Когда одни не хотят, а другие не могут

Когда сотрудники Госавтоинспекции останавливают автомобиль не за какое-то конкретное нарушение Правил дорожного движения, допущенное водителем, а для проверки документов, то непременно просят предъявить сертификат о прохождении гостехосмотра.

В последнее время можно штрафовать чуть ли не каждого второго. Достаточно высокая стоимость госпошлины, которую необходимо уплатить до заезда на диагностическую станцию, отвадила автовладельцев проходить процедуру гостехосмотра. И если одни водители «сэкономленные» таким образом деньги действительно вкладывают в ремонт автомобиля, то другие – годами катаются на неисправной технике. Третья категория автовладельцев предпочитает ради получения наклейки на лобовое стекло заплатить нужным людям и ездить дальше, невзирая на технические огрехи.

Стабильно

О коррупции в основном и шла речь на совещании УП «Белтехосмотр», на котором были подведены итоги работы системы государственного технического осмотра транспортных средств в Витебской области за 9 месяцев года, а также намечены планы на четвертый квартал.

В актовом зале филиала «Автобусный парк № 1 г. Витебска» ОАО «Витебскоблавтотранс» собрались начальники диагностических станций Витебщины и инженеры по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении. Перед ними выступили заместитель директора УП «Белтехосмотр» Михаил Свистун, начальник отдела ОГТО Витебской области Вильгельм Кишковский, представители ГАИ, Транспортной инспекции, УБЭП УВД Витебского облисполкома. Состоялся серьезный разговор, в ходе которого поднимались злободневные проблемы.

Как пояснил старший оперуполномоченный УБЭП УВД Витебского облисполкома Евгений Езепкин, всех работников системы гостехосмотра можно отнести к группе риска. Если, с одной стороны, есть люди, которые выдают разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, а с другой – те, кто желает получить этот допуск, невзирая на то, что без серьезных вложений в ремонт автомобиля это сделать невозможно, то неминуемо происходит поиск «компромиссных решений».

– В Витебской области ситуация стабильная – как минимум одно преступление в год, – заявил он.

Этот единственный прискорбный факт имел место 6 сентября на диагностической станции № 16 частного сервисного предприятия «Солинг Контроль» в Орше. Сотрудниками ОБЭП Оршанского РОВД по подозрению в получении незаконного вознаграждения в размере 30 рублей был задержан исполняющий обязанности начальника диагностической станции. Предполагается, что деньги он взял за благополучное решение вопроса о прохождении государственного технического осмотра заведомо неисправного автомобиля.

Настойчивый товарищ

Как стало известно, владелец «Рено-Лагуна» хотел пройти гостехосмотр на этой диагностической станции еще утром того дня, но ему было устно указано на внешне видимое несоответствие – заклеенные пленкой отверстия для противотуманных фар…

Позднее, в 12 часов, он представил автомобиль с устраненными внешними недостатками и стал проходить гостехосмотр. Проверку произвел инженер-диагност, который обо всех выявленных нарушениях и сообщил и. о. начальника диагностической станции. Однако тот, несмотря на неисправности, распорядился оформить диагностическую карту с заключением: «Соответствует с замечаниями».

Уже после при контрольном осмотре этого автомобиля на диагностической станции № 52 филиала «АП № 3 г. Орши» ОАО «Витебскоблавтотранс» были выявлены многочисленные несоответствия. Удельная тормозная сила стояночной тормозной системы была меньше установленной, имели место не предусмотренные конструкцией автомобиля перемещения деталей и узлов рулевого привода, не работало устройство обдува и обогрева ветрового стекла, в выхлопных газах имелось превышение допустимого содержания вредных веществ, знак аварийной остановки был поврежден так, что в случае необходимости его невозможно было бы установить, в медицинской аптечке находились препараты с истекшими сроками годности.

Учитывая, что допущенные на диагностической станции нарушения прямо влияют на безопасность дорожного движения, филиал УП «Белтехосмотр» в Витебской области направил ходатайство о вынесении на комиссию по выдаче разрешений на проведение государственного технического осмотра транспортных средств Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь решения о приостановке действия разрешения на проведение гостехосмотра транспортных средств частным сервисным унитарным предприятием «Солинг Контроль».

– Прежде всего вы должны помнить, что каждое коррупционное преступление кардинально меняет вашу жизнь и оставляет глубокий след в жизни близких вам людей. Вспомните своих коллег, которые ранее рядом с вами сидели на таких совещаниях, а ныне отбывают наказание в колониях строгого режима, а их имущество – добротные автомобили и дачи – конфисковано. Поинтересуйтесь, если есть желание, как переживают эту трагедию их жены и дети. Это сломанные судьбы. Вам это надо? Думаю, нет… Ваша обязанность – не нарушать закон, и тогда все будет хорошо, – говорил прописные истины Евгений Езепкин.

Коррупционное преступление – это опасное должностное преступление, которое наносит ущерб авторитету государственных органов и общественным интересам, дискредитирует должностных лиц, нарушает интересы граждан, наносит материальный ущерб государству, сопутствует другим преступлениям. При этом взятка – не всегда деньги. Это могут быть определенные услуги или товары.

Евгений Езепкин привел многочисленные факты, выявленные в Беларуси, когда заслуженные в прошлом люди, позарившись на «гонорар» в 20–40 рублей, лишились всего. Правда, некоторые по 20 рублей взяли у нескольких десятков человек. И это только те случаи, когда получение взятки удавалось зафиксировать документально.

– Как показывает опыт, в большинстве случаев в системе гостехосмотра злоупотребляют инженеры-диагносты, которые должны находиться под контролем сотрудников системы гостехосмотра, – рассуждал Евгений Езепкин. – Нам потом говорят, что сотрудник системы гостехосмотра за всем уследить не может, но согласно своим должностным обязанностям он должен осуществлять контроль. Может, имеет смысл поощрять принципиальных инженеров по допуску к участию в дорожном движении?

Не все так плохо

Надо отдать должное, один факт коррупционных проявлений за год на диагностических станциях Витебщины – результат огромной работы, проделанной руководством филиала ОГТО в Витебской области и лично его руководителем Вильгельмом Кишковским.

В соответствии с планом мероприятий по противодействию коррупции в УП «Белтехосмотр» проведено закрепление всех диагностических станций области за специалистами отдела ОГТО УП «Белтехосмотр» в Витебской области; обеспечено своевременное ознакомление сотрудников с письменными обязательствами по соблюдению ограничений, устанавливаемых статьями 17–20 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»; на рабочих местах инженеров по допуску ТС к участию в дорожном движении на всех диагностических станциях размещена информация с цитатами из законодательства о борьбе с коррупцией, УК РБ, телефонами правоохранительных органов для сообщения о нарушении антикоррупционного законодательства при проведении гостехосмотра.

В других областях, как рассказал Михаил Свистун, дела обстоят хуже. В Министерстве транспорта и коммуникаций такие факты считают недопустимыми. Только полностью очистив систему гостехосмотра от коррупционной ржавчины, можно говорить о ней как о действительно работающем механизме.

Михаил Свистун в первую очередь попросил присутствующих уважительно относиться к каждому клиенту. Отдельное внимание он уделил культуре работников диагностических станций. Хамское поведение, придирки к мелочам заставляют клиента думать, что из него вымогают деньги. По мнению Михаила Сергеевича, сотрудники ДС обязаны вежливо и доходчиво объяснять причины несоответствия ТС установленным требованиям и даже предлагать способы устранения неисправностей. И подальше держаться от людей, которые предлагают рассчитаться.

Пошлина преткновения

Из статистики за последние годы четко видно, что привязка уплаты госпошлины к срокам проведения гостехосмотра не лучшим образом отразилась на всей системе. Есть категория автовладельцев, которые принципиально игнорируют процедуру гостехосмотра. И, к сожалению, большая часть таких несознательных граждан проживает в столице. Причем не проходят гостехосмотр владельцы престижных автомобилей последних годов выпуска. Им, видите ли, денег не хватает. Зато в сельских районах на техосмотр приезжают машины девяностых годов выпуска. В некоторой степени это несправедливо. Сельчане без хороших дорог на старых автомобилях финансируют дорожную отрасль, а минчане на престижных и дорогих машинах предпочитают пользоваться ровным асфальтом, ничего не вкладывая в общую казну.

Естественно, обеспечить прохождение процедуры гостехосмотра всеми собственниками транспортных средств без помощи Госавтоинспекции тяжело. И в Витебской области налажены тесные взаимоотношения между представителями ГАИ и отдела ОГТО.

Как подчеркнул старший госавтоинспектор группы технического надзора ГАИ УВД Витебского облисполкома Антон Валюшкевич, количество водителей, управляющих транспортными средствами без прохождения гостехосмотра, растет. На 23 процента увеличилось число тех, кто попался на этом нарушении впервые, и на 27 процентов возросло количество «повторников». В ГАИ вопросу прохождения гостехосмотра уделяют серьезное внимание. В случае дорожно-транспортного происшествия сразу выясняется, проходил ли автомобиль гостехосмотр. О каждой аварии, произошедшей по причине технической неисправности, докладывается министру. Правда, в этом году в Витебской области таких ДТП не зафиксировано.

Сверяя базы данных

В ходе своего выступления начальник отдела контрольной деятельности филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой сразу отметил, что законодательством очерчен ряд вопросов, где интересы Транспортной инспекции пересекаются с интересами УП «Белтехосмотр».

– Основная наша задача – безопасность при перевозке грузов и пассажиров, – сразу подчеркнул Константин Владимирович. – Нас в основном интересует коммерческий транспорт. И у нас давно налажено тесное взаимодействие, многое решается в рабочем порядке, часто по телефону. В этом году сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Витебской области установлено 650 фактов эксплуатации транспортных средств без прохождения гостехосмотра. Справедливости ради стоит отметить: это не только перевозчики нашего региона. Часть автомобилей, которые эксплуатировались без прохождения гостехосмотра, зарегистрированы в других областях. Большинство нарушителей – перевозчики грузов в республиканском сообщении. Интересно и то, что 165 фактов выявлены нами непосредственно на автомобильных дорогах. А более 500 случаев были установлены путем изучения баз данных. Это сообщения из пунктов пропуска пересечения границы, данные по оплате проезда по платным дорогам, фотофиксация скоростного режима. Сопоставляя базы данных, мы документально устанавливаем по 30–50 поездок одного автомобиля без прохождения гостехосмотра. И за каждый случай – штраф.

Кстати, сотрудники Транспортной инспекции в ходе рейдовых мероприятий проверяют работу световых приборов, состояние шин, выявляют другие неисправности, с которыми запрещено участие транспортных средств в дорожном движении. И можно констатировать, что наметился рост таких нарушений. Все ссылаются на отсутствие денег. Мы понимаем, что поменять лобовое стекло, в которое попал камень, на большой машине – накладно. Но закон есть закон. Что касается ежедневной эксплуатации, то водитель обязан следить за транспортным средством. Протектор шины стерся – надо заменить. Тормоза мгновенно тоже редко отказывают – можно почувствовать и принять меры. При проверке маршруток часто обнаруживается закрытый наглухо запасной выход, автобусы иногда выезжают на линию с неработающими люками, что тоже запрещено, в службах такси используют автомобили с несертифицированными газобаллонными установками.

В рабочем режиме

К счастью, единичные негативные факты пока глобально не сказываются на системе работы УП «Белтехосмотр». И диагностические станции работают, и законопослушных граждан у нас больше, чем любителей халявы.

Как отметил в своем выступлении начальник филиала ОГТО в Витебской области Вильгельм Кишковский, в Витебской области за 9 месяцев этого года на диагностических станциях выдано 116 357 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Это на 7519 (-6%) меньше, чем за такой же период 2017-го. Тогда было выдано 123 876 разрешений. Кроме того, за отчетный период нынешнего года также было перенесено 9937 отметок о прохождении гостехосмотра. Такая возможность появилась у автовладельцев только с 1 января.

В Витебской области разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств имеют 35 диагностических станций, из которых 32 – стационарные, 3 – мобильные. На данных станциях размещается 38 диагностических линий. 28 станций являются универсальными, и семь (ДС № 16,102,130,133,180, 231) имеют ограничения по обслуживаемым категориям транспортных средств. Стационарные диагностические станции обслуживают 16 из 21 района области и город Витебск, что охватывает свыше 90% зарегистрированного в области транспорта. Мобильные ДС обеспечивают потребность автовладельцев в услуге по проведению государственного технического осмотра в остальных районах.

Даже медицинские справки подделывают

При проведении документального контроля за отчетный период 3745 раз было отказано в выдаче разрешений на допуск к участию в дорожном движении, в 2017 году – 3831. Среди основных причин – несоответствие VIN-кода транспортного средства (80 случаев), а также записей в регистрационных документах, просроченные сроки действия документов, несоответствия требованиям ТНПА и при оплате госпошлины. Также в результате работы по выдаче разрешений инженерами филиала выявлено 11 поддельных медицинских справок, по которым автовладельцы пытались получить разрешения на допуск к участию в дорожном движении.

Вильгельм Кишковский посоветовал каждому сотруднику планомерно и постоянно совершенствовать свои знания. По его мнению, водитель должен быть уверен, что его транспортное средство осматривает действительно грамотный специалист, который разбирается в технических вопросах. Получение сертификата должно быть своеобразной гарантией качественного автомобиля.

Для справки. В Витебской области по данным на 1 января 2018 года зарегистрировано 482 505 единиц транспортных средств. Прирост за 2017 год составил 2957 единиц.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий