ДТП во всем мире являются одной из основных причин травматизма, которые влекут за собой значительные экономические потери. Поэтому высокий уровень безопасности дорожного движения является одним из важнейших условий устойчивого развития государства.
В прошлом году в Могилевской области сохранена отмечающаяся на протяжении последнего десятилетия положительная динамика снижения основных показателей аварийности. Уменьшилось число ДТП с пострадавшими в них людьми: в 2015 году – 579, в 2016-м – 460.
Сегодняшний разговор с начальником УГАИ Могилевского облисполкома Михаилом Невмержицким – не только об аварийности, но и о тех достижениях в профилактической работе с участниками дорожного движения, которые положительным образом сказываются на безопасности. Отметим, что полковник милиции Михаил Невмержицкий в мае был удостоен специальной премии облисполкома «Человек года».
Справка
В 2016 году в Могилевской области произошло 460 дорожно-транспортных происшествий, в которых 61 человек погиб (-33,7%) и 516 травмированы (-23,2%). По вине водителей в состоянии алкогольного опьянения произошло 58 ДТП (-40,8%), в которых погибло 9 человек (-72,7%) и 82 ранены (-28,1%).
– Михаил Михайлович, на протяжении последних лет аварийная обстановка в регионе имеет устойчивую тенденцию к сокращению, несмотря на увеличение количества зарегистрированных транспортных средств. Каким образом удается добиваться положительной динамики?
– Госавтоинспекцией области проводится огромная работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, тяжести их последствий, снижению транспортного риска, внедрению современных технических средств организации дорожного движения. В целом же работа в сфере обеспечения безопасности на дорогах области проводится немалая. Пристальное внимание уделяется всем участникам дорожного движения. При этом не упускаем из виду известное «соперничество» между водителями и пешеходами, пресекая грубые нарушения Правил дорожного движения, в числе которых – проезд пешеходных переходов.
К трагедии на дороге приводит элементарное несоблюдение правил безопасности. Проблема «водитель–пешеход» уже давно превратилась в проблему общечеловеческих взаимоотношений. И пешеходы, и водители знают свои права, стараясь соблюдать их только в той части, где это в их интересах. В частности, пешеходы «забывают», что даже на пешеходном переходе они обязаны переходить проезжую часть, убедившись в безопасности выхода на дорогу. Кроме того, многие отличаются ограниченным терпением, неосторожностью и отсутствием адекватного поведения, внезапно появляясь на проезжей части перед близко идущим транспортом, пересекая ее в неустановленных местах и на запрещающий сигнал светофора.
Причинами ДТП с тяжкими последствиями по вине пешеходов является и неиспользование ими в темное время суток световозвращающих элементов, а также участие в дорожном движении в состоянии опьянения. На такие ситуации могут повлиять не только инспекторы ГАИ, но и те, кто находится рядом: друзья и близкие. Даже очевидцы могут сообщить о нарушителе в ГАИ, тем самым предотвратив аварию и сохранив жизни и здоровье других участников дорожного движения.
Жесткие меры административного воздействия применяем к водителям, управляющим транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, превышающим скорость движения, нарушающим правила обгона, проезда перекрестков и маневрирования.
Если говорить о прошедших пяти месяцах, то приходится констатировать, что за этот период наблюдается небольшой рост погибших людей в дорожно-транспортных происшествиях. Мы анализируем причины и стараемся повлиять на ситуацию.
– Детский травматизм и смертность в результате ДТП – проблема, можно сказать, общегосударственного значения.
– Да, одна из главных задач Госавтоинспекции – не допустить подобных случаев на дороге. Данная проблема всегда актуальна. Если обратиться к цифрам, то в 2016 году в области произошло 54 ДТП с участием детей, в которых двое (-33,7%) погибли и 58 (+18,4%) были ранены. Отмечу и тот факт, что в прошлом году в Могилеве не погиб ни один ребенок.
По каждому факту ДТП с участием детей совместно с органами образования проводятся всесторонние проверки, вырабатывается и реализуется комплекс корректирующих мероприятий по устранению пробелов в воспитательно-профилактической работе, организации надзорных мероприятий, совершенствовании организации дорожного движения.
Регулярно проводятся мероприятия, направленные на упреждение происшествий, создание условий для дальнейшего повышения безопасности детей на дороге.
В своей повседневной деятельности сотрудники Госавтоинспекции используют различные формы и методы проведения профилактической работы, начиная от бесед, занятий, игр и конкурсов для малышей и заканчивая широкомасштабными и массовыми мероприятиями и акциями для взрослых. В период школьных каникул профилактическая работа проводится в оздоровительных лагерях.
Сегодня подрастающее поколение более избирательно в информационной подаче, что подталкивает ГАИ к новым формам и методам профилактики и организации деятельности на более высоком уровне.
Обучая детей безопасному поведению на дороге, Госавтоинспекция проявляет заботу об их жизни и здоровье, формирует законопослушного гражданина государства, а Правила дорожного движения – это один из законов. Завтра наши дети станут взрослыми, сядут за руль автомобиля, и их поведение будет определять уровень дорожной безопасности в стране. Поэтому они сегодня должны взять все то лучшее, чему их научили.
– Автомобилисты часто жалуются на качество дорог. Насколько это влияет на аварийность?И как тесно налажено взаимодействие с дорожными службами?
– Сразу хочу заметить: вопрос качества улично-дорожной сети возникает только с приходом весны, когда в отдельных местах появляются ямочность, трещины, которые являются головной болью для всех автомобилистов. Безусловно, мы стараемся реагировать на ситуацию путем выдачи предписаний дорожно-коммунальной службе и контролируем их выполнение. Однако, чтобы улучшить общее состояние дорог, необходимы большие финансовые средства.
Если говорить о дорогах в целом, то Могилевский регион играет значимую роль в транспортной системе: через его территорию проходят важнейшие международные транзитные коридоры. Высокое качество дорог обеспечивает надежный доступ населения к объектам социальной сферы и инфраструктуры, снижает время в пути и затраты на эксплуатацию транспортных средств, повышает безопасность дорог. А дорожные условия и безопасность движения – понятия, не отделимые друг от друга. В тесном взаимодействии мы работаем с РУП «Могилевавтодор» по обеспечению безопасности дорожного движения, определяя места концентрации ДТП, разрабатываем мероприятия по их предупреждению, в числе которых – устройство барьерного и тросового ограждения, строительство и ремонт пешеходных и велосипедных дорожек, тротуаров, что позволяет разделить транспортные и пешеходные потоки. Кроме того, наносится горизонтальная дорожная разметка, заменяются и устанавливаются дорожные знаки, автопавильоны, площадки отдыха. Взять к примеру автомобильные дороги М4 Минск – Могилев и М5 Минск – Гомель. Это высокоскоростные магистрали, которые соответствуют международным стандартам и требованиям по безопасности. Теперь, когда транспортные потоки разделены, устроены развязки, имеются защитные ограждения от животных и устроены безопасные пешеходные переходы, количество ДТП значительно сократилось.
– УГАИ области на протяжении многих лет проводит профилактические мероприятия с водителями маршрутных транспортных средств. Каковы результаты работы в этом направлении?
– Автомобиль относится к категории особо повышенной опасности. А если это транспортное средство, которое перевозит пассажиров, то на водителя ложится большая ответственность за жизнь и безопасность людей. Однако многих водителей маршруток беспокоит не безопасность перевозки, а деньги.
В Могилеве перевозка пассажиров маршрутными такси осуществляется по 28 маршрутам более чем на 500 транспортных средствах. Для проведения профилактической работы по предупреждению ДТП и укреплению транспортной дисциплины среди водителей за каждым маршрутом закреплен сотрудник отделения технического надзора и профилактики межрайонного отдела ГАИ УВД. Он работает с перевозчиками, применяя различные формы и методы профилактической работы. Однако, несмотря на это, по-прежнему имеют место нарушения ПДД. Среди наиболее частых – проезд на запрещающий сигнал светофора, разговоры по мобильному телефону, обилечивание во время движения, посадка и высадка пассажиров по их просьбе в неустановленных местах, нарушение правил маневрирования и проезда перекрестков.
Для усиления воздействия на перевозчиков и владельцев маршрутных транспортных средств несколько лет назад Управление ГАИ области вышло с инициативой на Могилевский горисполком с предложением о приостановлении действия карточек маршрутов автомобильных перевозок пассажиров в регулярном городском сообщении за грубые нарушения Правил дорожного движения и перевозки пассажиров. Его поддержали, и теперь ежемесячно на заседании комиссии по организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном городском сообщении по Могилеву рассматриваются вопросы о приостановлении действия карточек маршрутов.
Как показало время, наша совместная работа оказалась действенной мерой, ведь перевозчики не только наказываются штрафами, но и приостанавливается работа их транспортного средства. А даже неделя простоя – серьезный удар по карману перевозчика. Только с начала года за грубые нарушения комиссией было приостановлено действие 102 карточек маршрутов на срок от 5 дней до двух месяцев. Выход один – не нарушай!
– Каково взаимодействие Госавтоинспекции со службами безопасности движения на предприятиях?
– В основном в службах БД работают инженеры, которые ранее были госавтоинспекторами и которые априори знают все о безопасности дорожного движения. С этими службами мы находимся в тесном и постоянном сотрудничестве, чтобы совместными действиями обеспечивать безопасность и бесперебойное движение общественного транспорта. Несомненно, знаем проблемы, с которыми сталкиваются на дороге водители.
Проводим совместные профилактические мероприятия, направленные на безопасность дорожного движения. Особенно обращаем внимание на нарушения, которые могут привести к совершению ДТП. В первую очередь акцентируем внимание на скоростных режимах, правилах проезда перекрестков, подъезде к остановочным пунктам, соблюдении дистанции и бокового интервала. Рассказываем водителям о том, как предупредить падение пассажиров в салоне и как правильно действовать, если это все же произошло. В целом можно констатировать, что в парках работают ответственные, эмоционально устойчивые и профессиональные водители, которые соблюдают Правила дорожного движения и обеспечивают безопасные перевозки пассажиров общественным транспортом.
К решению вопросов безопасности необходимо привлекать всю общественность, а не тех, кто и так этими вопросами занимается. Выходя из своего дома, человек уже становится участником дорожного движения и обязан соблюдать и выполнять требования ПДД. Иначе игнорирование безопасности дорожного движения может привести только к печальным событиям.
В свою очередь, УГАИ Могилевского облисполкома постоянно ищет новые методы борьбы с нарушителями, поскольку штрафы стали делом обычным. Применяем креативные способы профилактики, влияющие на подсознание, а для остроты восприятия – элементы шоковой терапии. Взять хотя бы искореженный автомобиль, помещенный на эвакуаторе, с манекеном, измазанным краской. А несколько месяцев назад на дорогах Могилева появился манекен в черном балахоне с косой. Надпись призывала соблюдать скоростной режим. Идея социальной акции – в том, чтобы владельцы автомобилей, проезжая мимо фигуры, зрительно видели, что смерть действительно подстерегает на каждом шагу всех, кто управляет транспортным средством.
Реакция у участников дорожного движения разная: кого-то манекен пугает, у кого-то вызывает улыбку, кто-то даже фотографируется со «смертью». Но главное, может, многие задумаются и будут соблюдать Правила дорожного движения.
– Что бы вы пожелали всем участникам дорожного движения?
– Самое главное пожелание – проявлять уважение друг к другу, взаимопонимание, взаимопомощь и строго соблюдать Правила дорожного движения. Только объединив все усилия, можно достичь благополучия и порядка на дорогах.
Вера ОБРАЗЦОВА, «ТБ»