Хозяйки фронтовых дорог

В годы Великой Отечественной войны в армию и на флот было призвано 490 тыс. женщин. Представительницы прекрасной половины человечества ковали Великую Победу вместе с мужчинами на фронте и в тылу, в подполье и партизанских отрядах. В их числе и те, кого называли хозяйками фронтовых дорог.  Они стали настоящим символом Победы. Их службу и подвиг увековечили в памятниках. 

И до, и во время Великой Отечественной войны регулировщицы были частью отдела регулирования уличного движения (ОРУД) – аналог нынешней ДПС. Госавтоинспекции эта структура не подчинялась. С ГАИ она была объединена только в 1961 году.

…Казалось, их работа не сопряжена с особыми трудностями, а между тем была такой же тяжелой и опасной, как и у солдат на передовой: девушки указывали путь военным колоннам и под обстрелами, и под налетом вражеской авиации. Кроме того, свои обязанности инспекторам фронтового дорожного движения приходилось выполнять в любую погоду: под дождем и снегом, на лютом морозе. Ведь покинуть пост – значит дезертировать.

Все сигналы регулировщиков, касающиеся организации и направления движения, водители должны были исполнять немедленно и беспрекословно. Но на фронтовых дорогах случалось всякое.

Регулировщицы на посту погибали не только от мин и снарядов противника. Как свидетельствуют архивные документы, девушки нередко становились жертвами водителей-лихачей или неопытных шоферов. Порой регулировщиц сбивали дезертиры. Защититься в таких ситуациях не было возможности. Ведь азы техники безопасности приходилось постигать на фронте. Впрочем, многие водители относились к работе регулировщиц с пониманием, зная, что служба у них незавидная. Иначе как подвигом ее не назовешь.

Вспомним, к примеру, Дорогу жизни – единственную транспортную магистраль через Ладожское озеро к блокадному Ленинграду: зимой – по льду, в периоды навигации – по воде. Защитникам города удалось продержаться в том числе благодаря подвигу тех, кто смог обеспечить функционирование Дороги жизни по льду озера. Один из лучших водителей ледовой трассы В.И. Сердюк вспоминал, что машины могли провалиться в полынью в любой момент, но хуже всего приходилось тем, кто совсем не уходил со льда:

– Регулировщики на трассе как на передовой. Не было им передышки ни днем ни ночью. Нельзя допускать ни малейшей заминки в движении машин. Как только где-нибудь пробка, сразу обстрел или налет.

И действительно, ежедневно мимо регулировщиц проезжали тысячи машин. Надо было вовремя обнести козелками воронки от бомб, расставить указатели объездов у трещин, следить за усталостью льда. Они заправляли и зажигали фонари, по нескольку раз в сутки переводили движение с нитки на нитку. Расчищали также трассу вместе с дорожниками от торосов и снежных заносов. Одним словом, служба незавидная.

Регулировщица Таня, по словам шофера Сердюка, одна из них. Маленькая, но боевая. В валенках, ватных брюках и полушубке. Сверху – белый маскировочный халат, через одно плечо – карабин, через другое – противогаз. Талия опоясана патронташем. Ей все повиновались беспрекословно. Она казалась необыкновенно красивой: никто не замечал, что у нее почернели обмороженные щеки. Девушка нередко оставалась на посту вместо своих подруг. А порой ее просто некем было заменить. Часто после налета с трассы увозили раненых и убитых регулировщиц.

– Однажды на Танином посту остановились две машины, чтобы перелить горючее, – вспоминал Сердюк. – Неожиданно начался обстрел, появились «мессершмитты». Один из шоферов, впервые попавший на Ладогу, растерялся и помчался, не обращая внимания на дорожные знаки и сигналы, которые подавала регулировщица. А кругом – полыньи и воронки, прикрытые тонким слоем льда.

Прыгнув на подножку автомобиля Сердюка, ехавшего следом,  девушка крикнула:

– За рулем новичок! Останови его! Иначе он погибнет!

К счастью, перепуганного шофера настигли у большой полыньи. Он затормозил, остановившись в двух метрах от незамерзшей воды.

В другой раз во время дежурства регулировщицы произошла подвижка льда. Таня спокойно забралась на торос и оттуда регулировала движение. Ее хладнокровие успокаивало водителей.

Фамилия Тани неизвестна. Но девушка символизирует мужество всех регулировщиц в годы войны – их подвиг увековечен в памятнике блокадной регулировщице, установленном в самом начале Дороги жизни в 1986 году. Это памятник и Вере Миловидовой. Она ушла на фронт в 22 года, оставалась на Ладоге до весны 1943-го, а войну закончила в Прибалтике. Вот строки из ее воспоминаний:

– Девчонки стояли вдоль всей трассы, как столбики. Сто метров друг от друга. Указывали дорогу, подкладывали бревна под машины. Командиры частей сверяли свои данные с нашими секретными картами – некоторые мы сами и перерисовывали. А фашисты летали над нами. И при обстреле мы просто падали. Куда ж денешься на голом льду?

Добровольцем ушла на фронт и Мария Лиманская, дошедшая до Берлина. Там, у Бранденбургских ворот ее и запечатлел военный фотокорреспондент Евгений Халдей. После она охраняла дорогу к Потсдамской конференции, где проезжавший мимо Черчилль притормозил и спросил, не обижают ли советскую коллегу британские солдаты.

–  Смена положена через четыре часа… – вспоминает героиня фото. – Стояли обычно дольше: по шесть, по восемь, когда колонны шли. Днем с флажками – желтым и красным, ночью – с фонарем трехцветным. Под Варшавой «катюши» ночью через голову били – у самого перекрестка разложились. Стоишь, страшно. Думаешь, ко всему привыкла, а тут они. Никогда так близко не видела, когда бьют. Стоишь и просишь у Бога: «Хоть бы сразу убило, сил нет». А ничего – они бьют, а ты стой, регулируй.

Фото Евгения Халдея, снятое в мае 1945-го, стало один из символов Победы. На нем – Мария Лиманская. Именно она явилась прообразом открывшегося в 2020 году в городе Марксе Саратовской области памятника военным регулировщицам.

Героиней известного снимка советского фотокорреспондента Марка Редькина стала регулировщица Татьяна Александрова из города Боровичи Новгородской области. 15-летней, она в самом начале вой­ны пришла в военкомат, где ей отказали. Девушка начала работать в одном из прифронтовых госпиталей. Тане не исполнилось и 16 лет, когда в 1942-м после очередного похода в военкомат ее зачислили в армию: как и тысячи молодых людей, она приписала себе лишний год. Мечтала попасть на фронт,  чтобы отыскать своего отца, на которого 1941-м пришло извещение: «Пропал без вести». Но вчерашнюю школьницу отправили на санитарный поезд в тылу. Через год Таню определили на курсы регулировщиц. В июне 1945-го ее демобилизовали. Много лет спустя Татьяна вновь встретится с фотографом, который, как и обещал, вписал ее имя в историю.

К сожалению, неизвестно имя регулировщицы, которая в годы войны, по воспоминаниям старожилов, на развилке дороги Ростов – Донецк двое суток без перерыва направляла на фронт наши вой­ска. Не выдержав напряжения, она упала без сознания, но пост не покинула. В память о ее подвиге на этом месте в поселке Матвеев Курган Ростовской области установлен монумент, посвященный всем военным регулировщицам.

Подготовила Ольга НИКОЛАЕВА

Добавить комментарий