Какой ты будешь, минская подземка?

Минское метро – основная транспортная артерия белорусской столицы. Ежегодный удельный вес метрополитена в городских перевозках коммунальным пассажирским транспортом приближается к сорока процентам, и есть все основания предполагать, что эта цифра будет расти.

Сегодня осуществляется активная работа по дальнейшему развитию Минского метрополитена – идет планомерное строительство третьей линии. Она пройдет через центр города и соединит микрорайоны Зеленый Луг и Курасовщину. В центре города будет создан транспортный треугольник с вершинами в пересадочных узлах на станциях «Октябрьская» – «Купаловская», «Площадь Ленина» – «Вокзальная» и «Фрунзенская» – «Юбилейная». Это позволит снизить пассажирскую нагрузку на существующий пересадочный узел между первой и второй линиями. Строительство станции «Вокзальная» положит начало формированию крупнейшего городского транспортно-пересадочного узла, где будут задействованы все виды железнодорожного и автомобильного транспорта.

Первый участок третьей линии, протяженность которого составит более 8,4 километра – от «Юбилейной площади» до «Слуцкого гостинца», будет включать в себя семь станций и электродепо. Он позволит обеспечить скоростной транспортной связью Курасовщину и деловой район Минск-Сити, проектируемый на месте бывшего аэропорта Минск-1.

Отличительной особенностью третьей линии станет высокий уровень автоматизации, безопасности и энергоэффективности. Предусматривается автоматизация технологических процессов обслуживания пассажиров и эксплуатации инженерных систем метрополитена. Произойдет автоматизация управления движением поездов в увязке с автоматизацией дверей платформенных барьеров, обеспечивающих повышение степени безопасности пассажиров.

Еще одно инновационное направление – использование тепловых насосов для самообеспечения теплом станций метрополитена и обогрева служебных помещений. Предусмотрено оснащение станций современными системами связи, видеонаблюдения, информационными системами. Для управления линией и поддержания высокого уровня безопасности строится новый инженерный корпус с ситуационными центрами метрополитена и службы безопасности.

Важнейшее новшество проекта – внедрение новой виброзащитной системы верхнего строения пути. Отличительная черта всей третьей линии – установка по краям платформ специальных барьеров безопасности из закаленного стекла для предупреждения несчастных случаев с пассажирами. Особое внимание будет уделено созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения. На станциях и в переходах предусмотрены лифты.

Для отделки путевых стен станций принято единое решение: облицовка металлокерамическими панелями темных тонов на высоту 2,5 метра, выше – окраска по бетону. Такой подход позволит получить недорогую выразительную отделку, удобную в эксплуатации.

Важнейшим элементом дизайна пассажирских зон третьей линии станет создание энергоэффективной системы как рабочего – повседневного, так и праздничного архитектурного электроосвещения.

На пересадочной станции «Площадь Ленина» – «Вокзальная» для быстрого перехода между линиями появятся траволаторы – горизонтальные аналоги эскалаторов. Это решение впервые предусмотрено в Минском метрополитене. Четыре станции третьей линии будут оснащены эскалаторами.

Проект предусматривает специальные места для размещения рекламы на всех станциях. Плоскостная реклама – в переходах и кассовых залах. На платформах – телевидеомониторы.

Станция «Слуцкий гостинец» располагается на пересечении улиц Кижеватова и Корженевского. В интерьере станции доминирующим цветом выбран синий. Концепция интерьера – стилизованный современными материалами и светом узор слуцких поясов, облаченный в современную форму и цвет. Использование подсветки теплых оттенков придает интерьеру станции особый эффект уюта и спокойствия.

«Неморшанский сад» примет пассажиров на пересечении улиц Кижеватова и Осиповичской. Планировка станции островная, колонная, с одним вестибюлем, расположенным над платформой. Связь между ними осуществляется по эскалаторам. Основная художественная идея – образ сада. Необычная подсветка имитирует на потолке свет, пробивающийся сквозь крону деревьев и создает приятную атмосферу.

Станция «Аэродромная» будет расположена в центре перспективной застройки «Минск-Сити». Основной замысел в дизайне интерьера – тема полета. Ее подчеркивают сводчатая конструкция и колористическая гамма – холодный прозрачный голубой с лаконичными вкраплениями цвета нержавеющей стали, белого и синего. Главный декоративный источник освещения – центральный светильник пространственной структуры с вмонтированными системами отраженного и прямого света. Это придает всей структуре образ инверсионного следа от самолета, который растворяется в небе.

«Ковальская слобода» проектируется на пересечении улиц Жуковского и Воронянского. Основная художественная идея станции – синтез современной архитектуры и национального культурного наследия. Введение сюжетных графических и скульптурных произведений позволит посетителям прикоснуться к культуре ремесленничества в Беларуси. Основной прием формирования образа – создание спецэффектов в центральной части свода посредством использования светообъемных тематических композиций на потолке.

Станция «Вокзальная» располагается на южной привокзальной площади и является пересадочной на станцию первой линии метро «Площадь Независимости». Пересадка осуществляется по двум независимым тоннелям, проходящим под железнодорожными путями вокзала Минск-Пассажирский. Пространство станции развивает тему, реализованную в интерьерах здания: пространственные фермы, металлокерамические панели, нержавеющая сталь.

«Площадь Франтишка Богушевича» находится в центральной части города. В основу дизайнерского решения станции положен образ сельской усадебной архитектуры конца XIX века. На создание этого образа работает колористическая гамма – теплые бежево-коричневые тона. Основной замысел в полном объеме раскрывается на платформе. Светлые, золотисто-бежевые колонны, облицованные металлокерамическими панелями с изображением пшеничного поля, в сочетании с нейтральным светлым полом акцентируют внимание на зоне платформы.

Станция «Юбилейная площадь» расположена на улице Сухой и является пересадочной на вторую линию метрополитена. Вход на станцию обеспечивается через вестибюль, примыкающий к существующим лестничным спускам пешеходного перехода станции «Фрунзенская». С платформенным участком вестибюль связан посредством эскалаторов и лифтов. Пересадка с «Фрунзенской» на станцию «Юбилейная площадь» осуществляется по тоннелю, оборудованному траволаторами.

Основная идея в оформлении интерьеров «Юбилейной площади» – создание настроения праздника, эмоционального подъема и торжественности.

В перспективе планируется, что Минский метрополитен будет иметь четыре линии общей протяженностью около 70 километров. Протяженность четвертой должна составить 20 километров с 12 станциями. Трасса частично дублирует второе автотранспортное городское кольцо, предусматривает пересадки на станции первых трех линий и юго-восточным участком выходит в микрорайон Чижовка. За МКАД в районе улицы Ташкентской планируется разместить электродепо.

Линия сформирует транспортно-пересадочные узлы на автовокзале «Восточный» и станции пригородных поездов «Тракторный завод» и позволит окончательно разгрузить пересадочный узел между первой и второй линиями.

По мнению специалистов ОАО «Минск-метропроект», целесообразно было бы предусмотреть перспективу создания на базе четвертой линии метро полноценной кольцевой линии. В этом случае пассажиропотоки впервые будут формироваться по дугам кольца, соответствующим исторической радиально-кольцевой структуре города, а не по радиусам, как в предыдущих проектах. Это позволит связать все виды транспорта в единую сеть и сформировать дополнительные транспортно-пересадочные узлы: «Минск-Южный», «Масюковщина», «Столичный», «Минск-Сити» и «Тракторный».

В перспективе планируется, что кольцевая линия примет большой пассажиропоток. Ее строительство станет катализатором привлечения внешних инвестиций в развитие прилегающих городских территорий (например, район улицы Платонова). Это позволяет рассматривать указанный проект как инвестиционно привлекательный.

Уже очевидно: необходима новая комплексная транспортная схема города, учитывающая долгосрочную перспективу. Сейчас во всем мире происходят революционные изменения в подходе к проектированию и строительству подземного транспорта. Поэтому от решений на современном этапе зависит завтра Минского метрополитена и то, насколько комфортной будет транспортная сеть столицы в целом. В то же время можно с уверенностью утверждать: сегодня минское метро развивается поступательно и рационально.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена, специально для «ТБ»

Добавить комментарий