Из двух зол выбираю лучшее…

Ситуация на рынке международных грузоперевозок –глазами водителей-международников.

Украина – с 28 марта, Россия – с 30-го, Литва, Латвия и Польша несколькими неделями ранее закрыли свои границы, но международные грузоперевозки не отменили. Это – жизненно важная отрасль экономики, и, несмотря на спад, она не должна прекращать функционировать. Однако в начале апреля одна за другой начали появляться новости о трудностях отрасли.

Десятки белорусских водителей возле ПП «Темир-Баба» несколько недель провели в степи на казахско-туркменской границе. Фуры не впускал Туркменистан: до 1 мая страна закрыла въезд для грузовиков. Выходы из сложившейся ситуации искали представители грузовых компаний, белорусские дипломаты и местные власти.

На въезде в Россию также образовались очереди. С 10 апреля в Москве ввели электронные пропуска для поездок на работу, посещения медицинских учреждений и разовых поездок в иных целях, но они не распространились на грузовые перевозки. А 21 апреля был опубликован указ, что водителям грузовиков, работающим в Москве с 22.00 до 6.00, больше не нужно оформлять спецпропуска.

На восточных российских рубежах Маньчжурия ограничила работу грузового направления пункта пропуска с Забайкальском. Контрольные органы с 17 апреля могли пропускать не более 10–12 автомобилей в сутки. Кроме того, власти китайского города Маньчжурия в автономном районе КНР Внутренняя Монголия ввели ограниченный график пропуска автомобилей на территорию приграничной торговой зоны в Маньчжурии. Проезд российских транспортных средств в эту зону осуществляется только по понедельникам, средам и пятницам – не более двух машин в день и шести раз в неделю. Ежедневно около 100 автомобилей пересекает границу через пункт пропуска Маньчжурия – Забайкальск. В последнее время водители проходят полную проверку на коронавирус, а фуры подвергаются санитарной обработке.

На казахских границах у всех въезжающих проверяют наличие СИЗ, измеряют температуру, а в Туркменистане дезинфицируют въезжающий транспорт. Германия продлевает пограничный контроль на внутренних границах с Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Данией до 4 мая. Каждое государство старается обезопасить свои рубежи, при этом интенсивность грузового движения на европейских дорогах за полтора месяца снизилась на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В Национальном статистическом комитете Республики Беларусь сообщили, что в I квартале 2020 года перевозки сократились на 10,5%. Организации и индивидуальные предприниматели перевезли 89,7 млн т грузов, или 89,5% к январю – марту 2019-го. Грузооборот составил 29,1 млрд тонно-километров, или 87,4% к соответствующему периоду 2019 года. У нашего западного соседа – Литвы – более 90% компаний зафиксировали снижение заказов на фрахт на международных маршрутах. В таких условиях резко сокращаются поставки международных грузовых перевозок по всему Европейскому союзу. Так, с марта отдельные компании зафиксировали сокращение выручки с 50 до 90%. Согласно проведенному национальной ассоциацией перевозчиков Литвы Linava опросу, 93% транспортных компаний чувствуют сокращение заказов и оборота. 15% перевозчиков указывают, что оборот упал более чем в два раза в первом квартале этого года, 16% компаний указали падение с 31 до 50% и 38% – от 11 до 30%.

«Рентабельность транспортных компаний в международных перевозках до пандемии составляла в среднем около 3%. В этот сложный период сократились до минимума. Конкуренция на европейском рынке огромна – мы узнали, что несколько крупных европейских транспортных компаний работают с нуля и в некоторых случаях за вычетом маржи, чтобы оставаться на рынке», – прокомментировали в ассоциации.

Из-за пандемии компании вынуждены останавливать грузовики, в которых уже просто нет груза. Так, в Литве производство сократилось на 40%, а в некоторых европейских регионах – на 90. Другая проблема, связанная с уменьшением объема заказов, заключается в просроченных платежах. Менеджеры опрошенных Linava компаний утверждают, что расчеты с клиентами могут задерживаться более чем на 20 дней, нередко клиентам нужна отсрочка до трех месяцев.

На фоне такого падения логичным с точки зрения ведения бизнеса стала новость о снижении оплаты труда водителей в литовской Girteka Logistics. Это крупнейшая в Европе транспортная компания: более 7400 тягачей и 7800 полуприцепов, работают 18 000 сотрудников, среди которых, кроме граждан Литвы, много белорусов и украинцев. Главный офис находится в Вильнюсе. Перевозки фирма осуществляет по всей Европе, Скандинавии и в странах СНГ. Водители говорят, что суточную оплату им снизили на 20 евро, а плату за пройденный километр на 4 цента. Они таким положением дел недовольны и объявили о забастовке, на что работодатель сообщил: «Мы не уменьшаем зарплаты нашим водителям. В течение некоторого времени выплачивали высокие суточные, из-за текущей экономической ситуации объявили о временном изменении. Мы продолжаем работать рука об руку с нашими водителями, чтобы у них была необходимая информация для оценки ситуации, и вместе работаем над тем, чтобы сохранить рабочие места и обеспечить бесперебойность бизнеса». Некоторые польские экспедиции также снизили оплату труда на 10 евро до наступления лучших времен.

А как у нас? Министерство транспорта и коммуникаций определило пункты, где иностранные водители, следующие транзитом через Беларусь, могут останавливаться для отдыха, питания и заправки. Санитарно-эпидемиологической службой, Транспортной инспекцией и сотрудниками ГАИ организованы специальные дозоры для контроля за самочувствием въезжающих в страну. В приграничных регионах санврачам помогают коллеги из других районов. Три смены за сутки – в итоге весь поток автомобилей, въезжающих в страну, взят под контроль. В специальные списки вносят всех водителей, которые не поедут дальше в рейс, а останутся в Беларуси, с обязательным указанием адреса их жительства для самоизоляции на 14-дневный срок.

Сотрудники Транспортной инспекции круглосуточно дежурят вблизи границы, останавливают каждую машину, которая въезжает на территорию Беларуси. Дальнобойщики получают на руки приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2020 года № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19». Водители, выполняющие транзитные автомобильные перевозки грузов, обязаны покинуть территорию Беларуси по кратчайшему пути следования не позднее дня, следующего за днем въезда, ехать только по республиканским автомобильным дорогам с возможностью остановки для отдыха и питания, а также заправки исключительно в специализированных местах. Также они не должны в период остановки покидать территорию специализированных мест, определенных в приложении. Иначе – штраф.

«Если честно, то моя семья уже очень давно не видела меня дома. Однако туда мне не хочется ехать по одной простой причине – мне придется 14 дней сидеть в четырех стенах на изоляции. Выбирая между кабиной автомобиля с возможностью свободного перемещения по дорогам и странам и комнатой в многоквартирном доме, я выберу работу. Очереди пропали на границах, раньше стояли по двое суток, сейчас за два часа проходим. Машин меньше стало, наверное, от того, что Россия на карантине и из Европы меньше загрузок можно брать. Были очереди из Германии на Польшу – проверяли температуру у каждого. Но такой порядок продержался где-то неделю, – поделился впечатлениями о своей работе в новых условиях водитель-международник Артём. – Польша сейчас уже начинает открываться, но по-прежнему кафе закрыты: еду можно купить только на вынос, продуктовые магазины работают, автозаправки тоже. Правила теперь везде одинаковые, и мы к ним привыкли: одеть маску и перчатки, больше трех человек на заправку не входить, дистанцию соблюдать.

В Германии продуктовые магазины работают тоже. На дорогах поток машин, как и раньше. Предприятия открылись, пробки в конце рабочего дня, стоянки заполнены. Единственно, сложно с загрузками не только на Россию, но и внутри европейских компаний, делились информацией коллеги из Girteka Logistics. В то же время беседовал с итальянским водителем, он отметил, что работы хватает и загрузки идут.

Во Франции и Испании измеряют температуру всех, кто заходит на предприятия, склады, таможенные терминалы, везде есть антисептики, и люди соблюдают дистанцию. От белорусов никто не шарахается, тем более что на моем предприятии мне выдали и перчатки и маски – я полностью снаряжен сизами.

Мне в Европе спокойно работается, как и было раньше. Больше положенных рабочих моментов ни с кем не контактирую, нахожусь все время в кабине – на своем рабочем месте. По ситуации в России на данный момент ничего не скажу, так как выезжал оттуда около месяца назад, но уже тогда там закрыли души и стоянки: мойся и стой, где хочешь, они не работают. Сейчас еду из Европы на Москву – узнаю, что у них изменилось».

Татьяна ПАШКЕВИЧ

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.