны вернуть на место поставленное в лихие 1990-е с ног на голову определение статусности, сделав в нем главное – уважение. К окружающим и окружающему, к тому, кто на дороге и вне ее. К жизни. А значит, и к самому себе.

Елена ВИНОГРАДОВА

Добавить комментарий