Протяженность всех маршрутов, по которым ОАО «Автобусный парк г. Гродно» выполняет перевозку пассажиров, составляет 7390 км. И каждый метр этого пути – под неослабевающим вниманием 420 водителей автобусного парка. Отдел безопасности движения и технического контроля делает все возможное, чтобы контроль над дорожной ситуацией осуществлялся постоянно и тем самым обеспечивалась безаварийная работа.
Как подбираются кадры, что способствует повышению их профессионального мастерства и как водители влияют на организацию дорожного движения в Гродно, рассказал начальник отдела безопасности движения и технического контроля ОАО «Автобусный парк г. Гродно» Андрей Живушко.
– Каждый ли имеющий водительское удостоверение может работать в автобусном парке?
– Наше предприятие осуществляет перевозки на 57 городских, 52 пригородных, 17 междугородных, 4 международных маршрутах. По ним осуществляют движение 280 автобусов различной вместимости. У нас работают опытные водители, из них 90 – второго класса и 197 – первого. Отдел безопасности движения и технического контроля осуществляет подбор кадров водителей в зависимости от их стажа и квалификации. Все водители, которые устраиваются на работу, приходят к нам. Мы беседуем с ними, чтобы понять, подходят ли они к специфике профессии, потому что перевозка пассажиров – очень серьезное и предельно ответственное дело. В первую очередь это должны быть опытные водители, со стажем работы. Чтобы работать на междугородных маршрутах, надо не менее 2 лет трудиться водителем автобуса, а на международных – не менее 3 лет.
– Какие «подводные камни» могут ждать желающих работать в сфере пассажирских перевозок?
– Каждый водитель при трудоустройстве обязан предоставить справку из УВД Гродненского облисполкома. В ней указываются все нарушения, в том числе безбилетный проезд в общественном транспорте. Бывает, человек приходит, а у него абсолютно чистая справка, хоть и стаж управления механическими транспортными средствами не маленький. Если такая справка на трех листах, а принесшему ее при этом только 23 года, то у нас он работать не может. В последнее время дефицита кадров нет, даже имеется очередь, и это в основном квалифицированные водители.
Все новички проходят вводный инструктаж по безопасности дорожного движения и обязательно – проверку знаний по Правилам дорожного движения в электронном виде. Если она проходит успешно, то в соответствии с Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденной Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, назначается стажировка. В зависимости от стажа управления механическими транспортными средствами – определенное количество часов. Стажер проходит ее с водителем-наставником, профессионалом своего дела, который способен объяснить нюансы работы водителя автобуса, в том числе и с пассажирами. Если теоретическая и практическая части стажировки прошли успешно, стажер приходит на специальную комиссию по проверке профессиональной пригодности. Там делается заключение о допуске к самостоятельной работе, за водителем закрепляется автобус, и он начинает работать самостоятельно.
– Как часто проводятся занятия, анализируются ли ошибки вождения?
– В первом квартале проводятся занятия по 10-часовой программе повышения профессионального мастерства. Они идут по колоннам: сначала загородная, потом городская. После завершения каждый водитель проходит проверку знаний по Правилам дорожного движения. Такие занятия очень важны: что-то мы расскажем, что-то он сам вспомнит, посмотрит в ПДД, и это останется в памяти.
Многие водители приходят в отдел безопасности движения и интересуются, как проезжать тот или иной перекресток, ведь в Гродно несколько кольцевых развязок и везде разная организация дорожного движения. Берем распечатки в ГАИ, раз в квартал собираем всех водителей и анализируем, какие произошли нарушения ПДД, что послужило их причиной. Периодически на собрания приглашаются сотрудники ГАИ УВД Гродненского облисполкома. Такие встречи для наших водителей и полезны, и интересны. Вопросы, которые они задают сотруднику ГАИ, и предложения по организации дорожного движения мы обобщаем и передаем в Госавтоинспекцию в письменном виде.
– Принимаются ли предложения водителей?
– Не все. Вот из последних изменений: возле городской клинической больницы № 4 с правой полосы было движение только направо, а по просьбе водителей сделали прямо и направо. Теперь автобус может с одного остановочного пункта до следующего двигаться, не меняя полосы движения. В урочище Пышки возле ГУРСП «Гроднозеленстрой» водители просили установить дорожные знаки 3.27 «Остановка запрещена», поскольку в выходные, когда многие горожане отправляются в лесной массив для отдыха, разворот для автобусов затруднялся тем, что разворотная площадка была заставлена легковыми автомобилями. Запрещающие знаки установили, и водители приходят и благодарят.
– О каких проблемах сообщают водители–международники?
– На таких маршрутах работают очень опытные водители. Они ездят в Варшаву, Лодзь, Белосток. У них, как правило, вопросов нет, а если и появляются, то решаются в рабочем порядке. Предложения к ГАИ идут от водителей городских маршрутов, ведь они по многу раз в день проезжают через тот или иной перекресток и видят все недостатки в организации дорожного движения.
– Какими были основные ошибки водителей в дорожно-транспортных происшествиях за 2014–2015 годы?
– Самая распространенная – несоблюдение безопасного бокового интервала и дистанции. Бывает много спорных ситуаций, и очень тяжело при отсутствии видеорегистратора что-то доказать, поэтому автобусный парк планово их устанавливает. Некоторые водители даже переустанавливают данные устройства с личных автомобилей на автобус за свои деньги, ведь видеорегистратор – хорошая возможность доказать правильность собственных действий. Кто-то оборудует видеорегистраторами и салон автобуса, чтобы было слышно и видно пассажиров. Бывало, что благодаря наличию прибора отсеивались жалобы, разрешались конфликтные ситуации с пассажирами.
Многие знают, что перестроение перед маршрутным транспортным средством может привести к падению пассажира в результате торможения автобуса. И все равно это происходит. А падение – это ДТП. Все водители проинструктированы и знают порядок действий в таком случае. Через информаторы в автобусах постоянно напоминаем пассажирам: «Держитесь за поручни». Кстати, за прошлый год в ОАО «Автобусный парк г. Гродно» не было допущено ни одного случая травмирования пассажиров по вине водителей автобусов.
Выезд с остановочного пункта тоже проблема. Многие водители не уступают дорогу маршрутным транспортным средствам, хотя согласно пункту 125 Правил дорожного движения должны.
– Как ведете работу с водителями автобусов, допустившими какие-либо нарушения?
– Мы регулярно выезжаем на линии. Проверяем, как водитель подъезжает к площадке высадки–посадки пассажиров, разговаривает ли по мобильному телефону и многое другое. В нашем парке действует комиссия по безопасности дорожного движения, которая принимает решения по всем нарушениям ПДД водителями. К каждому подходим индивидуально. Бывают нарушения Правил дорожного движения, но стараемся снижать их количество. С такими водителями работаем больше, проверяем знания ПДД на компьютере, разбираем аналогичные случаи. Есть у нас информационные стенды, где оперативно размещается информация о допущенных водителями нарушениях. Это делается для профилактики – чтобы другие водители видели, анализировали и не допускали подобных ошибок.
– Чему сейчас уделяете повышенное внимание?
– Перевозке детей. У нас на территории парка есть своя диагностическая станция, и это очень помогает. Каждый автобус досконально проверяется перед запланированной перевозкой детей. После чего с водителями проводят инструктаж сотрудники МО ГАИ УВД Гродненского облисполкома. И только после этого водитель допускается к перевозке детей. В 2015 году много раз перевозили ребят из школ и гимназий, осуществляли перевозки как по Республике Беларусь, так и за границу.
– Что способствует повышению профессионального мастерства водителей?
– У нас имеется квалификационная комиссия, и дважды в год мы присваиваем классность. Свою роль играют конкурсы профмастерства, которые проводим в сентябре. В 2015 году прошел конкурс профессионального мастерства на четырех моделях автобусов: МАЗ-206, «Радзіміч», МАЗ-103, МАЗ-152 с проверкой знаний по ПДД. Отлично проявивших себя водителей наградили ценными подарками.
Кроме того, раз в год ко Дню автомобилиста и дорожника награждаем водителей нагрудным знаком Министерства транспорта и коммуникаций «За работу без аварий». Знак первой степени получили водители Вацлав Головня и Геннадий Кухаревич, которые в течение последних 8 лет не имели нарушений ни по линии ГАИ, ни трудовой дисциплины. Водители, проработавшие 5 лет без нарушений, получили нагрудный знак второй степени. Это – Владимир Довгель, Дмитрий Мелех, Николай Меленяко, Иван Протокович, Франц Семашко.
Светлана Смолей