Есть снег, нет снега… Забот – не меньше

Утверждение, что дороги являются своеобразной визитной карточкой региона, а их состояние о многом говорит как соседям, так и зарубежным гостям, вроде как стало штампом. Но от этого актуальности своей не потеряло ни на грамм. И в самом деле, дорога – это первое, на что обращает внимание человек, будь то водитель или пассажир.

На балансе РУП «Гомель­автодор» находится 2283,754 км республиканских автомобильных дорог, в том числе 166,34 км автодорог I категории. Их обслуживают 8 филиалов по территориальному принципу в составе 29 линейных дорожных дистанций, каждая из которых в среднем обслуживает от 57 до 90 км. И все это немаленькое хозяйство необходимо содержать если не в идеальном, то по меньшей мере более чем приемлемом состоянии. Особенно в условиях нашей транзитной державы, где дороги наряду с лесами и реками являются также национальным достоянием.

К слову, всего в минувшем году на содержание, ремонт, возведение и реконструкцию дорог и мостов было выделено 68 млн рублей. Это средства из дорожного фонда, а также кредитные. За год текущим ремонтом приведено в должный вид около 115 км дорожного покрытия. Капитальным – всего 2 км. В то же время, по данным материалов диагностики автомобильных дорог РУП «Белдорцентр», в 2020-м в текущем ремонте нуждается 723 км автодорог, а в капитальном – 309 км. Что касается средств, выделенных на 2020 год, то на текущий ремонт они остались в прежнем объеме, а вот на капитальный из республиканского бюджета выделено всего 2,175 млн рублей, недостающие средства планируется получить за счет кредитов.

Безусловно, нынешняя зима которая вроде как и не зима вовсе, внесла свои коррективы. И тут необходимо отметить, что в РУП «Гомельавтодор» были готовы к любому развитию событий. Что уж говорить, профессия у дорожников непростая: они всегда мобильны, в разное время суток, в жару и метели устраняют возникшие проблемы. Груз ответственности за этот труд велик, что, возможно, и создает особое отношение к своему делу. 

Есть снег, нет снега… Забот – не меньше

Так, например, в РУП «Гомель­автодор» был издан приказ «О подготовке дорог и организаций дорожного хозяйства к работе в осеннее-зимний период 2019/2020 гг.», в соответствии с которым и проведен весь комплекс подготовительных работ. Кроме того, организационные вопросы по подготовке к зимнему содержанию рассматривались на заседании комиссии по качеству и производственном совещании. Проведены и региональные семинары-совещания со всеми начальниками ЛДД, учеба с диспетчерами.

В полном объеме были заготовлены противогололедные материалы (получено 46 399 т технической соли, из которой приготовлено 60 699 т ПГМ, и 16 791 т чистой соли, обработанной антислеживателем). Как и прежде, в работе применяется соль, получаемая от ОАО «Беларуськалий». Часть ее перемешивается в равных пропорциях с песком. Кроме того, еще несколько лет назад на предприятии начали строить вдоль дорог закрытые склады, где соль хранится в чистом виде. В течение пяти лет планируется увеличить их количество, чтобы минимизировать использование песка. Это позволит максимально применять химический способ для ликвидации зимней скользкости, а также для профилактической обработки. За счет чего почти вдвое сократится расход смеси, а также изменится скорость обработки автомобильных дорог – уменьшатся холостые пробеги. Есть и такой момент: соль без примесей быстрее вступает во взаимодействие с гололедом. Химико-фрикционный способ будет применяться в меньших объемах.

Кстати, будет ошибочно полагать, что в этом году погодные условия оставили дорожников без работы. Ночные морозы, пусть и не слишком серьезные, создают к утру на дорогах весьма ощутимую наледь. В связи с неблагоприятными дорожными и погодно-климатическими условиями, установившимися с наступлением зимнего периода, РУП «Гомельавтодор» обращает внимание участников дорожного движения на то, что зимняя скользкость образуется практически одновременно на значительном протяжении автомобильных дорог, а ее устранение связано с выполнением большого объема работ и требует существенных затрат времени, технических и трудовых ресурсов. Поэтому необходимо учесть, что одновременно обработать противогололедными материалами все дороги сразу невозможно. Согласно Правилам дорожного движения при выборе безопасной скорости водитель должен самостоятельно учитывать дорожные и метеорологические условия и принимать в случае необходимости меры к снижению скорости движения вплоть до остановки транспортных средств.

Впрочем, зима еще не закончена, а долгосрочные прогнозы синоптиков, как они и сами признают, крайне ненадежны. Так что возможно все. И снегопады в том числе. Даже весной. На этот случай специализированная техника и механизмы для выполнения работ по зимнему содержанию полностью готовы к любым природным катаклизмам. 102 имеющихся пескосолераспределителя, среди которых 12 МАЗ-МАN, прошли аттестацию на норму распределения ПГМ. На линейке готовности также стоят 133 снегоочистителя, 66 МТЗ с навесными отвалами, 7 роторных очистителей, 23 автогрейдера и 37 погрузчиков.

Парк техники здесь, кстати, обновляется ежегодно. Так, в лизинг приобретены несколько МАЗов для работы в зимний период. Есть тут и автомобиль на базе шасси УРАЛ-4320 – шнекоротор с повышенной проходимостью. В Минской области он в свое время помогал устранять последствия урагана «Хавьер». Отлично показал себя в крайне непростой ситуации, где другая техника была бессильна.

Впрочем, для оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением круглогодичного и безопасного движения автотранспорта на обслуживаемых автомобильных дорогах и искусственных сооружениях, здесь создана своя прекрасно оборудованная диспетчерская служба. В ее задачи входит и свое­временное информирование руководства РУП «Гомель­автодор», ЦДС «Минск­автодор-Центра» о состоянии обслуживаемых дорог и производственной деятельности филиалов, а также получение информации от ЛДД, ДЭУ о проезжаемости на обслуживаемых дорогах и выполняемых работах по содержанию автодорог. Постоянная связь по вопросам содержания поддерживается и с дежурными ГАИ, диспетчерами дорожных организаций, по вопросам изменения погоды – с Гидрометеоцентром и МЧС.

Пока же в отсутствие катаклизмов одна из основных забот сегодняшнего дня – ямочный ремонт. Для этих целей было заготовлено 428 т СОМС, имеется 120 т асфальтогранулята. Работы по ямочному ремонту ведутся круглогодично, но наиболее сложный – зимний период. Как пояснили специалисты, тому несколько причин. Одна из них – климатическая. Ежегодно в нашей стране фиксируется 70–80 циклов перехода через ноль. Такие перепады температур очень активно разрушают дорожное покрытие. С другой стороны, сказывается и недостаточное финансирование. Это ведет к необратимому процессу – ухудшению асфальтного покрытия. Таким образом, его ремонт и восстановление обходятся в 2,5-3 раза дороже, чем своевременная профилактика.

Но, несмотря на это, работники РУП «Гомельавтодор» используют различные технологии. Например, для латания дорожной одежды в зимних условиях преимущественно применяется складируемая органоминеральная смесь. Состав этого «холодного асфальта» позволяет осуществлять работы при температуре до минус 20 градусов. Горячим же асфальтобетоном работы выполняются с апреля по ноябрь.

Сейчас в неделю специалистами осуществляется до 800 кв. метров ямочного ремонта. Ежедневно в зависимости от потребности работает от 6 до 10 бригад. Что касается техники, то тут задействованы известные ЯР-4 на базе МАЗа и рециклеры. Всего же с начала года (данные на 20 февраля) уже приведено в порядок более 6300 кв. метров дорожного покрытия республиканских дорог.

Конечно, не забывают тут и об эстетике. То есть о наведении порядка в полосе отвода. Ведь каким бы отличным ни было дорожное покрытие, если вокруг – нескошенная трава, аварийные сухие деревья, мусор, впечатление не просто от дороги, но и от страны в целом будет здорово подпорчено. Так что у работников РУП «Гомельавтодор», как у очень заботливой хозяйки, эти работы находятся на постоянном контроле.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий