И так сойдёт?..

С 20 по 31 мая Транспортной инспекцией проводился комплекс мероприятий по контролю за соблюдением перевозчиками законодательства в области транспортной деятельности при выполнении перевозок пассажиров автомобилями-такси.

Особое внимание уделялось внешнему и внутреннему оформлению автомобилей, а также оснащению их таксометрами, прохождению техосмотра, наличию договоров страхования. В одном из таких рейдов вместе с сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Витебской области принял участие и наш корреспондент.

Последний день мая. Ближе к обеду вместе со специалистом 2-й категории управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Витебской области Александром Каганом и специалистом этой организации Александром Бирюковым едем в район Витебской областной больницы.

– Правилами установлено, что такси должно быть желтого цвета или иметь по всей длине на боковых поверхностях такую же полосу, на крыше – опознавательный фонарь оранжевого цвета. Нужен также отличительный знак обслуживания, которым является композиция из квадратов черного цвета. На передних дверях – краткое наименование автоперевозчика, учетный номер плательщика. Кроме того, внутри салона должны быть визитная карточка водителя с фотографией и информационная табличка, содержащая сведения об автоперевозчике, – сразу поясняет Александр Каган.

Я всматриваюсь в проезжающие мимо автомобили и недостатков не замечаю.

– Сейчас в Витебске большинство такси принадлежит небольшим частным предприятиям. А там есть ответственные люди, которые знают законодательство и стараются не допускать на линию неправильно оформленные машины, – утверждает Александр Бирюков.

Действительно, зачем иметь проблемы на ровном месте? Ведь все требования легковыполнимы.

Тем не менее автомобиль с отсутствием информации о перевозчике вскоре попадается нам на глаза.

– Машина готовится к покраске, – сообщает водитель. – Три дня на ней никто не ездил, а тут возникла необходимость: на моем штатном автомобиле почему-то лампочки на приборной панели стали загораться по известному только им алгоритму.

Оправдание принято. Водителя преду­предили, чтобы больше не допускал таких нарушений. Тем более что все остальные требования он выполняет.

– Кроме внешнего вида, обращаем внимание на внутреннюю оснащенность такси, – продолжает рассказ Александр Каган. – В автомобиле должен быть установлен кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, если перевозка осуществляется за наличный расчет. Исключением является выполнение автоперевозок пассажиров, заказанных с использованием электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке. На видном месте должна находиться и информация о водителе с его фото. Если указанные атрибуты отсутствуют, можно усомниться, что это официальный автомобильный перевозчик.

У одного из водителей мы как раз и не обнаружили визитки.

– Машина служебная. Мы с напарником постоянно меняемся. Вчера снял визитку, положил в карман куртки и забыл. Сегодня тепло, поэтому куртку решил дома оставить, – оправдывался он.

Сотрудники Транспортной инспекции предупредили водителя.

К слову, сейчас это самое распространенное нарушение. Где только водители, по их же рассказам, не забывают визитки… У одного из них она нашлась в багажнике.

Также, отметил Александр Каган, у водителя такси должно быть при себе водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории B (к выполнению перевозок допускаются лица не моложе 20 лет, имеющие общий стаж управления автомобилем не менее двух лет или стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее одного года). Кроме того, водитель должен пройти обуче­ние в соответствии с программой, утверждаемой Министерством транспорта и коммуникаций (так называемые курсы таксиста) и не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию по единым программам повышения квалификации водителей механических транспортных средств соответствующей категории. Среди документов обязательны два страховых полиса – гражданской ответственности и ответственности перевозчика перед пассажиром. Сотрудники Транспортной инспекции обращают внимание также на наличие техпаспорта и допуска к участию в дорожном движении.

Если нет замечаний, то проверка такси у опытного сотрудника занимает две-три минуты. Да и сами водители знают, что от них требуется, поэтому все документы держат в доступном месте, чтобы быстро предъявить их проверяющим.

Мы проверили у Витебской областной больницы около десятка такси. Наше внимание привлекла машина с трещиной на лобовом стекле со стороны водителя. Таксист остановился, и тут же выяснилось, что у него нет разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Но, учитывая, что в салоне находился пассажир, который негативно отнесся к внеплановой остановке, а разбирательство заняло бы много времени, мы отправились на служебном автомобиле вслед за такси. Ситуация осложнялась тем, что пассажир не назвал точного адреса…

Ехать за автомобилем пришлось долго. Водитель оказался адекватным и вежливым. Он довез пассажира, а после пояснил, что трещина на лобовом стекле появилась еще в феврале, как раз накануне прохождения гостехосмотра. Естественно, с такой неисправностью на станцию диагностики ехать бессмысленно. Стекло надо менять. Таксист несколько раз ставил этот вопрос перед главным механиком фирмы, но тот лишь отвечал: сейчас с деньгами напряженка, едь так… 

Был составлен акт осмотра транспортного средства. Кроме всего прочего, установлено, что водитель перед выездом на линию не проходил медицинское освидетельствование. Представителей фирмы вызовут в Транспортную инспекцию. Если выяснится, что за техническое состояние автомобиля и своевременное прохождение гостех­осмотра действительно отвечает главный механик, то в отношении него будет вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Сумма штрафа может составить от 4 до 6 базовых величин.

– Когда мы общаемся с представителями частных предприятий, то заранее никогда не можем утверждать, кто будет отвечать. Иногда водители забывают, что когда-то расписались за то, что сами отвечают за техническое состояние вверенного им автомобиля и своевременное получение допуска к участию в дорожном движении, – поясняет Александр Каган.

Как после сообщил начальник управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Витебской области Василий Трубеко, в ходе рейдовой работы по контролю за соблюдением перевозчиками законодательства в области транспортной деятельности при выполнении перевозок пассажиров автомобилями-такси с 20 по 31 мая в Витебской области было проверено 106 транспортных средств, выявлено 88 нарушений. В том числе установлено пять такси, которые работали на линии без допуска к участию в дорожном движении. В результате составлено 15 актов об осмотре автомобилей. На их основании нарушители будут привлечены к административной ответственности.

Кроме того, в ходе рейдов сотрудники Транспортной инспекции несколько раз проводили контрольные мероприятия совместно с инспекторами Министерства по налогам и сборам. Установлены два нелегала, которые приезжали по вызову на личных автомобилях без атрибутики такси.

– В Витебской области, как и в целом по стране, увеличилось количество предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются перевозками пассажиров автомобилями-такси, – отметил Василий Трубеко. – До принятия Декрета № 7 Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства» от 23.11.2017 данный вид деятельности был лицензируемым. Количество субъектов хозяйствования можно было установить. Сейчас мы только предполагаем их реальное число, поскольку занятие данной деятельностью носит уведомительный характер для регистрирующего органа. Кроме того, декретом отменено ведение путевых листов, по которым можно установить прохождение водителем мед­осмотра и проверки автомобиля перед выездом на линию, а также проследить, соблюдается ли режим труда и отдыха. Но это не означает, что у нас не осталось механизма контроля.

За 2021 год в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих перевозку пассажиров автомобилями-такси, сотрудники филиала провели 10 выборочных и 8 внеплановых проверок. Их цель – профилактическая работа, а вовсе не наказание нерадивых водителей и фирм-перевозчиков.

Внеплановые проверки назначаются исходя из количества установленных нарушений, а также жалоб от пассажиров по поручению органов уголовного преследования. Это, как правило, ДТП с пострадавшими. Только при выборочной проверке одного из таксомоторных предприятий было установлено 1823 нарушения, из них 1807 случаев – использование транспортных средств без разрешения на допуск к участию в дорожном движении. По остальным проверкам ситуация если и лучше, то незначительно.

Мобильные экипажи за 2021 год проверили 1770 транспортных средств. По результатам контрольных мероприятий выявлено 1773 нарушения, то есть на каждое транспортное средство по нарушению.

Вывод напрашивается сам собой: субъекты хозяйствования мало задумываются над безопасностью пассажиров, получением пассажирами документов по оплате проезда. Хотя некоторые предприятия и ИП стараются выполнять свои обязанности автомобильного перевозчика.

Больше всего нареканий со стороны Транспортной инспекции – на работу перевозчиков, сотрудничающих с сервисом «МАКСИМ» (7003). Здесь отсутствие и элементарной страховки перевозчика перед пассажирами, и государственного техосмотра. Водители не проходят предрейсовое медицинское освидетельствование (приборный контроль). Поездки дешевые, но небезопасные. Да и зарегистрирован сервис за пределами Беларуси.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий