ИДЕАЛЬНЫХ ПОДДЕЛОК НЕ БЫВАЕТ…

На совещании по подведению итогов за 2015 год в филиале УП «Белтехосмотр» по Гродненской области выступил начальник ГАИ УВД Гродненского облисполкома полковник милиции Анатолий Кевра. Он затронул тему перебивки номеров на кузовах и агрегатах транспортных средств.

Такие перебивки – абсолютное свидетельство, что с этой машиной имел дело криминал. Анатолий Станиславович акцентировал внимание специалистов «Белтехосмотра» на подобном явлении и выразил уверенность, что «криминальные ТС» будут выявляться и на уровне техосмотра, тем более что в последние несколько лет случаев перебивки номеров стало много.

Через несколько дней нам удалось встретиться и поговорить с человеком, который в свое время занимался подобным, понес наказание и начал, как говорится, честную жизнь. По понятным причинам имя рассказчика изменено. Скажем только, что до перебивок он был отличным слесарем-ремонтником, работал на одном из АтП Гродненской области. Сейчас занимается гравировкой по металлу, последняя работа – «Форд» 1930 года.

– Бронислав, специалисты говорят, что существует два криминальных способа появления автомобиля, на котором необходимо перебивать номера. Сначала угоняется машина, потом ищется путь ее легализации. Второй способ – наоборот. Так что здесь никаких ноу-хау нет. Вы как действовали?

– Я занимался этим в Польше. Делается это обычно так: перебивают номера VIN, кузова и на двигателе. Как правило, на угнанных автомобилях. Естественно, для продажи без пошлин и налогов. Иногда по цене, более низкой, чем при обычном спросе. На дешевку «клюют» слишком жадные, считающие, что в случае обнаружения перебивки им не придется отвечать. Но так бывает редко, чаще при продаже такого автомобиля соблюдаются все рыночные принципы и тенденции, дабы покупатель ничего не заподозрил. Я действовал по-разному, не хочется вспоминать… Удачным автомобилем у нас считался тот, на котором номера можно было лишь слегка подправить, например, тройку на девятку или на восьмерку. Тут трудность (в отличие от подельщика документов): подпортишь число – получишь больше шансов на то, что тебя найдут и накажут, металл опаснее бумаги.

– Говорят, есть так называемые умельцы, которые не просто превращают одни номера в другие, а вырезают всю номерную площадь, вваривая совершенно новые данные…

– Мне такого делать не приходилось. Я попался на третьем автомобиле. Иногда перед сном оцениваю работу милиции… Меня вычислили достаточно быстро. Кстати, хвалили мои подделки. Один следователь сказал как-то проникновенно, с уважением… Нет, с уважением не ко мне лично, а к моим рукам: «Ну зачем ты измазал свои золотые руки, ведь отличный мастер, мог стать частным предпринимателем, наняться ремонтником к умному хозяину, который таких, как ты, ценит…» Так вот о милиции: поразительно, но они даже инструмент перечислили, которым я пользовался при подделке номеров; гаражи, где это происходило (в трех разных гаражах). Но самое главное – знали все мои связи, кто в гараж заглядывал из знакомых, не подозревающих, чем я там занимался, и даже какую еду в те дни покупал в магазинах.

– Что бы вы посоветовали тем, кто продолжает перебивать номера?

– Сдаться в плен (смеется). Я не люблю фразу: «Рано или поздно…». Милиция умеет выходить на нарушителей рано и быстро. Особенно после того, как получила оборудование для проверки сварочных швов. Ведь кто некоторое время считался «неуловимым Джо»? Тот, кто для сокрытия угона придумал отрезать передок автомобиля до лобового стекла, а на его место приваривать передок от другой машины, надеясь, что тут швы никто не проверяет. Но, насколько мне известно, вылавливают даже тех, кто использует высокоточные сварочные аппараты. Не все умельцы также знают, где находится специальная табличка со скрытым идентификационным номером автомобиля, которая вдобавок ко всему содержит закодированную информацию о комплектации автомобиля. Допустим, в коде ничего не сказано о люке в крыше авто. И если известно, что люк заводской, что устанавливается по характеру выштамповки, то вывод один: либо меняли крышу (что также опровержимо), либо номера перебиты.

– Мне приходилось слышать мнение одного мастера: если технически работа выполнена ювелирно, экспертиза не найдет следов. Якобы подделку может выдать лишь неопрятность «умельца», например, если он вместо цифры ошибочно выбивает букву, изменяет стандарт знаковых параметров или кривит изображение.

– Неправда. Эксперты умеют выявить даже безукоризненно подделанный номер. Идеальных подделок не существует. Это я зарубил себе на носу и советую знать всем, кто пробует свое мастерство на гололеде автомобильных подделок.

Справка

По сообщению пресс-службы Гродненской региональной таможни, в 2015 году было задержано 11 автомобилей с перебитыми номерами кузова и поддельными техпаспортами. Большинство проблемных транспортных средств белорусы и россияне пытались ввезти на территорию ЕАЭС из Литвы. В шести случаях водителями являлись жители Гродно и Гродненской области. Маркировка идентификационных номеров кузова этих автомобилей вызвала подозрение у таможенников. Экспертиза помогла убедиться: все номера действительно подверглись изменению.

Как правило, таким способом нарушители, уклоняясь от уплаты таможенных платежей, ввозят автомобили для дальнейшей перепродажи. За такие действия предусмотрены административная ответственность в виде штрафа до 30 базовых величин и конфискация авто. Органы внутренних дел проводят дополнительную проверку на наличие признаков уголовного преступления, которое квалифицируется как подделка либо уничтожение идентификационного номера транспортного средства, за что грозит лишение свободы до двух лет, а повторно – до пяти лет (ст. 381 УК РБ).

Информацию об идентификационных номерах автомобилей, ввезенных в Беларусь легально, с уплатой ввозных таможенных пошлин и налогов, можно проверить на сайте Государственного таможенного комитета. ГТК рекомендует во избежание неприятностей при покупке автомобиля регистрировать договор купли-продажи в Госавтоинспекции.

Олег Малашенко