И ты, пассажир, в ответе за безопасность

Каждое утро для жителей витебского микрорайона Билево начинается одинаково. Эта схожесть – в суровых реалиях будней.

ДАЕШЬ МЕСТО В САЛОНЕ!

Ежедневно людям приходится штурмовать маршрутные такси, чтобы вовремя добраться до работы, учебного заведения, детского сада… Единственной школы и пары садов, которые успели открыть в районе самых массовых новостроек, до смешного мало, поэтому детвора вынуждена курсировать в разные точки города в переполненном автотранспорте. Немного разрулили ситуацию с пуском троллейбуса № 12, но и этого крайне недостает для полноценного транспортного сообщения с «большой землей». Неудивительно, что, как только маршрутка подъезжает к остановочному пункту, волной нахлестывает на нее жаждущая попасть внутрь толпа. И все равно: сидя или стоя ехать. Собственно, и автобусы в час пик точно так же берут на абордаж.

И ты, пассажир, в ответе за безопасность

Водителю маршрутного такси № 72 придется расплачиваться рублем за перебор пассажиров в салоне, выявленный Александром СОБОЛЕМ.

И ты, пассажир, в ответе за безопасность

В микрорайоне Билево маршрутки атакуют толпы пассажиров.

И ты, пассажир, в ответе за безопасность

Эдуард КОНСТАНТИНОВ фиксирует выявляемые в рейде нарушения.

– Из Билево к нам чаще всего поступают жалобы на некачественное обслуживание пассажиров, главным образом, на дефицит транспортных средств. В принципе с этими вопросами население должно обращаться к руководству госпредприятия «Оператор перевозок», но почему-то штурмуют Транспортную инспекцию Минтранса, как утренние маршрутки, – разводит руками один из участников сегодняшнего рейда – ведущий специалист отдела контроля автотранспорта филиала ТИ по Витебской области Александр Соболь. – Мы же контролирующий орган, не располагающий подвижным составом, не составляющий его расписания… И все же систематически выезжаем в рейды, изучаем ситуацию, пытаемся воздействовать на нее, доводя до сведения заинтересованных органов и служб проблему необходимости корректировки движения маршрутного транспорта в густонаселенном спальном районе.

Наверное, им эта проблема и без того хорошо известна, однако не реагировать на обращения граждан нельзя. Наблюдая, как работают в рейде специалисты ТИ, понимаешь, что их присутствие на остановках в такие часы – это как точечный массаж. Заметил водитель человека в униформе или служебный автомобиль – воздержался от перегрузки своей машины. «Сарафанное радио» тут же сработало на упреждение его коллег. Час-два вынужденного «воздержания», экипаж Транспортной инспекции уезжает – и все возвращается на круги своя.

РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА ДТП

К слову, пассажиры упорствуют до последнего, не слушая водителя и не желая покидать завоеванное местечко в набитом до отказа салоне. Привычка? Все одно тот сдастся первым и повезет, не воевать же с женщинами и детьми. А может, наглость и беспечность, вынуждающие рисковать водителя (в любой момент можно схлопотать штраф) и других пассажиров, надеющихся на безопасную дорогу? Не от таких ли лишних, стоящих плотными рядами в проходах микроавтобусов, и создается угроза ДТП? С одной стороны, мягкотелые, сердобольные шоферы берут на себя ответственность, соглашаясь на их просьбы подбросить до пункта назначения. С другой – те же перевозчики, расписываясь в собственном бессилии перед толпой, молчаливо соглашаются на обострение дорожно-транспортной обстановки в городе.  Но есть и иная сторона медали. Если бы не корыстный интерес, вряд ли б водители сплошь и рядом шли на поводу у пассажиров. Зная, что позже практически весь день будут гонять авто почти вхолостую, перевозчики стараются именно в часы пик получить максимальную выручку.

– Пожалуй, это одна из причин самовольного сокращения маршрутов, – полагает специалист первой категории отдела контроля автотранспорта филиала ТИ по Витебской области Эдуард Константинов, везущий нашу рейдовую группу по основным билевским маршрутам. – Разворотное кольцо возле магазина «Доброном» по улице генерала Ивановского в Билево-1 является конечной для маршруток № 42, 59, 74, 77, 78, а для 72-й – промежуточной остановкой. Ей следует захватить пассажиров еще с нескольких остановочных пунктов на улице Богатырева в Билево-3. Беда в том, что далеко не всегда она туда заезжает, потому и жалобы приходят чаще всего от не дождавшихся этой маршрутки людей. Случается, что тут, на кольце, разворачивается – и вперед, перехватывать пассажиров с опережением своего времени.  А то и на подъезде к Билево, едва соскочив с Московского проспекта, водитель «забывает» заглянуть на конечные остановки, по личному почину сокращая схему движения, чтобы загрузиться поплотнее в центре микрорайона. Нередко спрямляет маршрут и микроавтобус № 59. И ведь знают водители, что оператор перевозок легко может проследить по компьютеру их путь, но рискуют в погоне за выручкой.

«ЗАЙЦЕВ» МАЛО, НО ВОДЯТСЯ

Забегая вперед, отмечу, что уже под конец рейда на улице Терешковой специалисты Транспортной инспекции взялись проверить, как выполняются Правила перевозок пассажиров маршрутками в относительно спокойное время – с 9 до 10 утра.

Несколько микроавтобусов, трогавшихся от остановки, никаких нареканий не имели. Зато все тот же 72-й, принадлежащий ЧУП «Возничий», отличился. Количество пассажиров в его салоне на шесть превышало допустимые возможности. Нашему экипажу пришлось позже встретиться с водителем-нарушителем для составления протокола. Но, похоже, одноразовым уколом в виде штрафа таких «умельцев» не пронять: объезжали на кривой законодательство и впредь будут действовать так же.

– Удивительно, что при проверке билетов у пассажиров безбилетников обнаружено не было. В последнее время хоть в одной из пары десятков остановленных маршрутных такси обязательно найдутся «зайцы». То водитель «забудет» выбить чек, то в переполненном салоне он затеряется в чьих-то безразличных руках, а иной раз и сам пассажир отмахнется: мне, дескать, ваша бумажка ни к чему. Между тем за безбилетный проезд он может быть оштрафован на половину базовой величины. Водителя, допускающего подобные вольности, ждет более строгое наказание – штраф от 4 до 10 базовых величин. Во время плановых совместных рейдов с оператором перевозок мы применяем штрафные санкции, – говорит заместитель начальника филиала Транспортной инспекции Минтранса по Витебской области Константин Рой.

Думается, это правильная воспитательная мера. Во-первых, водителю неповадно будет прикарманивать выручку, одновременно искажая сведения о востребованности маршрута. Во-вторых, у пассажира на случай форс-мажорных обстоятельств на руках будет билет, подтверждающий право на получение страховых выплат, если человек окажется потерпевшим в ДТП. Обязан сохранять билет до конца поездки – изволь выполнять свой долг.

МОТОР, ПОПАВ В ЗАТОР, СИГНАЛИТ: «КАРАУЛ!»

С напряженностью дорожного движения в Билево в Витебске может сравниться только сеть улиц, прилегающих к вокзалу и Полоцкому рынку, задыхающихся от перегрузки автотранспортом после закрытия Полоцкого путепровода.

Мы проехали по ним в то утро, и впечатление угнетающее. Длиннейший для областного центра шлейф очереди на пересечение моста Металлистов, через который можно попасть на другой берег реки и в центральную часть города. Утренние заторы прослеживаются и на улице Леонова, вплоть до улицы Титова.  А по вечерам, когда народ возвращается домой, на окраины, все с точностью до наоборот – пробки от Кировского моста до той же Титова. Как не понять сбои в графиках автобусов и маршруток, куда подобные задержки отнюдь не заложены. Недавно на улице Комсомольской возле облавтотранса наблюдалась огромнейшая очередь автомобилей, пытающихся пересечь злополучную на сегодняшний день паутину транспортных артерий.

Есть еще одна возможность выбраться из центра на улицу Ленинградскую, откуда в густонаселенные микрорайоны Тирасполь, Чепино, Лужесно. Но и этот маршрут – по Покровской, Мичурина, мимо крупной городской поликлиники на набережной Двины, комбината хлебопродуктов и ликеро-водочного завода, где часто проезд преграждают стоящие в очереди на погрузку и разгрузку фуры, легким не назовешь. Улочки, изначально не рассчитанные на массовое транспортное движение, а зачастую имеющие одностороннее, не в силах втиснуть увеличившийся поток машин. Асфальтобетонное покрытие проезжей части добито до ручки. Там водителю не то что обилечивать пассажира на ходу (как это, увы, обычно практикуется) не удастся, а довезти в целости и сохранности можно чудом. Того и гляди, машина провалится в яму или зацепит встречную. ОАО «ДСУ-45, г. Витебск» приступило к ремонту некоторых участков этой дорожной сети. Местами уже сняли изношенный слой асфальтобетона, скоро положат новый. Немыслимо представить, во что превратится движение на узеньких улочках промышленного района, когда за дело возьмутся громоздкие асфальтоукладчики и катки.

Тяжелые времена настали для перевозчиков пассажиров и автолюбителей в Витебске. Они буквально молятся на скорейшее завершение ремонтных работ на аварийном Полоцком путепроводе. Видимо, молитва будет долгой. В этих бы условиях пассажирам стоило с сочувствием отнестись к их проблемам и самим не провоцировать нарушения, на которые многие водители вынуждены идти вопреки здравому смыслу. Город-то один для всех, и заботы общие. Услышат ли друг друга люди, пока стоящие по разные стороны баррикад, если можно так образно назвать краеугольные камни пассажирских перевозок в столице Придвинья?

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий