Когда город еще спит…

29 июня исполнилось 36 лет со дня пуска Минского метрополитена. За эти годы белорусское метро перевезло почти 7,8 миллиона пассажиров, что сопоставимо с населением всей планеты. Сегодня метро – главная транспортная артерия столицы. Оно является наиболее комфортабельным, надежным, экологически чистым и самым быстрым видом городского пассажирского транспорта.

Объем перевозки пассажиров метрополитеном за 2019-й составил почти 294 миллиона человек. По сравнению с предыдущим годом пассажиропоток увеличился на 10 миллионов 362 тысячи, что на 3,7 процента больше, чем в 2018-м. Среднесуточная перевозка пассажиров превысила 800 тысяч человек. Причем за минувшие пять лет (с 2015 по 2019 год) замечена положительная динамика роста пассажиропотока.

За прошлый год удельный вес метрополитена в городских перевозках коммунальным пассажирским транспортом превысил 38 процентов и является наибольшим среди прочих видов городского транспорта.

В состав государственного предприятия «Минский метрополитен» входит 30 структурных подразделений: 9 служб, два электродепо, 12 отделов, аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов, ситуационный центр, лаборатория метрологии, четыре сектора, два общежития. Списочная численность работников на 1 июня составляла 4766 человек. Среднемесячная заработная плата за 2019 год по сравнению с 2018-м увеличилась на 11,4 процента.

Минский метрополитен насчитывает 29 станций с 51 вестибюлем, в том числе 9 станций с 31 эскалатором и 12 – с путевым развитием. Эксплуатационная длина пути составляет более 37 километров в двухпутном исчислении. Всего же длина путей в однопутном исчислении с тупиками и путевым развитием депо – почти 106 километров.

Станции метро начинают свою работу в 5.30, завершают за полночь – в 0.40. При этом в ночное «окно» производственная жизнь подземки даже более насыщенная, чем днем. Это своеобразный город, который никогда не спит. Люди здесь работают 24 часа в сутки.

После снятия напряжения с контактного рельса на различные виды работ выходит больше метрополитеновцев, чем днем. Основная нагрузка ложится на специалистов служб: пути и тоннельных сооружений, электроснабжения, сигнализации и связи, электромеханической, движения и некоторых других.

По утверждению независимых экспертов, Минск стал третьим городом в мире (после Лондона и Ванкувера), где в метрополитене одновременно появилась возможность на всех станциях оплатить проезд бесконтактной банковской картой или другим считывающим устройством, поддерживающим банковские платежные системы. В таком формате это оборудование начало работать с 12 июня 2018 года.

В прошлом году снизилось количество оплат поездок в подземке жетонами: если в 2018-м ими пользовались около 35 процентов пассажиров, то в 2019-м – уже 30. При этом значительно выросла популярность оплаты проезда бесконтактными банковскими картами и мобильными устройствами, поддерживающими банковские платежные системы. В минувшем году бесконтактным способом оплаты пассажиры воспользовались более 19,6 миллиона раз, что составило свыше 6 процентов от всех способов оплаты проезда в метро.

В прошлом году, к началу II Европейских игр, была произведена модернизация сетей сотовой связи с организацией доступа в интернет на станциях и перегонах линий метрополитена. На многих станциях сегодня можно воспользоваться бесплатным Wi-Fi. Работу в данном направлении проводит парт­нер метрополитена – провайдер доступа во Всемирную паутину.

В 2019-м приобретены 6 четырехвагонных составов производства ЗАО «Штадлер Минск» для эксплуатации на новой, Зеленолужской линии. В первом полугодии этого года осуществлялись поставки четырех новых пятивагонных составов вместо электропоездов с истекшим нормативным сроком службы.

За последнее время в метрополитене проделана большая работа по модернизации и совершенствованию производственных процессов, созданию более комфортных условий для пассажиров, повышению уровня их безопасности. Минский метрополитен одним из первых в СНГ освоил капитальный ремонт поездов, который производят на базе электродепо «Могилевское».

В метро созданы условия для проезда людей с ограниченными возможностями. Все станции участков продления первой и второй линий оборудованы лифтами. На ряде станций используется системная схема с лифтами в уровнях платформы и кассового зала и наклонными лестничными подъемниками с перехода в уровень наземной поверхности.

Завершена работа по оборудованию по­движного состава визуальной информационной системой (бегущая строка) и ряду других мероприятий. На станциях Автозаводской линии и частично Московской для инвалидов по зрению установлены речевые информаторы по ориентации в пространстве станционного комплекса. Для маломобильных пассажиров (инвалидов-колясочников) переоборудуются двери типа «Метро» для удобства проезда колясок. На платформах станций нанесены шуц-линии для слабовидящих – для предотвращения их падения на пути.

Важной задачей в 2020 году является ввод в постоянную эксплуатацию первого участка третьей линии. Он состоит из четырех станций: «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича», «Юбилейная площадь». На данном участке будет применено сложное технологическое оборудование, ранее не эксплуатировавшееся в метрополитене (система автоведения электропоездов, автоматические платформенные ограждения, микропроцессорные устройства электрической централизации и другое).

Создана эффективная система взаимодействия с высшими и средними учреждениями образования по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. За период с 2015 по 2020 год на предприятии было трудоустроено 485 молодых специалистов – выпускников учебных заведений, 1278 работников прошли переподготовку и повышение квалификации.

На базе УО «Минский городской профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта им. Е.П. Юшкевича» за период с 2016 по 2020 год было обучено и трудоустроено на предприятии 79 выпускников по специальности «Машинист электропоезда метрополитена, слесарь по ремонту подвижного состава». Кстати, в следующем учебном году здесь начнут готовить машинистов для подземки на базе среднего образования. Об этом недавно сообщил представителям СМИ директор учебного заведения Андрей Стригельский:

– Планируем набрать группу численностью 27 человек, в том числе 8 – на условиях целевой подготовки. Именно такой заказ поступил от Минского метрополитена. С открытием третьей линии и наращиванием подвижного состава возрастают и потребности в машинистах. Нескольких преподавателей специальных дисциплин мы отправили на стажировку в метрополитен. В перспективе для подготовки учащихся думаем привлекать машинистов-инструкторов, откроем специализированный кабинет, где для наглядности будут использоваться образцы узлов и деталей электрооборудования, схемы и плакаты.

Срок обучения учащихся предполагается полтора года. Первая учебно-производственная практика – через девять месяцев. Выпуск и распределение состоятся в феврале 2022-го. Ранее колледж готовил машинистов для метро на условиях переобучения: организовывал курсы для людей, имеющих профессионально-техническое либо среднее специальное образование и опыт работы на железной дороге.

В целях формирования патриотического сознания, поддержания морально-психологического состояния и трудовой дисциплины работников на предприятии проводится большое количество мероприятий культурно-досуговой и спортивной направленности. Основные из них – спортландии среди команд детей сотрудников подразделений («Веселые старты» и «Папа, мама, я – спортивная семья»), конкурсы профессионального мастерства («Машинисты наших линий» – среди машинистов электропоездов, «Мисс мастерство и очарование» – среди билетных кассиров, «Дирижер движения» – среди дежурных по станции). Систематически проводятся конкурсы среди работников массовых профессий на звание «Лучший по профессии в метрополитене», конкурсы КВН, смотры-конкурсы художественной самодеятельности и многие другие мероприятия.

В рамках круглогодичной спартакиады Минского метрополитена на предприятии проводятся соревнования по 17 видам спорта. Работники принимают участие в спартакиадах и туристических слетах среди предприятий, организаций и учреждений Минска, городских организаций профсоюзов. На этих состязаниях метрополитеновцы многократно завоевывали призовые места.

Для занятий спортом созданы все необходимые условия. Скажем, в электродепо «Могилевское» есть просторный спортзал, два тренажерных зала, бильярдная комната и открытая спортивная площадка. В электродепо «Московское» в распоряжении любителей физической культуры – тренажерный зал и бильярд. Спортивные комнаты действуют в общежитиях № 1 и 2. В них, инженерном корпусе, двух электродепо, здании ремонтно-монтажной службы имеются столы для настольного тенниса.

На предприятии активно работают первичные организации профсоюза и общественных объединений: «Белая Русь», «БРСМ», «Белорусский союз женщин», «ДОСААФ». С 2017 года Минский метрополитен является членом ОСВОД как юридическое лицо.

Во время проведения информационных мероприятий изучается общественное мнение работников. Сотрудники подземки высказываются за сильную, суверенную и безопасную Беларусь, справедливое решение социально-экономических вопросов в нашей стране.

Предприятие имеет свои эмблему, флаг, знамя и песню. Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 года № 335 были утверждены образцы новой форменной одежды и знаков различия работников.

Минский метрополитен активно работает в составе Международной ассоциации «Метро». В 1984 году он стал девятым по счету метрополитеном, введенным в СССР. Сейчас по объемам перевозок белорусская подземка занимает четвертое место среди 16 метрополитенов бывшего СССР и имеет высокие технико-эксплуатационные показатели.

Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что государственное предприятие «Минский метрополитен» работает стабильно, качественно и динамично развивается.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена

Добавить комментарий